Больше жизни!

БОЛЬШЕ ЖИЗНИ!

]

Не секрет, что для многих автомобиль в ряду иной бытовой техники занимает особое место. Его если и не одушевляют, то все-таки числят не просто куском железа. Дают ласковые (и не очень) прозвища, балуют обновками и хорошим маслицем. Да и выбирая машину, руководствуются отнюдь не только прагматическими соображениями.

Чем отвечает машина? Она и в самом деле становится почти живой. Обзаводится электронными «мозгами», способными порой самостоятельно принимать решения. Теперь дошло и до... «тела». В ближайшем будущем обещают наделить «кожу» и «скелет» машины способностью реагировать на внешние воздействия. Автомобиль «оживят» с помощью датчиков колебаний и деформаций и пьезоэлектрических актуаторов, то есть исполнительных устройств.

Задача конструкторов — гасить вредные колебания кузовных панелей и силовых элементов. Необходимость в этом возникла с внедрением все более тонкого металла, который, будучи не менее прочным, чем сталь, применявшаяся несколько десятилетий назад, чрезвычайно легко начинает вибрировать, создавая шум в салоне. Шумопоглощающие покрытия, конечно, исправляют положение, но сводят на нет экономию массы.

Изобретатели из Брауншвейга занимаются так называемым активным демпфированием колебаний, названным ими «адаптроникой». Появившиеся в распоряжении инженеров пьезополимеры позволяют оклеить, например, обширные участки крыши. Как только та начинает вибрировать, датчики улавливают высокочастотные сигналы и с помощью специального контроллера вырабатывают противофазный сигнал, который подается на активную «обивку» потолка. В итоге колебания гасят, а вместе с ними исчезает досаждающий гул. Удивительно, но, как уверяют разработчики, столь сложная система уже скоро сможет конкурировать по эффективности и цене с разного рода пассивными мастиками.

Аналогично собираются изготавливать активные опоры двигателя и агрегатов. Уже испытываются даже оклеенные активными пьезодемпферами... валы приводов колес! Как выяснилось, источниками шумов и вибраций являются также ветровое стекло, зеркала заднего вида, рычаги подвески, трубы каркаса кузова. Изобретателям и здесь удалось применить достижения своей адаптроники — благо, появились уже и прозрачные пьезополимеры.

Но активное гашение колебаний — не единственный вариант «оживления неживого». Краска сможет не только изменять свой цвет по желанию водителя, но и вырабатывать ток для питания бортовых систем, стекла уже умеют менять свою прозрачность... А «эффект лотоса», отталкивающий любую грязь? Наконец, ученые обещают, что лакокрасочное покрытие сможет само залечивать «раны», затягивая царапины. Есть и другие идеи, реализация которых — дело ближайшего будущего. Об этом — в следующих номерах ЗР.

Активная крыша — далеко не единственный элемент кузова, которому предстоит «ожить» в ближайшем будущем. Принцип гашения вибраций прост, а его реализация — область самых высоких технологий.

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии