Объем в стиле компакт

Тест трех мини-вэнов

]

Opel Zafira

Прототип был показан публике еще в 1997 году во Франкфурте, а с января 2000-го началось серийное производство «Опеля-Зафира». В 2003 году автомобиль пережил обновление, став еще удобнее и современнее.

На российский рынок поставляется с двумя бензиновыми моторами 1,8 л, 92 кВт/125 л. с. и 2,2 л, 108 кВт/147 л. с., механической или автоматической коробками передач. Все версии оборудованы системой быстрой трансформации салона Flex 7. 

В зависимости от комплектации (Comfort или Elegance) цены на автомобиль колеблются от $20 840 до 26 495.

Ford Focus C-Max

Дебют «фордовского» мини-вэна состоялся в марте 2003 года в Женеве. Совсем недавно он появился в России. Пока здесь продают лишь базовую версию в комплектации Trend с бензиновым двигателем 1,8 л, 88 кВт/120 л. с. Весной 2004 года планируются поставки других модификаций C-max с бензиновыми двигателями 1,6 и 2,0 л.

В более далекой перспективе — оснащение автоматической коробкой передач.

В автосалонах «Форд C-max» стоит от 18 000 евро. С появлением более дешевых версий мини-вэна базовая цена составит 15 500 евро.

Volkswagen Touran

Впервые показан публике на Женевском автосалоне 2003 года. Это первый компакт-вэн именитого концерна.

На наш рынок «Туран» пока поставляется только с турбодизельными двигателями 1,9 л, 88 кВт/120 л. с. и 2,0 л, 100 кВт/ 136 л. с. и уникальными для данного сегмента шестиступенчатыми коробками передач — «механикой» или «автоматом».

Цена — от 25 000 евро.

Сегодня компакт-вэны — сочетание практичности и незаурядных возможностей трансформации салона, а также широкий набор всевозможных ящичков, столиков, полочек, дополнительных розеток. Словом, всего, без чего нельзя обойтись в семейном отдыхе, бизнесе, да и просто при желании попутешествовать. Созданные на платформе сегмента «С» (гольф-класс), они вбирают достоинства относительно небольших машин, оставаясь удобными в большинстве жизненных ситуаций. При этом предлагают потребителю просторный и универсальный салон. Пожалуй, главная задача мини-вэнов — сделать вашу жизнь внутри машины максимально комфортной.

Конечно, компактные однообъемники могут существенно отличаться друг от друга внутренними размерами, ценой, ездовыми характеристиками и даже количеством мест, но объединяет их стремление доукомплектовать потребительскую корзину всем тем, чего она лишена в более традиционных транспортных средствах. Наверное, поэтому в их инструкциях многие страницы заняты подробным описанием вариантов обустройства салона, а также способов наиболее удобного размещения велосипедов, надувных лодок и другого скарба, предназначенного для активной жизни.

Наши подопечные как раз из таких активных и продуманных. Кто-то из них искрится молодостью и новизной, а кто-то, наоборот, подкупает взвешенностью. Несомненно одно: все участники теста — конкуренты и их соперничество не будет легким. К тому есть предпосылки: ведь " Форд Фокус C-max", можно сказать, еще не остыл от презентационной шумихи. "Фольксваген-Туран" — первенец концерна в этом сегменте, к тому же и он дебютировал совсем недавно. Ну а " Опель Зафира" даже спустя несколько лет после появления остается законодателем стиля, приобретая все новых поклонников.

ЧТО В ИМЕНИ?

«ОПЕЛЬ-ЗАФИРА». Оставим новинки на потом, сделав точкой отсчета классику жанра. Признаюсь, мне нравится этот автомобиль: в нем стройный динамичный силуэт и симпатичные пропорции сочетаются с внутренним удобством. Думаю, это как раз тот случай, когда зрелый возраст автомобилю только на пользу. С машиной очень быстро находишь общий язык, легко принимая как достоинства, так и недостатки. Увы, последние заметны, особенно на фоне конкурентов.

С позиций водителя «Зафира» практична и рациональна, даже чересчур: комбинация приборов выглядит слишком уж простенькой, непритязательной, как, впрочем, и сиденья с коротковатыми подушками и не слишком большим диапазоном продольных перемещений. При высокой, городской посадке почему-то все время хочется сползти пониже — оказывается коротковат рычаг коробки передач, да и ручник упрятан в столь глубокую нишу, что к нему приходится наклоняться. Но главная придирка в другом: стоит справа оказаться пассажиру, как понимаешь, что для людей в осенне-зимней одежде «Зафира» определенно узковата.

Тем не менее, при более детальном знакомстве выясняется, что за кажущейся скромностью скрывается пусть и не суперсовременный, но весьма насыщенный и продуманный автомобиль. Электроподогрев передних сидений, кондиционер, система отопления и вентиляции с подводом воздуха к задним пассажирам. Водительское сиденье имеет аж пять регулировок; рулевое колесо — две. Подобную заботу нельзя не оценить, особенно в дальней дороге, как и обилие всевозможных ниш и карманчиков.

Не обижены и задние пассажиры. Помимо индивидуально регулируемого и легко трансформируемого среднего ряда сидений из пола багажника можно «построить» еще два небольших кресла, сделав автомобиль семиместным. Конечно, перспектива сидеть на них взрослому человеку не внушает восторга, но как детские места эти стульчики имеют право на жизнь. Нужен просто грузовой отсек — пожалуйста: несколько нехитрых движений — и мы вновь получаем солидный и удобный багажник. Очень понравилось, как фиксируются сиденья среднего (основного) ряда: в сложенном состоянии они образуют мощную, жесткую конструкцию, страхующую сидящих спереди от возможного смещения груза, скажем, в аварийной ситуации.

«ФОРД-ФОКУС C-max». И вновь симпатяга, чей облик не только привлекает внимание, но и вызывает желание познакомиться с машиной поближе. Кажется, даже в сравнении с авангардным интерьером «Фокуса» здесь все здорово изменилось. По тому, как засуетился, забегал наш фотограф, чувствовалось, что на этот раз ему угодили. Действительно, салон удивляет не только продуманностью, но и дизайнерскими находками. Свежая, хорошо читаемая комбинация приборов, крупная, мощная передняя панель, удобный рычаг коробки передач на центральной консоли.

К сиденьям тоже не придерешься. Просторные подушка и спинка, широкие диапазоны регулировок, в том числе по высоте, электроподогрев — он, похоже, стал обязателен для большинства мини-вэнов. Здесь явно свободнее, чем в «Зафире», — по крайней мере спереди.

А вот сзади, пожалуй, не столь просторно, как у конкурентов, — крыша вплотную над головой. Этим C-max больше напоминает легковушку. Не стали «заигрывать» и с третьим рядом сидений, оставив автомобиль пятиместным. Зато сидящим сзади предложили кучу мелких удобств. Здесь и индивидуальные возможности трансформации, и возможность немного подвинуть крайние кресла вбок, и откидные столики на спинках передних сидений. При желании задний ряд можно демонтировать целиком или по частям, превратив пассажирский отсек в индивидуальный салон. Багажное отделение стандартной прямоугольной формы меньше «опелевского» и по ширине, и по глубине.

«ФОЛЬКСВАГЕН-ТУРАН». Еще при первом знакомстве весной прошлого года я долго пытался найти хоть какие-то зацепки в его незамысловатой внешности. Автомобиля вроде бы много, места в нем достаточно, продумано все от и до, а облик в целом никак не назовешь ярким, динамичным, запоминающимся. Каюсь, тугодум. При нынешней встрече наконец-то сложился образ классического немецкого бюргера. Рослый, крупный, самоуверенный, с солидным «животиком» — салоном, пунктуальный и правильный до мелочей. Пусть не обижаются создатели за подобные аналогии — Германия уже давно строит автомобили в расчете на себя. Думается, незатейливая внешность как раз и есть воплощение требований, предъявляемых к «Турану»: вместимость, удобство и функциональность. Остальное вторично.

Оказавшись внутри, можно посетовать на раздражающую сине-сиреневую подсветку шкал приборов, жесткую на ощупь баранку, немного мрачноватые цвета и оттенки обивок, но все-таки проникаешься уважением к функциональности каждой детали интерьера. Будь это водительское сиденье, не придется сомневаться в бережности его объятий, равно как и в запасах регулировок. Если климатическая установка, то непременно раздельная для сидящих спереди, да еще с регулируемым подводом воздуха назад. Может, вам показались не очень просторными собратья-конкуренты? Но уж в «Туране» все учтено и выверено так, чтобы свободного пространства было как можно больше, не говоря уже о всевозможных ящичках, полочках и «бардачках», коих педантичные создатели насчитывают целых 39.

Естественно, не обделены вниманием и сидящие сзади. Им предлагаются три полноценных места, которые двигаются, раскладываются или демонтируются. Как и в «Зафире», здесь можно «построить» третий ряд сидений, сделав «Туран» семиместным. Правда, претензии к стульчикам-довескам будут схожие — комфортно там лишь детям и подросткам.

Под стать салону и багажник. Просторный, удобный — он, несомненно, понравится любителям путешествий. Последних насторожит лишь отсутствие запасного колеса: вместо него компрессор и шинный герметик. Воображение россиянина сразу рисует ситуацию: морозец градусов под двадцать, мобильник «вне зоны покрытия» и до цивилизации километров двести. А перед вами колесо с пропоротой боковиной и бесполезные причиндалы. Уф! Одна надежда — на презентации обещали комплектовать «Туран» полноценной запаской.

ТАНЦЫ НА ЛЬДУ

Зима словно сидела в засаде, дожидаясь удобного момента: как только троица собралась вместе, грянул снегопад. Стали коварными знакомые повороты, сгладились неровности и колдобины — где уж тут объективно оценить ездовые качества. И все же кое-какие сравнения сделать удалось.

«ОПЕЛЬ-ЗАФИРА». То, что автомобиль неплохо сбалансирован и по ездовым свойствам, чувствуется с первых минут знакомства. Удобный, довольно резвый 1,8-литровый двигатель, правильно подобранные передаточные числа трансмиссии. На загородной трассе «Зафира» в своей стихии. Идиллию немного нарушает лишь шум двигателя, активно прорывающийся в салон после 3000–3500 об/мин. Он не то чтобы давит, но дребезжащие нотки назойливо присутствуют даже при езде на высших передачах.

Подвески «Зафиры» неплохо вписаны в общую идеологию: комфортны на мелких неровностях и при этом хорошо справляются с препятствиями покрупнее. Столь разумное сочетание комфорта и мускулистости располагает к длительным поездкам.

Схожи и настройки управляемости. Спокойные, взвешенные реакции не способствуют резким, импульсивным маневрам и перестроениям. На скользкой дороге хорошо чувствуется работа противобуксовочной системы. Но вот беда — слишком уж активно вмешивается она в процесс управления тягой, настойчиво «придушивая» двигатель. Это, конечно, помогает бороться с буксованием ведущих колес, но неотключаемый «тракшн-контроль» не позволяет вытянуть автомобиль газом из случайного заноса. Немного повоевав со скольжениями, понимаешь, что на «Зафире» лучше до них не доводить.

«ФОРД-ФОКУС С-max». Настроен совсем по-другому. Выдающаяся управляемость обычного «Фокуса» явно тешит самолюбие «фордовских» инженеров, поэтому особое внимание они уделили рулевому управлению и подвескам. Даже на снегу заметно, насколько цельны и импульсивны реакции мини-вэна. Им вторят плотные, упругие подвески, благодаря которым автомобиль не только цепко держит дорогу, но и подробно повторяет ее профиль, потряхивая пассажиров на каждой неровности. Что ж, в подобном жестком характере есть свои плюсы: до тонкости чувствуете автомобиль и нюансы его поведения. Увы, к ходовой не очень-то подходят настройки мотора и трансмиссии. Хотя по отдельности все работает просто замечательно. Вроде бы те же, что у «Зафиры», 1,8 литра, удобное переключение коробки передач. Но все вместе как-то неубедительно: слишком уж вялые реакции на педаль газа. И плюс от этого только один — акустический комфорт.

«ФОЛЬКСВАГЕН-ТУРАН». Скромный стосильный дизелек объемом 1,9 литра словно посмеивается над разнохарактерностью бензиновых соперников. Полученные с его помощью «парадные» цифры технической характеристики куда скромнее, но на деле именно этот мотор может заинтересовать потребителя. Конечно, «Туран» тяжеловато трогается, прямо-таки требуя повышенных оборотов. Зато потом становится резвым и послушным, главное — вывести стрелку тахометра за заветную отметку 1100–1200 об/мин. Тут включается в работу турбокомпрессор, и автомобиль, радостно фыркнув, рывком устремляется вперед. Естественно, «Туран» не гоночный болид: стоит поехать импульсивнее, как пыл мотора заметно охлаждает солидная масса мини-вэна, но в повседневной жизни он успешно соперничает с остальными, зачастую оказываясь удобнее. Даже VI передача здесь весьма кстати. Ведь к 3000 об/мин работа активного дизеля уже хорошо слышна в салоне. Передвинул рычаг коробки на высшую ступень — и вновь тишина и комфорт.

Продемонстрировав наиболее яркие особенности характера, в остальном «Туран» берет надежностью и взвешенностью. Плотные, собранные подвески не столь спортивны, как «фордовские». При этом на мелкие неровности они реагируют столь же жестко, потряхивая на незаметных глазу выступах и впадинах.

Управляемость тоже неидеальна, хотя вряд ли стоит придираться — реакции «Турана» на ваши действия надежны и правильны. Если же водитель где-то переборщил или не рассчитал, тут же вмешается система стабилизации. Конечно, от чрезмерной правильности «Турана» порой становится скучновато, но вспомним об идеологии: главное — удобство и надежность во всем. С этих позиций к машине не придерешься.

СОВЕРШЕНСТВО ИЛИ ЦЕНА?

На первый взгляд, довольно просто расставить все точки над «i» по итогам этого теста. Если рассматривать только голую технику — удобство, практичность и баланс ездовых характеристик — лидерство на стороне «Турана». Два других мини-вэна при всей их элегантности, узнаваемости и в общем-то хорошей конструктивной «вооруженности» на фоне «Фольксвагена» выглядят не столь идеальными. Однако стоит вспомнить о цене — и жилка практичности как раз заставит выбирать между куда более народными «Опелем» и «Фордом». Разрыв в несколько тысяч евро, несомненно, ограничивает потребительский интерес. Говоря же о паре более доступных, стоит хорошенько поразмыслить, кому отдать предпочтение. Ведь и " Опель Зафира" и " Форд Фокус С-max" предлагают примерно одинаковый набор благ. Но если преимущество первого в количестве пассажирских мест и более резвом моторе, то второй современнее, элегантнее и ориентирован на более энергичного и темпераментного водителя.

РЕЗЮМЕ

Opel Zafira

+ Легко трансформируемый салон, удобный багажник, сбалансированные ездовые возможности.

— Огрехи эргономики рабочего места, узковат.

Ford Focus C-Max/">Ford Focus C-Max

+ Современный, удобный интерьер, продуманная эргономика, хорошая управляемость.

— Вялая разгонная динамика, меньшее, чем у остальных, число мест.

Volkswagen Touran

+ Удобный, просторный салон и багажное отделение, отменная эргономика, сбалансированные ездовые возможности.

— Высокая цена, отсутствие запасного колеса.

ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии