Новинки, исследования, изобретения

Новинки, исследования, изобретения

Жестяная нога

Интересно, все ли работники автозаводов «Хонды» получат такого помощника?

До сих пор правила дорожного движения четко различали пешеходов и механические транспортные средства. Изобретение «Хонды» способно стереть эту грань!

Как известно, гиподинамия приводит к тому, что поддерживать свой вес при ходьбе становится все труднее. А встать с дивана, чтобы просто потренировать дряблые мускулы, лень. Лежебокам очень пригодится устройство «Уокинг эссист дивайс», разгружающее скелет и мускулатуру при ходьбе, в том числе по лестницам (видно, и в Японии лифты не всегда работают!)

 Без особых усилий можно взойти хоть на 25-й этаж.

Устройство массой 6,5 кг, снабженное двумя электромоторами и литий-ионным аккумулятором, сконструировано таким образом, что его каркас повторяет естественные движения голени и бедра, не нарушая положения центра тяжести пешехода. С ним можно, не особо напрягаясь, подниматься по ступенькам или заниматься приседаниями в течение двух часов. Управляющий компьютер получает сигналы от датчиков, размещенных в ботинках.

Интересно, что разработка этого устройства началась еще в 1999 году, но только теперь оно созрело для серийного производства.

Разумеется, о лежебоках мы вспомнили ради шутки. А если серьезно, новинка предназначена для людей, которым приходится подолгу работать стоя, совершая однообразные движения. Например, для рабочих на автосборочных конвейерах.

Ключ без права передачи

С виду обычный современный ключ… Вот только терять его не стоит!

Владельцы завтрашних БМВ вряд ли рискнут передать ключ от машины кому бы то ни было. Ведь в нем будет размещен чип, подобный тому, какие уже используют в США в некоторых кредитных картах. Идея, конечно, хорошая: например, на АЗС достаточно будет бросить ключ на стойку и дождаться, пока из принтера выползет чек. Оплатить таким способом можно, конечно, не только бензин. В этом-то и кроется опасность!

Электронный кошелек – лишь одно из применений нового ключа, который призван персонализировать не автомобиль, а его водителя. В память микросхемы можно записать, например, частоты любимых радиостанций, телефонную книгу, настройки сиденья, микроклимата и многое другое. Причем эти настройки будут приниматься любым автомобилем БМВ, поддерживающим новую систему, будь то собственный, служебный или прокатный. Как при этом разрешится проблема доступа конкретного водителя в конкретную машину, пока не сообщается, но при нынешнем развитии информационных технологий это не самая сложная задача.

В планах Ганса-Йорга Фёгеля, автора изобретения, использование нового ключа как электронного билета на поезд, самолет, в автобусе, метро… А что, бросил машину на перехватывающей парковке, сел в трамвай, поднес ключ к турникету – проезд оплачен!

«Я – мотоцикл, обхожу справа!»

В наушники был передан голосовой сигнал опасности. Его продублировала зажегшаяся над комбинацией приборов полоса красных светодиодов.

На полигоне «Опеля» в Дуденхофене состоялась первая публичная демонстрация результатов работы консорциума С2С-СС (CAR-ТО-СAR Communications Consortium). Умей бортовые компьютеры говорить, мы услышали бы немало крепких выражений в адрес иных водителей. Поэтому и решено было поручить предотвращение ДТП... самим автомобилям: пусть они сообщают друг другу о своем присутствии на той или иной полосе движения, о намерениях водителя, выраженных включением поворотника или нажатием на педаль тормоза либо газа. Оценив предстоящий маневр, автомобили сами решат, выполним ли он без создания аварийной ситуации.

Водитель синего автомобиля получает сигнал о приближающейся пожарной машине с требованием перестроиться вправо.

При этом будут автоматически учитываться и правила дорожного движения, и статус его участников (грузовик, легковое авто, мотоцикл или, скажем, машина спецслужб). И тогда всякие отговорки типа «думал, проскочу» уйдут в историю.

Во время тест-драйва автомобили определяли свое положение с помощью системы спутниковой навигации. Но главная цель тестирования – убедиться в универсальности языка общения между автомобилями восьми различных производителей (потому и понадобился консорциум). Был среди участников теста даже мотоцикл «Хонда», который давал подсказки своему наезднику не только индикатором над дисплеем, но и во встроенные в шлем наушники (через «Блютус»).

Мотоциклист включил правый указатель поворота и тут же получил сигнал об опасности маневра: возможно пересечение траекторий с синей машиной, которая пока находится вне поля зрения.

С поставленной задачей справились все. А в перспективе автомобили начнут сами, без участия водителя, сигналить друг другу, тормозить или выруливать при опасном сближении. Как считают сотрудники профильной лаборатории VisLab университета Пармы, золотой век наступит лет через пятнадцать. Пока же системе доверено лишь информирование водителя об опасности или безопасности того или иного маневра.

Светит, но не греет

Такие кристаллы вскоре пропишутся в фарах вместо лампочек.

На электронной ярмарке в Мюнхене фирма «ОСРАМ опто семикондакторс» представила новый, еще более мощный светодиод для использования в головных фарах. Вместо пластикового корпуса-линзочки здесь впервые использовано оптическое стекло, в толще которого размещен так называемый затвор (Shutter), который обеспечивает нужное светораспределение (ранее для этого служили механические заслонки-бленды, поглощавшие часть света). При этом на одной подложке может быть установлено от двух до пяти собственно светодиодов, коммутация которых позволяет получать разную световую картину в зависимости от конкретных дорожных условий.

А теперь несколько цифр. В зависимости от количества задействованных кристаллов новый источник света может давать яркость от 125 лм при токе 7 мА до 1000 лм при 1 А. Причем специалисты ОСРАМа считают возможным многократный рост и этих очень неплохих показателей в ближайшие годы. Проблема перегрева кристаллов, ставившая предел рассеиваемой мощности, практически решена: уже сегодня тепловое сопротивление составляет лишь 3оК/Вт.

Излучаемый новым светодиодом свет по цветовой температуре – 6000оК – весьма близок к солнечному (6500оК), вот только не греет. Сиять он может от 10 000 до 20 000 часов – недостижимый для ламп накаливания (да и для ксеноновых) результат! Для справки: срок службы первых около 500 часов, вторых – вшестеро больше.

О пользе трения

Серджо Армани, теперь уже доктор, получил награду за лучшую диссертацию года.

Обычно трение считают вредным явлением, пожирающим лишнее топливо. Но ведь без него автомобиль вообще не сдвинулся бы с места. А еще порождаемое трением тепло позволяет соединить разнородные материалы – потребность автомобилестроения в таких технологиях растет постоянно.

Изобретение в этой области позволило сотруднику исследовательского центра GKSS в Геестхахте (Германия) Серджо Армани не только стать доктором, но и получить приз за лучшую диссертацию!

Будущая заклепка приближается к пластмассовой детали (а) и начинает погружаться в нее (б). Выделяющееся тепло постепенно плавит и саму заклепку (в) – остается лишь обрезать стержень на нужной высоте (г).

Раскроем суть двух предложенных им методов. В первом случае Армани удалось заделать глухую заклепку в толще пластмассовой детали так прочно, что даже усилие 9500 Н не смогло ее вырвать. Вот кадры, запечатлевшие ход процесса. Зажатый в патрон мощной «дрели» металлический стержень – тело будущей заклепки – со строго дозируемым усилием прижимается к детали. От трения пластик плавится, и стержень постепенно входит в него, как нож в масло. Но затем (и в этом суть новой технологии) тепла становится так много, что плавится и… металл, образуя шляпку в глубине пластмассовой детали. Разумеется, тут требуется точный расчет и подбор материалов основы и заклепки. После остывания остается лишь наложить лист, скажем, алюминия и расклепать торчащую часть заклепки. Заметим, что с тыльной стороны пластмассовой основы (а на самом деле это лицевая сторона) не видно никаких следов!

Второй метод состоит в том, что вращающийся металлический стержень с силой проводят вдоль будущего шва наложенных друг на друга пластин, плавя и соединяя их. При этом не требуется ни предварительной подготовки поверхностей, ни каких-либо флюсов.

Почти без платины

Структура нового нейтрализатора.

В новом «Ниссане-Куб» впервые применен нейтрализатор, позволяющий благодаря новой технологии значительно уменьшить содержание драгоценной платины. Это тем более важно, что сегодня половина общемировой добычи платины и 80% – родия уходят именно в выхлопные системы.

Существенно уменьшить количество драгметаллов в нейтрализаторе без ущерба для качества очистки отработавших газов не позволял эффект постепенного спекания их микрочастиц в агломераты с меньшей площадью поверхности. Выход нашелся в разделении частиц своего рода перемычками из специального материала (ноу-хау), препятствующими спеканию. В итоге нейтрализатор нового «Куба» содержит ровно вдвое меньше платины (0,65 вместо 1,3 г). При этом, как оказалось, степень очистки газов от окислов азота и углеводородов выросла на 75%!

Новые нейтрализаторы поначалу будут выпускать на заводе в Иокогаме для автомобилей, продаваемых на японском рынке, а в перспективе они появятся не только на всех «ниссанах», но и на «рено».

Подпишитесь на «За рулем» в