Строго по учебнику

СТРОГО ПО УЧЕБНИКУ

]

Помните строки из старого учебника водителя: «При заносе сбросьте газ и поверните руль в сторону заноса»? Не сложно? А если автомобиль переднеприводный? А со всеми ведущими колесами? И на сколько поворачивать руль? Сделать правильные движения в доли секунды порой может только водитель, прошедший специальную подготовку. Но много ли таких на дорогах общего пользования?

Фирма «Континенталь Тевес» решила использовать ресурсы электроники, способной хладнокровно, без паники, обработать всю необходимую информацию и принять единственно правильное решение. Системы стабилизации ESP уже эффективно трудятся на многих автомобилях, особенно ее последние версии с «четырьмя педалями тормоза», способные замедлять отдельно любое из четырех колес. Но вспомним еще раз учебник: как быть с поворотом руля?

В новейшей ESPII разработчики решились на новый шаг: отныне ЭВМ при необходимости сама крутанет — нет, конечно, не руль, а передние колеса. Автомобиль сохранит выбранный курс даже при торможении на «миксте», когда, к примеру, коэффициент сцепления слева равен 0,2, а справа — 1,0.

Раньше в такой ситуации АBS (а позднее и ESPI) дополнительно ограничивала тормозное усилие на правых колесах. Автомобиль оставался на прямой, но тормозной путь увеличивался. Теперь благодаря самоподруливающей электронике машина остановится метров на пять раньше.

Разработчики утверждают, что новое устройство вмешивается в процесс управления быстрее, но незаметнее, чем прежде. Ведь неожиданное притормаживание водитель ощущает как некое неприятное воздействие, а подруливание, необходимое для удержания на заданной траектории, совершенно неощутимо.

«Сердце» новой системы — устройство ESAS (Electric Steer Assisted Steering — управление с электрическим подруливанием). В рулевой вал встроено звено с планетарным редуктором и электромотором — все в общем-то похоже на «эктив драйв». Различия, по сути, в программном обеспечении: оно позволяет не только изменять передаточное отношение, но и самостоятельно (без участия водителя!) поворачивать колеса на некоторый угол.

В будущих учебниках по вождению, вероятно, напишут: «В случае заноса сохраняйте спокойствие» — впрочем, откуда ему взяться, заносу-то? (Подробный материал о современных вариантах рулевого управления читайте в этом номере.)

Теперь в единый организм связаны рулевое управление, тормоза и даже регулируемые амортизаторы.

Испытания проводят на специальной трассе с неоднородным покрытием.

Сердце ESPII —

электропривод ESAS.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии