«На дороге мы все зависим друг от друга!..»

«На дороге мы все зависим друг от друга!..»

В отношении женщин не принято оперировать числительными — все чаще прилагательныеэпитеты, все больше в превосходной степени. Об Ирине Матвеевне Зуевой, директоре Ростовской юношеской автошколы, абсолютно искренне хочется говорить возвышенно и восторженно, но, чтобы оценить масштаб этой яркой личности, позволим себе временно отступить от «политесов». Итак: более тридцати лет за рулем, без малого тридцать у руля «Автограда». За последний год обучение в юношеской автошколе прошли 300 детей и сотни взрослых, а команда ЮАШ 11 раз становилась чемпионом России по автомногоборью.

...Коллеги называют ее «Макаренко XXI века», а дети-выпускники еще теплее — «мама».

— Я думаю, каждый, кто к нам приходит — и преподаватели, и родители, — по призванию тоже педагоги. И дети сюда стремятся. Пока они играют, мы должны научить их думать.

— Вы отдали школе 29 лет. Что она значит для вас?

— Не хочется говорить избитыми фразами, но школа — это второй дом, если не первый. Наша задача — научить ростовчан, в особенности подрастающее поколение, грамотному поведению на дороге, ценить и сохранять свою жизнь, тем самым повышая безопасность движения на дорогах нашего города, области, страны в целом! Поэтому «Автоград» сегодня имеет статус областного центра безопасности. Все классы у нас оборудованы по последним требованиям: тренажерами, досками разводки транспорта, макетами.

— В каком возрасте к вам приходят дети?

— Мы начинаем работать с восьмилетними. Для них разработана специальная программа — так называемая «Программа безопасного колеса». Следующая возрастная группа — дети 11–12 лет. И наконец, основная группа — подростки от 14 до 18 лет. Ну и, конечно, обучаем родителей, взрослых людей. Работа с ними, на мой взгляд, едва ли не самая важная. Ведь дети учатся на примере взрослых.

Замечательная, на мой взгляд, идея — семейная система обучения. Такие «семейные экипажи» сегодня невероятно популярны. Приходят мама и папа с ребенком, приводят бабушку или дедушку. Но главное, за что нас благодарят родители: взаимоотношения между разными поколениями в семье становятся лучше. Возникает понимание, рожденное общим делом.

— Что вы считаете ключевым моментом в вашейсистеме обучения?

— Важно не только научить человека каким-то знаниям и навыкам — куда важнее привить культуру. У нас ведь как происходит? Люди не хотят уступить друг другу дорогу, если ситуация двоякая — каждый пытается разрешить ее в свою пользу. Надо, чтобы все мы поняли — на дороге нет одиночек, здесь все связаны, все зависят друг от друга.

Наша школа располагает собственным автодромом со всеми компонентами реальной дорожной жизни — разметкой, стоп-линией, светофорами, эстакадой. Навыки, которые получают наши ученики на автодроме, бесценны, потому что поэлементно они осваивают все проблемные участки и ситуации, с которыми столкнутся потом на дорогах. Таких действующих автогородков сегодня в Ростове всего два, а желающих тысячи. В принципе обеспечить город сетью таких автодромов, чтобы люди учились ездить там, а не на дорогах, где беда подстерегает каждую минуту, и есть решение проблемы безопасности.

— Пройдя полный учебный курс, в 14 лет наиболее одаренные дети начинают серьезно заниматься автоспортом. Что это за ребята?

— Ребята самые разные, не обязательно отличники учебы. Они далеко не паиньки, но когда попадают в этот коллектив, подчиняются общим законам. С детьми надо заниматься! Надо открывать автогородки, мини-площадки, спортивные комплексы, где ребенок может максимально себя проявить. Посмотрите на лица наших детей, когда им вручают кубок и звучит гимн — как они себя уважают, какое у них глубокое, искреннее чувство патриотизма. Таких клубов, как наш «Автоград», должно быть много.

— Команда юношеской автошколы 11 раз становилась чемпионом России, в июле ребята приглашены для участия в международных соревнованиях. В чем секрет такой «победной формы»?

— Во-первых, это ростовский темперамент — в детях, которые занимаются таким видом спорта, это особенно проявляется. А во-вторых, хорошо организованные занятия. Регламентировано все поминутно — занятия, темы, упражнения. Но самое главное — заинтересовать ребенка, чтобы он не был безразличным, чем бы ни занимался. Для наших детей автошкола — это дом, куда они приходят общаться, тренироваться, здесь их и встречают как своих детей.

— Как вы относитесь к грядущим нововведениям — «омоложению» участников дорожного движения?

— Я смотрю на это отрицательно — как на нелепость. Одно дело, когда ребенок ездит под присмотром взрослых, другое — пускается в самостоятельное плавание. Если наших детей — быстрых, темпераментных — выпустить на свободу, они таких «чудес» могут натворить... Так что, на мой взгляд, этого делать не стоит — наоборот, надо строить закрытые автогородки, и пусть они там занимаются, тренируются, выплескивают неуемный темперамент... Наше общество еще не готово к таким новшествам. Столько людей гибнет на дорогах — куда еще добавлять беды?

— А что вы думаете об анонсированном увеличении срока обучения водителей?

— Если человек настроен — он и за три месяца обучится, и за два. Все зависит от индивидуального отношения. Но мне кажется, когда осваиваешь в комплексе и правила, и вождение, эффект все же больше. Поэтому я не вижу необходимости в полугодовом обучении водителей легковых автомобилей.

— Как вы сами чувствуете себя за рулем?

— Великолепно. Очень комфортно.

— Даже когда едете по городу?

— Я все время говорю работникам ГИБДД: «Дайте мне книжечку, я вам план сделаю за день». За рулем я машинально начинаю учить — сигналю, могу постучать в окно, начинаю объяснять, почему нельзя этого делать.

— То есть ваш педагогический процесс заканчивается, видимо, только в гараже... Легко ли вам работать?

— Не всегда, но работаю я с удовольствием. Каждый день на работу как на праздник идешь. Все идут сюда с удовольствием — дети, родители, преподаватели. Мне кажется, заниматься любимым делом — самое большое счастье в жизни!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии