Спортивное ориентирование

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

]

Проверим! Устанавливаем на автомобиль две системы, действующие в Москве и Подмосковье, и отправляемся в путь.

КТО ЕСТЬ КТО

Система «Ариадна» (фото вверху слева) разработана компанией NAVSTREAM. В комплекте — карманный персональный компьютер (КПК), держатель и GPS-антенна (монтируется под стекло). В держателе — разъем питания, подключаемый к бортовой сети. Цена комплекта с установкой — $1200–1500 (в зависимости от модели компьютера).

Другая система — «Пилот-Навигатор» (фото справа) использует КПК и программу Pocket GPS pro Moscow. Помимо стационарной антенны в комплекте есть «мобильная». Она присоединяется к компьютеру через второй порт наверху, что несколько ограничивает выбор модели КПК. Зато «Навигатор» функционирует и вне автомобиля — преимущество на бездорожье или в походе. Кроме того, в комплект входит кабель к ноутбуку — карту можно смотреть на большом экране. Цена — от $990.

Абонентской платы нет ни в той, ни в другой системе. А компьютер можно использовать и вне автомобиля для работы с другими программами — текстовыми, графическими и т.п.

ЧТО В МЕНЮ?

Установив компьютеры рядышком на приборной панели, пытаемся найти со «штурманами» общий язык. С московскими адресами все понятно, даже не требуется название целиком — по первым буквам уже можно выбрать нужную улицу из списка. В области каждая программа ищет по-своему: «Ариадна» — по населенному пункту (он указан на первом месте), «Навигатор» — по улице. Первый способ показался логичнее: всех улиц в городах и поселках области, пожалуй, не знает никто.

Но всегда ли мы пользуемся точным адресом? Порой ориентиры другие: метро, вокзал, гостиница, аэропорт. В базе данных «Ариадны» объекты разбиты на шесть групп: станции метро, АЗС, сервис, запчасти, рестораны, гостиницы — не густо. А вот «Навигатор» — полноценный справочник: он знает адреса вузов, судов, больниц, турфирм и т. п. — всего более 20 000 объектов. Несколько нажатий на экран — и на нем высветятся ближайшие к вам аптеки, рестораны, почтамты. Удобно. Очень полезным оказался список и при прокладке маршрута, особенно в области, где порой единственный ориентир — железнодорожная платформа. Но об этом ниже.

«Ариадна» запоминает до пяти выбранных маршрутов, любой из них можно вызывать в два касания экрана («горячая клавиша»). В «Навигаторе» действует система «закладок», вызываемых через меню, их число практически не ограничено. Записанный маршрут кому-то поможет найти обратную дорогу, а кому-то — проследить, чтобы водители не делали левых рейсов.

ПОЕХАЛИ!

Первый маршрут — по области. Например, до платформы Челюскинская Мытищинского района. Мы-то знаем, что проезд с Ярославского шоссе и со стороны стрельбища «Динамо» закрыт — водоохранная зона (необходим спецпропуск). Помогут ли «штурманы» найти объезд? Хорошо ли они ориентируются на местных дорогах, где провожатые нужнее всего?

Запрограммировать «Навигатор» оказалось минутным делом: мы уже отмечали, что железнодорожные платформы он знает. А вот с «Ариадной» пришлось помучиться: привязавшись к автомобилю, уменьшать масштаб, перетаскивать карту, вновь увеличивать масштаб, чтобы увидеть детали, затем все повторять сначала. Да и управлять масштабом через экран не столь удобно, как в «Навигаторе», — отдельными кнопками на компьютере. Пользоваться им приходится часто, а целиться на ходу палочкой в крошечные поля на экране — увольте!

Карта «Навигатора» показалась слишком пестрой. Более привычные, строгие цвета «Ариадны» воспринимаются легче. Да и движется карта плавнее. У «Навигатора» экран обновляется скачками. Впрочем, водитель должен смотреть на дорогу и как можно меньше отвлекаться на экран. Поэтому у обеих систем есть подсказки.

«Ариадна» предупреждает о маневре приятным женским голосом примерно за 100–200 метров до поворота и в самом повороте. У «Навигатора» дикция хуже, но предупреждает он дважды (плюс подсказка в повороте), причем дальность можно запрограммировать. Но главная его изюминка — режим «легенды» (на фото слева), когда на экране появляются указатели ближайших поворотов с расстояниями до них. Вот это действительно удобно! На спокойные голосовые предупреждения «Ариадны» порой не успеваешь среагировать. Чтобы подстраховаться, приходится то и дело отслеживать траекторию на карте. С «легендой» — намного проще: «следующий поворот направо через 15 км» — значит, можно не напрягаться. На сколько ходов вперед подавать «легенду» — зависит от настроек.

КУДА ТЫ ЗАВЕЛ НАС? НЕ ВИДНО НИ ЗГИ...

По Ярославскому шоссе подъезжаем к МКАД. Оба «штурмана» предлагают и дальше ехать прямо, видимо, считая, что водителю, у которого нашлись деньги на навигацию, милицейский пикет — не помеха. Но мы сворачиваем на МКАД, к Осташковскому шоссе. «Вы ушли с маршрута» — хором запели «штурманы». И через какие-то секунды: «Вы на маршруте». Выезжаем на Осташковское шоссе. «Ариадна» первая поняла наш замысел: поедем через Мытищи. Вскоре к ней присоединился и «Навигатор». Но вот оказалось, что едем мы не по шоссе... а по полям и огородам. Обе карты показывали шоссе метрах в ста правее, но пока «Ариадна» молча вела нас к цели, «Навигатор» вслух строил воображаемые маршруты выезда на дорогу.

На развязке в Мытищах мы «проехали» по домам и вновь «ушли с маршрута». Тут мнения гидов разделились. «Ариадна» быстро проложила новый маршрут, словно бывала здесь тысячу раз, а «Навигатор» упорно звал нас на Ярославское шоссе. В итоге «Ариадна», не знавшая названия ни одной улицы в округе, умудрилась-таки привести нас задворками к нужной станции, а вещающий названия улиц «Навигатор» спохватился лишь в самом конце!

Обратную дорогу оба проложили по кратчайшему пути. Но ехали мы опять по опушке леса, а о повороте «штурманы» пару раз предупредили не до, а после него! Впрочем, стоило пересечь МКАД, как все дороги и обочины встали на свои места.

УЛИЦЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Едем в центр. На этот раз с постройкой маршрута проблем нет. Вдруг в пробке на светофоре проснулся «Навигатор»: «Вы ушли с маршрута — вы на маршруте!» И так, пока не поехали. Пробуем изменить настройки, перезагрузить систему: нудная тирада повторяется. Хм, с таким «штурманом» с ума сойдешь. Так, приехали. Но почему «штурманы» показывают разворот? А, понятно: нужный дом — на другой стороне улицы. Молодцы. Строим новый маршрут, но едем в другую сторону. Ага, «Ариадна» не знает, что разворот здесь убрали еще год назад. И здесь тоже. Зато «Навигатор», похоже, в курсе всех новшеств ГАИ.

Разработчики «Ариадны» обещают обновлять базу данных бесплатно каждые два месяца в течение года. База для «Навигатора» стоит около $100 — но, скорее всего, понадобится не скоро.

КОГО БЕРЕМ В РАЗВЕДКУ?

Проведя за рулем целый день, мы сжились с нашими «штурманами». Да, они порой были слишком надоедливы или выбирали не самый оптимальный маршрут, но в целом положиться на них можно — не заблудятся.

Отдать предпочтение какой-либо из систем сложно. Тем, кто любит возиться с настройками, наверняка понравится «Навигатор» — их у него множество: что считать изгибом дороги, уходом с маршрута и т. п. «Ариадна» попроще и порой надежнее, но с поиском конечной точки маршрута, особенно в области, могут возникнуть проблемы. Мы не заметили существенной разницы между стационарной и мобильной антенной, поэтому универсальность «Навигатора» — безусловный плюс. Зато он занимает больше ресурсов компьютера, и если памяти не хватает, может «зависнуть» при прокладке маршрута (так было у нас трижды).

Оба производителя вскоре планируют модернизацию: уточнение карт, расширение списка объектов, новые сервисные функции. Но в любом случае это уже готовые помощники курьерам, «скорой», МЧС. А владельцам КПК прямой резон расширить возможности своего компьютера — ведь стоимость программ и дополнительного оборудования сравнима с ценой комплекта колес!

Благодарим техцентр «АВТОПЛАНЕТА» за помощь в подготовке материала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии