Ловитесь, волны, большие и маленькие

ЛОВИТЕСЬ, ВОЛНЫ, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Автомобиль не только ездит по дорогам, он еще и плавает в безграничном океане радиоволн. Они могут быть огромными, как девятый вал (мы называем их длинными), или крошечными, как мертвая зыбь (миллиметровые). Все волны должны хорошо приниматься бортовой электроникой, некоторые - излучаться в эфир, притом не создавая помех друг другу и "чужой" аппаратуре.

Выбор типов антенн и мест их размещения - нынче чрезвычайно сложная работа для специалистов-электронщиков, вполне сравнимая по затратам с аэродинамической доводкой. Пример - деятельность фирмы "Хиршманн электроникс", с 1933 года поставляющей автомобилестроителям антенные системы.

Расчеты для "Майбаха" (а в нем ни много ни мало 19 антенн!) начались, еще когда самого автомобиля и даже его макета не было. Существовали лишь чертежи в виде CAD-данных. Пока на фирме "Мерседес-Бенц" проектировали панели и штампы, на "Хиршманне" мощные ЭВМ рассчитывали электромагнитные поля вокруг автомобиля при разных вариантах размещения приемных и передающих антенн. Кстати, все они скрыты под панелями кузова и за стеклами, снаружи не видно ни одной.

Наконец, когда все вроде бы рассчитано, в лаборатории появляется живой образец автомобиля (рядом частенько стоят машины конкурентов). Специальная антенна на длинном манипуляторе "обстреливает" автомобиль самыми разными сигналами со всех сторон, отдельно и в разных сочетаниях, а приборы объективно оценивают качество приема и перекрестные помехи.

Как правило, теоретически рассчитанные места расположения антенн не вполне совпадают с найденными опытным путем - реальность не укладывается в самые сложные формулы. Последняя стадия тестов и доводки - испытательные пробеги закамуфлированного автомобиля, в которых окончательно проверяют работу и совместимость всех электронных устройств.

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Подпишитесь на «За рулем» в