Нас тьмы и тьмы...

НАС ТЬМЫ И ТЬМЫ...

Борьба за потребителя между европейскими, американскими и азиатскими автопроизводителями у нас острее, чем в Европе, хотя внешне все выглядит благополучно — продажи стремительно растут и места всем хватает. Но россияне уже не просто покупают автомобили, а выбирают конкретную модель, и верность марке определит ее успех надолго вперед.

О накале соперничества говорит та борьба за покупателя, которую развернули европейцы, снижая цены и вбрасывая на российский рынок целые линейки новых моделей. И хотя первыми к нам пришли авто из Европы, азиаты доминируют уже шестой год: восемь из десяти самых продаваемых в России иностранных брендов принадлежат им. Продажи авто из Азии в нашей стране растут не только в абсолютном исчислении (более чем на 60% в год), но и по занимаемой доле рынка (см. таблицу).

А недавно появившиеся китайские марки уже заняли, по разным подсчетам, не менее 5% рынка иномарок, и их доля продолжает расти как на дрожжах. В целом на азиатские бренды приходится уже более 62% рынка иномарок в России.

ПОГОНЯ ЗА ЛИДЕРАМИ

Японские авто известны высоким качеством сборки. К ним постепенно подтягиваются «корейцы». В том же направлении устремились китайцы, осознав, что важно не просто слепить внешне привлекательный автомобиль. Считается, что устойчивость сбыта на 70% обеспечивает качество, остальное же относят к маркетингу и послепродажному сервису.

«Новые азиаты» привлекают ценой. Десятку наиболее продаваемых у нас иномарок составляют авто стоимостью от 10 до 20 тыс. долларов. Противостоять азиатским машинам в этом сегменте трудно. Европейцы позиционируют свои автомобили по цене как вышесредние — сказывается стоимость рабочей силы и траты на социальные нужды. Но азиаты уже осваивают рынки дорогих, представительских и даже спортивных автомобилей, предлагая за те же деньги лучшую комплектацию и дешевые запчасти при весьма высоком качестве, вводят новые люксовые бренды. Сказывается и то, что для российских автомобилистов бренд и страна происхождения не играют главенствующей роли; подержанные авто у нас уходят влет и по завышенной цене. К тому же, многие считают, что по менталитету россияне все же ближе к Азии, чем к Европе или Америке.

ЗАКРЕПИТЬСЯ НА МЕСТНОСТИ

Существенную фору азиатам дает сборка машин на нашей территории, позволяющая выиграть в цене до 15%. Такая «скидка» особенно важна в нижних ценовых сегментах, где формируются первичные вкусы и предпочтения. Вспомним, как «Форд», открыв завод в России, с одной моделью вышел на первое место. Недорогой «Логан» буквально взорвал рынок и мигом обеспечил «Рено» шестую строчку в рейтинге брендов, сам оказавшись на третьем месте вслед за «Фокусом» и «Лансером». На четвертом — «Ланос», корейский автомобиль украинской сборки, впереди «Алмеры», «Нексии» и «Нивы»… Уловив тенденцию и понимая, что рынок уходит, европейцы решили дать бой на российской территории и спешно строят в России свои заводы. К «Рено» и «Форду» присоединятся «Джи-Эм», «Фольксваген» и группа «Пежо-Ситроен». Азиаты готовят адекватный ответ: «Тойота», «Ниссан» и следом «Мицубиси». Одновременно подтягиваются производители компонентов и комплектующих: «Магна», «Бош», «Мишлен», «Нокиан», но не дремлет и «Бриджстоун». Похоже, рынок выиграет тот, кто первым настроит у нас больше предприятий.

АРМИЯ ПОДНЕБЕСНОЙ

Косвенно об успехах «китайцев» и их потенциале можно судить и по остроте соперничества среди желающих продавать эти машины в России. Крупнейший дилер китайских брендов — группа компаний ИРИТО (130 автосалонов в 52 городах). В ее портфеле «Грейт-Уолл», FAW, «BYD Ауто», «Хафей мотор», «Фотон», DFM. Модельный ряд включает городские авто разных классов, пикапы, «джипы», коммерческие, грузовики и автобусы. Летом появился «BYD Флайер II», выпущенный уже специально для России.

Права на продажу автомобилей из Поднебесной получили «Инком-авто» и «Автомир», присматривается к ним «Рольф». В компании считают, что рынок в ближайшее время будет расти в основном за счет дешевых автомобилей китайского, корейского и российского производства.

Показательно, что и тут наибольшим спросом пользуются китайские автомобили российской сборки: «Грейт-Уолл SUV G5» и «Грейт-Уолл Ховер», которые выпускают в подмосковной Гжели, а также «Чери-Амулет» из Калининграда. При этом цена и без того дешевых «китайцев» снижается еще процентов на двадцать. Например, российский «Ховер» обходится покупателям на $5 тыс. дешевле импортного — а это уже существенно. Еще два года назад авто из Поднебесной многие в России встретили скептически. А сегодня большинство китайских машин в дефиците!

Китайцы внесли сумятицу в паритет сил на рынке, делая то, что могли бы делать наши заводы — насыщать рынок дешевыми, современными и прогрессирующими по качеству автомобилями. Спрос на них будет всегда. Но… «если не забиваешь ты, забивают тебе». Китайские авто, по сути, уже стали главными «убийцами» отечественных машин.

Основная проблема «китайцев» связана не с дефицитом в поставках, а с производственными и организационными недочетами, непродуманным маркетингом, отсутствием сервиса и запчастей. Но китайцы быстро учатся. Пока у них не лучшее соотношение цены и качества, во многом за счет «навара» продавцов. Но, видимо, это скоро пройдет.

«Работать с китайской продукцией непросто», — оппонируют в ИРИТО, «Инком-авто» и «Автомире». Да, эти машины дешевы, но чтобы продать их, требуются немалые вложения. К тому же риски пока высоки, что отражается на ценах. Сами китайские производители практически не поддерживают своих продавцов: лишь немногие из них готовы вкладываться в сертификацию, рекламу и продвижение своих моделей, создание дилерских сетей. Из-за этого некоторые китайские бренды, едва успев появиться на рынке, уже исчезли.

Тем не менее некоторые эксперты полагают, что уже в скором времени китайцы отнимут рынок сначала у российских автопроизводителей, потом у корейцев, а там замахнутся и на японцев. В последнее верится с трудом. Но по тому же сценарию в свое время развивались события вокруг корейских, малайзийских, а потом и индийских машин. Таким был и «путь самурая» по отношению к европейским, а потом американским маркам. Скорее всего, на рынке произойдет перераспределение долей между японскими, корейскими и китайскими производителями, к которому подключатся иранцы и индийцы, а доля европейских и американских машин, особенно в верхних ценовых сегментах, не уменьшится.

НАША СПРАВКА

Китайским компаниям принадлежат 14 мест из первых 32 в мировом рейтинге, недавно составленном статкомитетом Международной организации производителей автомобилей (OICA). Самое высокое, 18-е (сразу за АВТОВАЗом), занимает корпорация «Дунфен» (Dongfeng), в прошлом году занимавшая 23-е место. С 40-го на 36-е вышла «Нанкин Авто» (Nanjing Auto), купившая британский MG Rover. «Грейт-Уолл» переместилась с 49-го места на 43-е. Но особенно впечатляющие результаты показали молодые компании «Чери» и «Джили» (Geely), прыгнув с 43-го на 29-е и с 41-го на 31-е соответственно (не учитывая совместных с западными производителями предприятий). Из азиатов выше всех «Тойота» (2-е место), почти сравнявшаяся с лидером — «Дженерал моторс». На 6-м — «Ниссан», на 7-м — «Хонда», группа «Хёндай-КИА» — на 9-м месте.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии