В погоне за большими колесами

В ПОГОНЕ ЗА БОЛЬШИМИ КОЛЕСАМИ

]

И все же мы продолжаем задуманное. Выбор шин для быстрой езды всегда был делом недешевым и сугубо индивидуальным. Кто-то довольствуется заводской размерностью, покупая покрышки породистее штатных. Это практично, но есть одна проблема — размеры большинства современных топ-моделей, ориентированных на горячих драйверов, начинаются с 15, 16, а то и 17 дюймов. Зачастую для того, чтобы приспособить к ним почти стандартный ВАЗ, нужна переделка колесных ниш и очень тщательная настройка шасси. Зато достигнутый результат впечатляет. На больших колесах автомобиль не только смотрится иначе, но и ездит по-другому, приобщая хозяина к ранее недостижимому миру скоростей и перегрузок.

Естественно, одни только шины не научат машину ездить быстро и правильно. Здесь нужна серьезная перестройка двигателя, коробки передач, тормозов и шасси. Именно поэтому в своем внезапно прерванном эксперименте с «четырнадцатой» мы сначала доводили сам автомобиль, оставив нюансы на потом. Увы, в сложившейся ситуации приходится прибегать к обходным технологиям. В качестве автомобиля-шиноносителя выбран изрядно потрудившийся VAZ 2112, на который московские доработчики из фирмы «Протек» установили свой тюнинговый вариант передней и задней подвесок, а в коробку передач — знакомый читателям «18-й» ряд шестерен производства «ТоргМаш». Остальное в машине без изменений.

Зато уделили внимание шинам — в нынешнем тесте мы не просто определим лидера, а сравним несколько вариантов наиболее популярных размерностей и выясним, каковы негативные последствия установки нестандартной резины. Конечно, 16- и 17-дюймовые колеса пока не рассматривались: не тот бюджет, не тот уровень доводки автомобиля. Друг с другом состязались базовые 14-дюймовые и различные варианты 15-дюймовых покрышек.

«МИШЛЕН-ПИЛОТ-ЭКЗАЛЬТО». 14 ДЮЙМОВ

Знатоки тюнинга сразу возразят — старовата эта шина для нынешних испытаний. Сейчас пора примерять «Мишлен» модели «Пилот-Спорт». Беда в том, что его просто не выпускают в 14- и 15-дюймовой размерностях, отводя эту нишу исключительно шинам стандартным. Вот и получается, что «Экзальто» хоть и в преклонном возрасте, но самые спортивные из серийных.

Действительно, покрышки изо всех сил стремятся подтвердить былую славу. Жесткое, шумное качение, резкие темпераментные реакции весьма эффектно подчеркивают тюнинговую направленность нашего авто. К сожалению, последнее далеко от совершенства, особенно его управляемость. Уж слишком активно «двенадцатая» стремится выскользнуть наружу поворота, упорно не желая подменить проскальзывание передней оси какими-либо другими реакциями. Что же — на асфальте это даже упрощает управление автомобилем, а весьма неплохие, особенно в сравнении со стандартными, шины придают его поведению стабильный и хорошо прогнозируемый характер. Особенно на мокром покрытии. И все же душе чего-то не хватает. Много скольжений в поворотах, буксования при разгоне, да и результаты специальных тестов далеки от рекордных. Радуют разве что динамические показатели — как-никак, самый лучший результат.

«МИШЛЕН-ПИЛОТ-ЭКЗАЛЬТО». 15 ДЮЙМОВ

Несомненно, сцепные свойства улучшились. Это сразу заметно по результатам замеров. Интереснее стал автомобиль и в управлении. Теперь «двенадцатая» куда охотнее реагирует на подруливания в быстрых поворотах, а при сбросе газа еще и норовит подыграть задней осью, провоцируя к темпераментной езде. Вольнее можно обращаться с педалью акселератора и на выходе из виража. Большие запасы позволяют раньше начинать разгон. То, что сцепных свойств прибавилось, чувствуется и при выполнении специальных маневров «переставка» и «поворот». Словом, 15-дюймовая шина превосходит стандартную соперницу, почти во всех номинациях. Конечно, эти шины не эталон, но преимущества 15-дюймовых очевидны — как, впрочем, и недостатки. Даже с измененной по передаточным числам коробкой передач «двенадцатая» тут же реагирует на увеличение размера обуви снижением «максималки», ухудшением динамики и эластичности. Такова плата за возросшую безопасность.

«ПИРЕЛЛИ-Р7»

С этой шиной сложилась весьма необычная ситуация. Знакомясь с «Пирелли» в обкаточных режимах, чуть было не забраковали покрышку применительно к тюнинговым задачам. Уж больно комфортной показалась Р7 после жестких и агрессивных «мишленов». А здесь спокойный, уравновешенный характер, достаточно мягкое качение по мелким неровностям и никакой тебе резкости или напористости. Словом, надежно, но скучновато. Торможение на сухом асфальте подтвердило первоначальные предположения. И тут вдруг началось: лучший результат во всех «мокрых» номинациях и небольшой проигрыш более мощному и широкому лидеру на «переставке». Столь стремительный прорыв заставил задуматься. Ведь то, что эта шина будет жестко соперничать с «Мишленом», было очевидно, но ее серьезное вторжение в предполагаемую группу лидеров стало совершенно неожиданным. И все же — четкие реакции, отменные сцепные свойства и очень стабильные результаты на мокрых покрытиях заставили потесниться группу более мощных покрышек.

«ДАНЛОП-СПОРТ-9000»

Автомобиль вновь стал жестким, резким, напористым. Немного настораживают лишь возросшие усилия на рулевом колесе, напрягающие даже при спокойной езде, — сказывается иная размерность. Неприятно и то, что при кренах кузова задние колеса задевают за отбортовки крыльев. Приходится даже поработать молотком, чтобы продолжить испытания. Похоже, 195/50R15 — предел для всего «десятого» семейства, по крайней мере, без подгонки кузова.

В процессе испытаний довольно быстро выясняется, что напористость «Данлопа» не подкреплена надежным контактом с дорогой. Торможение на мокром покрытии вдруг делает автомобиль столь нервным и нестабильным, что водителю никак не удается найти оптимум между максимальным замедлением и усилием на тормозной педали: «двенадцатая» то резко блокирует колеса, то неожиданно демонстрирует очень неплохой результат. Увы, осредненный итог не впечатляет.

Тем не менее, резкость и напористость берут свое в управляемости. Здесь «Данлоп» не лучший, но демонстрирует высокие и стабильные показатели. Основное достоинство этой шины при выполнении специальных маневров — быстродействие, благодаря которому удается очень точно управлять машиной.

«БРИДЖСТОУН-G3»

На сей раз создатели не обошлись без использования высоких технологий. На первых тестовых километрах шины не поражают высокой точностью, резкостью или импульсивностью передачи команд водителя. Тот же «Данлоп» поначалу выглядит куда предпочтительнее. А эти — вроде бы держат дорогу, но отклики «двенадцатой» подрастеряли упругость, став излишне вязкими. Однако после нескольких быстрых поворотов шины прогреваются и что-то неумолимо меняется в поведении автомобиля. Он начинает «липнуть» к асфальту, позволяя взвинчивать и без того высокий темп езды. Кажется, только что в знакомом повороте машина плавно выскальзывала наружу, а теперь едет как по рельсам, потрескивая усилителями кузова от непривычных боковых перегрузок.

Торможение на сухом асфальте также подтверждает серьезную заявку на лидерство. После нескольких циклов на «двенадцатой» начинают дымиться фирменные колодки АТЕ, а водитель уверенно заявляет, что эти шины могут «сбросить» еще несколько метров тормозного пути. Дескать, необходимо вмешательство в конструкцию, ибо серийная схема не рассчитана на подобные сцепные возможности.

Лишь мокрый асфальт несколько усмиряет цепкий нрав «G-третьих», весьма наглядно доказывая, что даже очень современные технологии пока не в силах обеспечить полной универсальности. Но и в этих условиях «Бриджстоун» лишь немного сдает позиции, уступая лидерам в основном по точности управления.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Очевидно, чем крупнее и шире шина, тем напряженнее станет жизнь мотора и трансмиссии. Применительно к стандартному вазовскому двигателю 15-дюймовые покрышки, вне зависимости от ширины и высоты профиля, проигрывают 14-дюймовым в максимальной скорости, динамике и эластичности. Понятно, что лишь более серьезная тюнинговая программа позволит нивелировать этот недостаток.

Иное дело — тормоза и управляемость. Здесь как раз наоборот: чем шире шина, тем лучше результат. Стоит помнить и о тесных колесных нишах всего «десятого» семейства. По нашему мнению, для серийной машины предпочтительны легкосплавные диски 6–6,5Jx15 с вылетом (ET) 32–35 мм и шинами 185/55R15. Но даже в этом варианте надо быть готовым к тому, что при больших углах поворота колеса могут слегка цеплять за лонжероны.

Главное при выборе шин — понять, что вам нужно. Для антуража и привлечения внимания окружающих хороши любые нестандартного размера. Если же хотите ездить по-настоящему быстро — пожалуй, стоит обратить внимание на двух лидеров этого теста — «Бриджстоун-G3» и «Пирелли-Р7». Они разные по своей идеологии. Если «Бриджстоун» покоряет отменными способностями на сухом асфальте, доказывая, что это очень качественный продукт для любителей быстрой езды, то сила «Пирелли-Р7» — в их поведении на мокрых покрытиях. Здесь эти шины вне конкуренции.

Остальные соперники попроще. «Данлоп-Спорт-9000» неплох для решения большинства тюнинговых задач, но ему чуть-чуть не хватает стабильности и сцепных свойств. Ну, а «Пилот-Экзальто» просто немного устарел. Ему бы приобщиться к современным технологиям — глядишь, результаты показал он совсем иные.

Michelin Pilot Exalto

Страна-производитель Италия

Размерность и индекс допустимой скорости 185/60R14 Н (210 км/ч)

Тип рисунка протектора — направленный

Цена $88 

Michelin Pilot Exalto

Страна-производитель Испания

Размерность и индекс допустимой скорости 185/55R15 V (240 км/ч)

Тип рисунка протектора — направленный

Цена $129 

Pirelli P7 

Страна-производитель Испания

Размерность и индекс допустимой скорости 185/55R15 V (240 км/ч)

Тип рисунка протектора — асимметричный

Цена $150 

Dunlop Sport 9000 

Страна-производитель Япония

Размерность и индекс допустимой скорости 195/50ZR15 (свыше 240 км/ч)

Тип рисунка протектора — направленный

Цена $120*

Bridgestone Potenza G3 

Страна-производитель Япония

Размерность и индекс допустимой скорости 195/50R15 V (240 км/ч)

Тип рисунка протектора — направленный

Цена $120*

ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии