"купи-продай" в одном стакане

«КУПИ-ПРОДАЙ» В ОДНОМ СТАКАНЕ

]

Для начала дать объявления о продаже авто в специализированные издания, и чем больше, тем лучше, далее — вложить некоторую сумму в «предпродажную подготовку», чтобы товар сиял, а потом сидеть возле телефона и ждать, пока желающие приобрести твоего проверенного временем «железного друга» не изъявят желания хотя бы его осмотреть. Или же поехать на автомобильный рынок и встречать благодарных покупателей там. Холодновато, конечно, да и накладно, но чего не сделаешь, чтобы ездить в новом лимузине.

СТАРЫЙ КОНЬ ЦЕНЫ НЕ ПОРТИТ

Я решила пойти другим путем: опробовать систему «трейд-ин» — новую модную схему продажи подержанных авто, предлагаемую нынче многими дилерами. Большой англо-русский словарь трактует непонятный иностранный термин как «предмет, сдаваемый в счет оплаты нового». Так что все очень просто: вы сдаете салону старый автомобиль и покупаете здесь же новый. При этом новый обойдется дешевле ровно на ту сумму, в которую оценили старый. Иначе говоря, взаимовыгодный обмен пожилого «коня» на молодого.

Самое интригующее здесь, конечно, сумма, которую готовы выложить салоны, принимающие ваш автомобиль. Многие, наслышанные о системе «трейд-ин» (за неимением короткого русского эквивалента, будем и дальше пользоваться этим термином), искренне уверены, что «салонные» цены значительно ниже рыночных. Именно так и обстояло дело несколько лет назад, когда мы провели подобный эксперимент (ЗР, 1999, № 10). Поскольку оценка подержанных авто во всех салонах, занятых обменом, бесплатная, я решила сама убедиться, насколько оправдан скептицизм автолюбителей.

В качестве «подопытного кролика» позаимствовала у приятеля вполне «народный» автомобиль: «девятку» 2000 года рождения, цвета «баклажан-не-металлик», успевшую пробежать около 80 тыс. км. Чуть портили картину поцарапанные (а если честно, слегка помятые) правые задние крыло и дверь. Зато антикор, подкрылки, сигнализация, магнитола и центральный замок были в полном порядке. Так что на территорию салона «Автомир» я въехала королевой.

По телефону приятный молодой голос сказал мне, что «такую» могу сдать примерно за 3,5 тыс. долл. Но, естественно, «надо смотреть». По мне как раз смотреть было не надо: первое, что бросилось в глаза оценщику — те самые «чуть заметные» вмятинки:

— Так, правое крыло мятое...

— Мятое?! Да вы что?! Не может быть! (старательно изображаю из себя блондинку). Может, вам показалось?

— Мятое, мятое, барышня, не спорьте.

В общем, крыло, карбюратор вместо инжектора и цвет — «не металлик» сделали «девятку» на 400 долл. дешевле. Расстроившись, поехала дальше.

В «Инком-Авто» первоначальную цену за машину назначили ту же — 3,5 тыс. долл. Огорошили другим: девушка-оператор попросила приехать на... чисто вымытой машине. Я со вздохом взглянула на грязно-снежное месиво, расстилающееся под колесами, и решила, что смотреть им придется все же грязную «баклажанку». Осмотр прошел быстро, профессионально и без лишних разговоров. Окончательный приговор, вынесенный через 5 минут, — 3 тыс. долл. Начала было торговаться и даже местами канючить, но меня резко, хотя и вежливо осадили. Мол, не хотите — как хотите. А то начнем смотреть пристальнее, и цена еще больше упадет.

Самым щедрым поначалу оказался «Автокей». Там за мою «девятку» по телефону готовы были выложить 3,6–3,7 тыс. долл., хотя предупредили: если приеду на «перевертыше», больше полутора тысяч вряд ли получу. К счастью, «баклажанка» никогда так серьезно не страдала. Осмотр ей здесь учинили подробный. К тому, что до этого не понравилось «автомировцам», добавили необходимость покраски, отсутствие второго комплекта шин, дешевую «музыку» и заедающий замок багажника. В общем, 3,2 тыс. баксов и ни копейкой больше. Причем 100 долл., по словам оценщика, накинули исключительно за мою ослепительную улыбку.

ПРОЩАНИЕ

После того как определились с ценой (она, как видите, оказалась почти одинакова во всех салонах), можно оформлять сделку: снять машину с учета и вернуться обратно в салон, чтобы сдать свое движимое имущество со всеми документами и получить за него деньги. В принципе, все можно сделать с помощью работников салона за один день при условии, что машина, которую вы продаете, не слишком древняя. Как рассказал исполнительный директор компании «Автокей» Евгений Подольский, если автомобиль выпустили до 1992 года, скорее всего, специально обученные люди проштудируют его биографию в поисках криминальных «связей». На это потребуется какое-то время. Впрочем, проверить могут и более свежее авто, если у салона появятся какие-то сомнения в его репутации.

Как только старая машина отойдет автосалону, счастливый участник трейд-ин-процесса может бежать выбирать себе новое авто, причем в рамках магазина привязок по цене и моделям никаких нет. Сдав видавший виды ВАЗ, вы запросто можете купить себе «Мерседес», если, конечно, его здесь продают и ваши доходы позволяют. Кстати, никто не возбраняет взять новую машину в кредит. Отдать салону деньги, полученные за старый автомобиль, и взять кредит на оставшуюся сумму или воспользоваться обычной кредитной схемой, пустив выручку от продажи машины на другие нужды, — выбирайте сами.

«ТРЕЙД-ИН» В ВАРИАНТАХ

Классический «трейд-ин» — не единственный способ продажи подержанных машин через автосалоны. По словам Евгения Подольского, существуют еще два варианта сотрудничества между владельцем «бэ-ушного» автомобиля и дилером. Первый — это такой «недоделанный трейд-ин»: автовладелец свою машину в салон сдает, деньги за нее получает, но новое авто в салоне не берет. Правда, при этом теряет: за старый автомобиль он получит на 10–20% (в моем случае это 300–700 долл.) меньше, чем если бы выбрал классическую «обменную» схему. Второй (наименее распространенный) вариант — владелец называет свою цену и выставляет автомобиль на продажу через салон. Когда машина находит нового хозяина, продавец получает сумму, на которую рассчитывал, а салон — определенный процент. Правда, если авто слишком долго не продается, с владельца начинают брать мзду в качестве платы за место.

В общем, «трейд-ин„- достаточно удобный способ продать подержанный автомобиль, особенно если он не очень старый и битый (тогда, естественно, выгоднее искать „чайника“, который не все заметит; но есть опасность нарваться на еще более „хитрого“). Тем более, что практика показала: „салонные“ и рыночные цены на неновое авто не так уж разнятся. Салону такая схема тоже выгодна: он расширяет круг клиентов не только за счет „сдатчиков“, но и желающих купить подержанный автомобиль с гарантией. Неизвестно, сколько всего воспользовались этой услугой в целом по стране, но в 2002 году по классической „трейд-ин„-схеме крупные московские салоны продали по 700–800 машин. Много это или мало? По прошлому году пока окончательных данных нет; известно только, что цифра увеличилась. Значит, тенденция обозначилась. В конце концов, должны же и мы когда-нибудь перейти от стихийного базара к цивилизованному рынку.

P. S. По данным моих собственных маркетинговых исследований (опрос продавцов на рынке «Автогарант»), «баклажанку» оценят в 3,8–4 тыс. долл., но уйдет она примерно за 3,4- 3,5 тысячи.

Удобство схемы «трейд-ин» обойдется примерно в 10% стоимости подержанной машины

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии