Ледниковый период

ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД

]

Недавно на Москву коварно обрушился снегопад. А наутро, распекая нерадивых коммунальщиков, ведущий программы «Время» посетовал, что дороги столицы вновь обработали неизвестными реагентами. Дескать, и природе они вредят, и тормозной путь автомобилей увеличивают, а журнал «За рулем» провел их испытания на Дмитровском автополигоне, результаты которых... засекретил! Подивившись (ведь у нас от читателей нет секретов), мы решили во всем разобраться.

КАМЕНЬ ВО РТУ

Коллеги, работавшие в командировках на полигоне, подтвердили: всю зиму 2002 года в Дмитрове действительно шли испытания антигололедных реагентов. Работа велась с размахом, была отлично организована и щедро финансировалась. Стоило поменяться погоде, спецдорогу немедленно поливали загадочными составами и выпускали автомобиль-лабораторию с прицепной тормозной тележкой — замеряли коэффициент сцепления с дорожным полотном.

Ясно, что организаторов мероприятия интересовало, насколько изменится тормозной путь на обработанной поверхности. На вопросы журналистов работники полигона реагировали немногословно. Мол, заказчика не знаем, названия реагентов — тоже, они зашифрованы под номерами, а результаты — под грифом «для служебного пользования». Понять причину такой секретности поможет история появления этих реагентов в Москве.

НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ

С гололедом на улицах столицы много лет боролись, используя смесь песка и технической соли (обычное соотношение 92:8). До сих пор это непревзойденное по эффективности средство широко используют на загородных магистралях. Городу, однако, смесь противопоказана — накопившийся за зиму песок засоряет каналы ливневой канализации. В поисках выхода правительство Москвы летом 1993 года принимает постановление «О переходе на новые противогололедные реагенты». Пришла зима — и проезжую часть стали посыпать чистой технической солью. В результате концентрация рассола быстро превысила все мыслимые нормы. Убытки от гибели зеленых насаждений и расходы на их восстановление через несколько лет достигли 20% от суммы городского бюджета! Кроме того, корродировали кузова автомобилей, разрушались дороги, выходила из строя контактная электросеть муниципального транспорта, страдали домашние животные и обувь горожан. Наконец (семь лет спустя!) перспектива экологической катастрофы стала очевидной для всех. Тогда в 2000 году городские службы впервые использовали комбинированные химические препараты.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

«Антиснег-1» (раствор ацетата аммония), ХКМ (хлористый кальций модифицированный, ингибированный), «Биомаг-ХММ» (модифицированный хлористый магний, он же «Бишофит»), «Нордикс» (раствор ацетата калия), НКММ (реагент на основе нитрата кальция, магния и мочевины), ХК (хлористый кальций), ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), РКМ (реагент на основе нитрата кальция и мочевины) — вот далеко не полный список антигололедных реагентов, успевших пройти испытания на улицах города за три зимы. Методика отбора была крайне проста: жалуются горожане на удушливый запах уксусной кислоты и аммиака после применения «Антиснега-1» — на следующий год его не используют. Выясняется, что НКММ токсичен для зеленых насаждений — официально отправляют в отставку. Есть данные, что «Нордикс» увеличивает содержание фосфатов в водоемах, вызывая рост водорослей, — обещают впредь его не применять. Были неприятности и от ХКМ — это он резко уменьшал коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием.

Устоять на «разъезжающихся» колесах удавалось не всем, из-за чего «день жестянщика» растянулся на весь зимний квартал. Реагент срочно модернизировали, использовав новую добавку «Чистодор». Ею даже стали мыть улицы города перед началом зимнего сезона. Сегодня (зима 2003–2004 годов) доработанный ХКМ официально признан одним из основных средств борьбы с гололедом. Но эксперименты на этом не остановили, полным ходом опробуют очередной препарат — «Ацедор» (ацетат калия и магния).

В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ

Понятно, что борьба с гололедом ведется во благо человека — как Генерального представителя окружающей среды (именно такое определение дано нам с вами в документах чиновников!). Но получить ответы на вопросы о правовой основе применения реагентов, правилах их использования, влиянии на здоровье людей и состояние окружающей среды и т. п. в московском Департаменте жилищно-коммунального хозяйства не удалось. Письменный запрос редакции остался без ответа.

Аналогично реагировали на звонки и запрос в отделе нормирования и разрешений Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. Заметьте, первая организация ответственна за применение антигололедных реагентов, вторая обязана контролировать их влияние на экологию и здоровье горожан. Зато от руководителя Департамента государственной службы охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов г-на Амерханова А. М. мы узнали, что в 2003 году (!) при Министерстве природных ресурсов России наконец-то создана и начала работать комиссия Государственной экологической экспертизы. В ее функции входит «проведение комиссионной экспертной оценки воздействия противогололедных материалов на компоненты окружающей природной среды и определение перечня приемлемых по составу противогололедных материалов, допустимых и рекомендуемых к применению на территории России». Воистину — лучше поздно, чем никогда.

Кое-что рассказали и в РосдорНИИ. Заведующий лабораторией содержания автомобильных дорог Ю. Розов сослался на основополагающие документы: ГОСТ 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденное в 2003 году Минтрансом РФ. Последний узаконил в прошлом году еще и «Требования к противоледным материалам» ОДН 218.2.027–2003. В них освещены вопросы контроля качества противогололедных материалов, их применения и сертификации, общие требования и нормы к ним, а также изложены порядок проведения торгов и ответственность лиц за использование низкокачественной продукции.

Отметим, все документы, кроме ГОСТа, датированы 2003 годом — вот и объяснение повышенной секретности противогололедной темы. Чиновники дали отмашку на применение реагентов, а с надлежащей документацией припозднились. К сожалению, ответить, как влияют новые реагенты на здоровье людей и состояние окружающей среды, на автомобили, Юрий Николаевич не смог. Очевидно, итоги подведут, как и прежде, по окончании зимнего сезона. Уложатся ли они в свежесозданные нормативы?

Вот оно — секретное оружие химической войны. Цена вопроса — 385 рублей за 25 кг.

Первой в бой идет снегоуборочная техника. В соответствии с ГОСТ 50597–93 «Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки составляет 4–6 часов с момента обнаружения скользкости или окончания снегопада до момента завершения работ».

Снеготаялка. Прежде грузовики валили убранный с улиц снег вместе с мусором на лед Москвы-реки или Яузы. Теперь его очищают и растапливают. Талая вода по каналам ТЭЦ и городской канализации идет к очистным сооружениям. Если снег не успевают плавить, машины разгружают на спецплощадках.

Через десять-пятнадцать минут на очищенный асфальт наносят антигололедный реагент. Каждую ночь до трех, а то и до пяти часов утра дорожники торопятся закончить свою работу. Позже из-за хлынувших на улицы автомобилей массированный способ уборки невозможен.

На небольших улочках, где дорожникам мешают припаркованные автомобили, трудятся дворники.

ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии