От электрики до механики

ОТ ЭЛЕКТРИКИ ДО МЕХАНИКИ

]

МОТОР-ТЕСТЕРЫ

Автомобили устаревших моделей без систем самодиагностики пока преобладают в России — при их обслуживании сканеры (ЗР, 2003, № 11) не помогут. Впрочем, и самый современный автомобиль способен выкинуть такое коленце, когда информации со сканера явно недостаточно. Нужен другой прибор — мотор-тестер. Опытный автолюбитель наверняка о нем слышал, ведь мотор-тестер «прописался» на сервисных станциях гораздо раньше сканера. И до сих пор помогает устранять сложные неисправности двигателя и его систем.

Главное достоинство мотор-тестера (и отличие от сканера!) — универсальность: он позволяет ставить диагноз автомобилям самых разных марок. Его провода с зажимами подключают не к диагностическому разъему, а прямо к датчикам — в зависимости от поставленной задачи. Отчасти этим можно объяснить богатые возможности мотор-тестера. Вот примеры.

...Потребовалось проверить регулятор холостого хода. Подключив мотортестер и пустив двигатель, оператор меняет его обороты (фото 1). По форме сигнала, его задержке и т. д. он легко определит неполадки в регуляторе, например, не подклинивает ли.

А вот довольно сложный дефект. Двигатель VAZ 2111 весьма странно вел себя при разгоне: при оборотах около 3900–4000 часто «проваливал», примерно на секунду, словно выключаясь. Потом работа возобновлялась, разгон можно было продолжать. В чем же дело?

Подключили сканер, но ошибок в памяти контроллера не было. Он только подтвердил факт «провала» оборотов, при котором, конечно, меняются и другие параметры. Круг вопросов расширяется вместе со списком «подозреваемых» датчиков! Что же теперь — менять их все на заведомо исправные? Путь простой, но дорогой. (Владельцам «серьезных» иномарок в этом случае особо сочувствуем...) А давайте-ка опросим датчики мотор-тестером!

Причину странного «провала» нашли быстро: как раз при оборотах около 4000 датчик положения коленвала из-за собственного внутреннего дефекта прерывал сигналы блока управления, а тот логично расценивал это как остановку двигателя — и прекращал подачу топлива. После такого сбоя датчик оживал, двигатель приходил в себя и продолжал разгон. Осталось лишь заменить единственный неисправный датчик.

В некоторых случаях с подобными задачами справляется и мастер, вооруженный осциллографом. Но все-таки осциллограф — не специализированный автомобильный прибор: некоторых функций, позволяющих детально изучить особенности исследуемого сигнала, он не имеет. И в этом мотор-тестеру сильно уступает.

Попробуем теперь оценить эффективность системы зажигания. Подключив провода мотор-тестера к цепям первичного и вторичного напряжения (фото 2, 3), специалист анализирует форму сигнала (фото 4), что позволяет локализовать неисправность. Неполадки в коммутаторе, катушках зажигания, свечах, проводах по-разному проявляются в форме этих кривых на экране, и опытный диагност в них разберется. Эти данные полезно сохранить в памяти компьютера в виде графиков — пригодятся при последующей работе.

Ну а почему прибор называется «мотор-тестером», не забыли? Корень «мотор» говорит о том, что прибор способен контролировать и состояние механической части двигателя, что сканеру, конечно, недоступно.

Начнем с оценки относительной компрессии. На «плюсовый» провод стартера ставим бесконтактный датчик (фото 5), который при прокрутке стартера фиксирует пульсации тока (фото 6). И опять форма сигнала даст понять, все ли в порядке в «механике», нет ли большого разброса компрессии по цилиндрам. Правда, ее истинных значений мы не узнаем, но оценка в первом приближении часто оказывается достаточной.

Если же мотор-тестер укомплектован датчиком давления, можно измерить «абсолютную» компрессию (фото 7), для большинства из нас привычную.

Другая важная функция — баланс мощности. О чем идет речь? Если двигатель в идеальном состоянии, то при поочередном отключении цилиндров обороты коленчатого вала падают на одну и ту же величину. Если же, например, отключение третьего цилиндра резко снижает обороты, а первого — почти на них не влияет, то третий, несомненно, работает более полноценно. Так проверяли моторы еще наши отцы. Но мотор-тестер позволяет не только выявить лучший или худший цилиндр, но и дать количественную оценку, а затем уже искать причину такого неравенства более углубленно.

Описанные нами функции мотор-тестера — лишь небольшая часть его возможностей. Человек, впервые знакомящийся с этим прибором, открыв заводское руководство, нередко испытывает чувство растерянности: столько там параметров, о которых до сих пор и не слышал! Зато досконально овладев этим мощным «оружием», можно приступить к решению самых сложных и запутанных задач. Конечно, для этого надо самому быть специалистом широкого профиля, посвященным во все тайны двигателя. От механики до электрики. Но для полной и основательной диагностики нужен еще один прибор — газоанализатор. О нем расскажем в следующем номере журнала.

1 — Форма сигнала от регулятора холостого хода.

2 — Подключение датчиков мотор-тестера к двигателю автомобиля «Фольксваген»...

3 —...и ко вторичной цепи системы зажигания на VAZ 2112.

4 — Графики напряжения во вторичной цепи зажигания.

5 — Бесконтактный датчик.

6 — График относительной компрессии.

7 — Замер «абсолютной компрессии».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии