Правовая самооборона

Правовая самооборона

Принято считать, что мы живем в гражданском обществе. Подразумевается, что государство издает мудрые и справедливые законы, а граждане эти самые законы неукоснительно исполняют для вящего благополучия жизни всех и каждого, причем каждый человек знает свои права и обязанности. Но реалии нашей жизни таковы, что законы подчас составлены путанно и трактуются неоднозначно, а юридическая подкованность подавляющего большинства населения оставляет желать лучшего. Для автомобилистов наиболее актуальными остаются две проблемы: взяточничество отдельных инспекторов ГИБДД и недобросовестность некоторых страховых компаний, которые, пользуясь юридической неграмотностью своих клиентов, при каждом удобном случае стремятся оставить последних без законных выплат. Однако понятие гражданского общества помимо прочего предполагает, что люди имеют право создавать объединения с целью лоббирования своих коллективных интересов. У российских автомобилистов реальная возможность побороться за свои права появилась несколько лет назад.

Все началось с обычного интернет-сообщества автомобилистов Екатеринбурга. Как всегда, обсуждались проблемы нарушения законодательства со стороны сотрудников ГИБДД, невнятность существующих ПДД и законов и как следствие ощущение полной правовой незащищенности водителей на дорогах России. Устраивались конференции и круглые столы на эту тему. В итоге наиболее активные участники сообщества проголосовали за учреждение Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» (КЗПА).

Летом 2006 года организация была официально зарегистрирована Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области. Ежегодно активисты движения устраивают саммиты, на которых делятся опытом по защите прав и интересов автомобилистов в ГИБДД, страховых компаниях и судах. Разработаны официальная символика и устав организации. Постоянное общение членов общественного движения c автомобилистами происходит на форуме www.gai.net.ru, число зарегистрированных пользователей которого превышает 5 тысяч человек.

В уставе записано, что движение «создано в целях общественной поддержки и защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, деятельность которых связана с владением, использованием, распоряжением, эксплуатацией или управлением автотранспортными средствами, а также иных участников дорожного движения».

Приоритетными направлениями деятельности заявлены:

— взаимодействие с органами власти по вопросам подготовки правовых актов, затрагивающих интересы автомобилистов;

— разработка рекомендаций по защите прав автомобилистов, организация для них правовой учебы;

— изучение и распространение прогрессивного отечественного и зарубежного опыта регулирования общественных отношений с участием автомобилистов;

— оказание автомобилистам, а также иным участникам дорожного движения правовой, методической, информационной, экспертно-консультационной и другой помощи в реализации и защите их прав и законных интересов.

В настоящее время КЗПА — развитая организация, объединяющая автомобилистов-правозащитников; отделения комитета созданы в 12 городах. Отделения Московской и Ленинградской областей, располагающие наибольшим человеческим ресурсом, уже набрали солидный вес, получили признание и популярность среди автомобилистов этих регионов. Высшие чины из ГИБДД вынуждены считаться с мнением представителей КЗПА. В середине текущего года региональное отделение создано и в Воронеже.

Рассказывает председатель воронежского регионального отделения КЗПА Николай Киселев:

— В ближайшем будущем я планирую организовать в Воронеже бесплатные автоправовые курсы, как это уже происходит в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Разработана специальная восьмичасовая учебная программа из расчета два-четыре часа занятий в неделю. Квалифицированные юристы рассказывают автомобилистам о типичных проблемах во взаимоотношениях с ГИБДД: на что инспектор имеет право и на что он права не имеет, как должны происходить законные досмотр автомобиля, эвакуация, медицинское освидетельствование водителя и т.д. Это реально работает. Когда недобросовестныйинспектор сталкивается с юридически подкованным членом КЗПА, дело до суда, как правило, не доходит. Мы рекомендуем автомобилистам по возможности возить с собой видеокамеру и диктофон и записывать свое общение с инспекторами в случаях возникновения спорных ситуаций. Когда водитель активно отстаивает свои гражданские права, это дисциплинирует сотрудников ГИБДД. Я хорошо знаю этот вопрос изнутри, так как сам недавно время возглавлял один из отделов управления ГИБДД. Позиция КЗПА: нарушил — отвечай, не нарушал — защищай свои права вплоть до суда. Для обеспечения безопасности на дорогах и цивилизованности отношений все претензии водителей к ГИБДД и ГИБДД к водителям необходимо переводить в правовое русло.

Николай Киселев выступает также в качестве эксперта по автоправу в нескольких воронежских СМИ. Ему можно задавать вопросы в разделе «За рулем — Черноземье» на воронежском автофоруме http://autoforum.vrn.ru.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии