Дары волхвов

ДАРЫ ВОЛХВОВ

]

Право иметь в личном пользовании автомобиль нам тоже кем-то даровано. Но воспользоваться подарком судьбы, проживая в столице, с каждым годом все сложнее. И дело даже не в финансах — зачем шикарная машина в городе, по которому все равно нельзя больше ездить?

НАЧНЕМ С СЕБЯ ИЛИ В РОССИИ ВСЕ МОЖНО

Как заметил когда-то изобретатель марксизма, миром правит интерес. Так вот, интерес подавляющего большинства тех, кто ломится сегодня сквозь запрещающие знаки, двойные разметки и тротуары, обозначен одним емким словом: «Выжить!». Как у того волка из песни Высоцкого, что в отчаянии рванул за красные флажки — терять-то нечего.

Бурный поток машин, мечущихся по столице, захватывает без разбора всех — «коробейников», «извозчиков», «гастарбайтеров». Общий девиз толпы — любой ценой доехать, успеть, опередить, увернуться! Все остальное при этом уходит на второй план — поди разберись, кто был хамом всегда, а кого надломила скотская гонка на выживание... Результат-то все равно один — болтанка между рядами неизменно тормозит скорость потока! Поток пытается сопротивляться и не пускать «халявщиков», но они все равно влезут — чужие нервные клетки не в счет.

А попробуйте припарковаться под знаками «Остановка запрещена» — все места давно заняты! Это прилежные европейцы кругами ездят по кварталу, пока не найдут свободного места для разрешенной стоянки. А в той же Москве один «орел» недавно бросил свою машину на рельсах, перекрыв движение трамваев аж на девять часов!

И после этого еще жалуемся на гаишников? Да, кстати, о них-то мы чуть не забыли...

ЛИЦО ВЛАСТИ

Каждое утро несется в столицу селевой поток, состоящий из автомобилей всех мастей: тут и старые «жигули» и новые иномарки. Поток несется, пока не встретит на своем пути первое бутылочное горлышко. К примеру, вот такое...

Минское направление всегда было одним из самых благополучных с точки зрения организации движения — средоточие спецтрасс, повышенная плотность инспекторов ГИБДД, широченная магистраль... Уж где-где, а здесь все должно быть в порядке — а там, глядишь, и другие подтянутся. Но...

Но в одном только подмосковном Одинцове за последние год-два появились четыре новых светофора, два из которых на выезде из города создают огромную пробку. А в километре за ними, на пересечении с Минским шоссе, возникло еще одно игольное ушко — здесь по утрам пара инспекторов умышленно ограничивает выезд на эту трассу. На путях возможного объезда — знаки «Движение запрещено». Не нравится? А ваше мнение никто и не спрашивал — зато автомобили со спецсигналами и особыми пропусками быстрее доберутся до столицы с загородных дач.

В Москве поток делится на «просто людей», «просто хамов», «больших начальников» и «чисто пацанов». Первые, стоя в очереди к очередному светофору, смотрят, как мимо них по разделительной пролетают все остальные. «Хамы» с удовольствием опускают «просто людей», изредка состязаясь в этом искусстве с «пацанами», но не пытаясь тягаться с «начальниками» — последним в этом нет равных.

А где же власть? Вот она — вылезает из «стакана»... Законопослушный гражданин видит, как инспектор, покинув пост, останавливает несущуюся по разделительной дорогую иномарку. Человек в форме нагибается к опущенному стеклу, кладя руку на дверь, и спустя минуту уходит обратно в стакан, комкая что-то в кулаке...

И это — образцовый въезд в Москву? И эти люди требуют от нас соблюдения Закона?

НАС РАЗВОДЯТ

Что греха таить, любим мы пенять на зеркало. Если заходит разговор о пробках, чиновники незамедлительно кивают на милицию, дескать, плохо организует дорожное движение. Та, в свою очередь, валит все на водителей — невоспитанный у нас народ, понимаешь, от того все беды. А кто-нибудь пробовал посмотреть на столичные пробки с высоты птичьего полета?

Все последние годы на окраинах Москвы и в пригороде бурно идет жилищное строительство: Жулебино, Митино, Бутово, Зеленоград, Куркино. Одновременно с этим полным ходом реконструируется центр города — вместо старых обветшалых зданий вырастают красивые офисы, дорогие бутики, коммерческие университеты. При этом в центральной части города постоянно появляются новые рабочие места, а на окраинах и в пригороде — новые квартиры. А это означает, что с каждым днем увеличивается тот самый селевой поток, направляющийся утром в центр, а вечером из центра. Даже такие исполины, как Можайское или Варшавское шоссе, беспомощно замирают под тяжестью пробок. Не справляется со стихией и МКАД. Чему же удивляться в центре — на солянках, ленивках и покровках? А вот чему.

Разогнав из Центрального округа коренных москвичей, правдами и неправдами на их место кто-то добрый и заботливый насовал — иначе не скажешь — сотни фирм, фирмочек и фирмешечек. Сильно ли обогатилась при этом городская казна, дело темное. Зато очевидно другое — если раньше на одну такую квартиру приходилось в среднем менее одного автомобиля, то любая фирмочка с десятком-другим сотрудников увеличивает это количество на порядок! Поэтому вокруг становится не тесно, а очень тесно. Добавим сюда деловых партнеров, которые тоже приезжают не на метро... А если хотя бы один из водителей готов бросить свою машину посреди улицы, безнадежный затор гарантирован до позднего вечера.

На окраинах, в жилых районах, дело обстоит не лучшим образом. Сохранившиеся с советских времен нормативы не подразумевают больших стоянок возле жилых домов — налицо чисто российский маразм. Строится одноподъездная башня, скажем на 128 квартир. Самая дешевая из них, однокомнатная, стоит никак не меньше $30 тыс. Надо полагать, что у человека, купившего квартиру, уже есть или скоро будет машина. Но вместо 128 или хотя бы 64 машиномест вокруг дома вы насчитаете от силы 20–30. Ошибка? Ну-ну...

Практически ни один из эпицентров жилищного строительства в городе не имеет нормального сообщения с основными транспортными артериями. Бутово и Капотня наглухо перекрывают по утрам МКАД, а намерение жителей Марьина и Братеева попасть в центр по узенькой Люблинской улице, на которую кроме прочего воткнули рынок, вообще выглядит смешно (со стороны, конечно).

А суперновые магистрали? Любого здравомыслящего человека приводит в изумление то, что и МКАД, и третье транспортное кольцо, несмотря на их астрономическую стоимость, спроектированы, мягко говоря, неграмотно. Не хватает полос разгона и торможения, зато встречаются по два примыкания к основной дороге, выполненные в одном уровне, или, скажем, сужение дороги в месте примыкания бокового въезда. Студентов за такие ошибки заставляют переписывать курсовые работы, но... Мы уже отмечали, что у нас все можно.

В КОЛЬЦАХ И РАДИУСАХ

Исторически сложившаяся в Москве радиально-кольцевая система улиц — не подарок для нынешних столичных властей. Слишком маленькая суммарная площадь основных магистралей плюс желание каждого водителя проехать именно через центр не оставляют шансов даже крупным шоссе. Пока борьба с бедствием ведется лишь тактическая — за счет строительства развязок и новых шоссе, прежде всего, колец. Работа, безусловно, важная, но решить проблему только экстенсивными методами Москве, очевидно, не удастся. Столице нужна другая общая организация.

Если на узенькой парижской улочке шириной в полторы «Волги» висит знак «Остановка запрещена», можете ехать смело — вы не напоретесь ни на «Газель», вставшую раком, ни на «Мерседес», брошенный во втором ряду. Потому что штраф за нарушение Правил там такой, что соблюдать их становится экономически выгодно. То ли дело в России... Руководителю фирмы проще дать своему водителю деньги на возможный штраф и сказать: «Гони!» — иначе он рискует опоздать, застрять, упустить... Милиционеру выгоднее положить эти деньги в карман — зарплата убогая, престижа никакого, а о западных льготных кредитах для полицейских на жилье, машину и т. п. он слышал только в кино. Депутатам же выгодно кивать на московский уличный беспредел, выбивая себе право на «мигалки» и блатные номера.

А выгодно ли хоть кому-нибудь из власть имущих нормально ездить по городу вместе с «чернью»? Смешно, правда?

РЕЦЕПТ ЕЕ МОЛОДОСТИ

Сейчас Москве нужно не предсмертное обезболивающее, вроде одностороннего движения в центре, а что-то действительно лечащее. Наш рецепт, например, такой.

Предоставить предпринимателям ВЫГОДНЫЕ условия аренды помещений на периферии — чем дальше от центра — тем ВЫГОДНЕЕ.

Новостройки возводить согласно принципу: «Сначала — дороги, потом — здания». Паутина из множества мелких подъездных дорог разгрузит основные магистрали — ими будет ВЫГОДНО пользоваться.

Создать ВЫГОДНЫЕ условия для пользования общественным транспортом. Полоса движения того же трамвая должна быть физически недоступна другим видам транспорта — кстати, именно так сделано на Устьинском мосту. Никакие уличные пробки не должны сказываться на его работе — как в метро.

Нет парковки — нет заведения! Рынки, магазины и прочие учреждения обязаны обеспечивать своим клиентам условия въезда-выезда и хранения автомобилей. Плата — обратно пропорционально удалению от центра города. А клиент прикинет, каким рынком ему ВЫГОДНЕЕ пользоваться и на чем туда добираться.

Кардинально пересмотреть социальный статус работника ГАИ. До тех пор, пока милиционеру не станет ВЫГОДНО наводить на своем участке порядок, он не станет этого делать.

Узаконить, наконец, статус «мигалок» — ТОЛЬКО ДЛЯ СПЕЦСЛУЖБ: скорая помощь, МЧС и т. п. Пропускать такие машины без очереди ВЫГОДНО нам всем.

Самое неприятное предложение... Резко повысить штрафы за несоблюдение ПДД, независимо от количества «нулей» в номерном знаке и светопропускающей способности стекол. Ездить по Правилам должно быть ВЫГОДНО всем.

«А чегой-то вы нас грузите своими столичными проблемами? — может спросить недовольный читатель с немосковской пропиской. — Вам плохо — у себя и разбирайтесь...»

Не получится — уже поздно. Волхвы принесли нам дары, но среди них не оказалось главного — дара любви к ближнему. И купить его не смогут ни водители-хамы, ни взяточники с жезлами, ни безразличные власти. Проблема транспорта по своей общероссийской важности давно сравнялась с терроризмом и тому подобными мерзостями, превратившись из технической в социальную. А поскольку именно в столице она достигла апогея, то и начинать нужно с нее. В этом заинтересованы не только москвичи — это наша общая беда.

Кстати...

Пробки москвичи считают главной автомобильной проблемой города. Это показал опрос фонда «Общественное мнение». На эту беду жалуются 53% автолюбителей. Еще 6% опрошенных посетовали на то, что «все едут как хотят», 5% — на нехватку транспортных развязок и по 4% на действия гаишников и отсутствие парковок.

Все в магазин! Поворот к ТЦ «Мега» — лишь одно из бутылочных горлышек МКАД.

А КАК ТАМ У НИХ?

Мэр Мадрида предложил поощрения тем, кто раз в неделю — во вторник — откажется от автомобиля. Добровольцам дешевле обойдутся такси, театры и купание в бассейнах, а также товары в магазинах, которые присоединятся к этой программе.

Во Франции после последних ужесточений ПДД превышение скорости на 50 км/ч влечет штраф... 150 000 евро!

В Финляндии штрафы исчисляют в процентах от годового дохода провинившегося — наказание одинаково ощутимо как для бедных, так и для богатых.

В Бангкоке недавно застрелился полицейский — бедняга одурел от пробки, с которой не смог справиться.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии