Даешь полмиллиона!

ДАЕШЬ ПОЛМИЛЛИОНА!

ИТОГИ ПРОДАЖ ИНОМАРОК В РОССИИ В 2003 ГОДУ

В итоге зафиксирован очередной рекорд: почти двукратный рост продаж за год - свыше 220 тыс. машин. Можно смело предположить - полумиллионный рубеж будет преодолен через год, максимум два. Не позже...

ПОПАЛИ В ДЕСЯТКУ

Совершенно закономерно первое место заняла корпорация "Дженерал моторс". Она реализовала в России 29 771 автомобиль: 8339 ввезено в Россию, остальные (21 432) - вседорожники " Шевроле Нива", собранные на СП "GM-АвтоВАЗ". В минувшем году было продано 7318 автомобилей марки "Опель" (рост по сравнению с 2002 годом - 255%), причем лидировал " Опель Астра" (3859 машин). Далее идут: 605 "Шевроле" (без "Нивы", +220%), 375 СAAБ (+188%) и 41 "Кадиллак". В 2004 году "Джи-Эм" грозится заметно прибавить, в первую очередь, конечно, благодаря "Шевроле-Ниве" и "Шевроле-Виве" (бывшая " Опель Астра"), сборка которой должна начаться в Тольятти в сентябре.

На второе место неожиданно для многих вышла компания, не имеющая в России сборочного производства. О разительном росте продаж (в три раза превышающих прошлогодние) объявила "Тойота мотор". Через сеть официальных дилеров было продано 25 075 "тойот" и 1397 "лексусов" (всего 26 472) - результат правильно выбранной ценовой и маркетинговой политики. Лидерами стали "Королла" (8772), "Камри" (6404 - победитель в бизнес-классе) и "Ленд-Крузер-100" (3047). Последних продано в четыре с лишним раза больше, чем в 2002 году; впереди - вседорожник RX300 (912 шт.). Кстати, в 2004 году "Тойота мотор" планирует реализовать в России уже 30 тыс. автомобилей.

Замыкает тройку лидеров "Форд", продавший 20 712 автомобилей. Чемпион, естественно, "Фокус" made in Vsevolozhsk - 15 876 шт. Далее идут "Мондео" (2770) и "Маверик" (665). По словам президента "Форд мотор компани" Хенрика Нензена, компании удалось достичь рекордных для себя в России продаж не только благодаря производству во Всеволожске, но и специальным программам кредитования и расширению дилерской сети. Планы на 2004 год - не менее 30 тыс. автомобилей.

Потихоньку сдает лидирующие позиции неизменный "номер 1" прошлых лет - компания "УзДэуАвто", хотя продажи и растут: в 2003 году в России продано 20 255 автомобилей "Дэу", изготовленных в Узбекистане. Как и раньше, лидер "Нексия" - 14 722 машины, но продано также 5533 микролитражки "Матиз". В результате показатель 2002-го (12 148) превзойден более чем на 8 тыс. Тем не менее в последние годы решающим фактором при покупке для россиян становится не только цена.

Это можно проследить по динамике продаж компании "Мицубиси": она в 2003 году реализовала в России 17 663 автомобиля - на 116% больше, чем годом раньше (8176). Почти половину объема продаж составила "Каризма" - 7867, далее идет прошлогодний лауреат Гран-при "За рулем" обновленный "Лансер" - 2758 машин. Выросла в общем объеме продаж фирмы доля вседорожников (28%), их продано почти 5 тыс. штук (4935): "Паджеро" на третьем месте (1508), на четвертом - "Спейс-Стар" (1409).

Далее в списке по продажам стоят две корейские компании. У "Хёндэ мотор" они выросли по сравнению с 2002-м в 2,6 раза - 14 561. Наибольшей популярностью в 2003 году пользовался у нас "Акцент", продажи которого составили 6198 шт. (сборку этих машин ведет Таганрогский автозавод) и "Гетц" (4132).

В прошлом году в России было реализовано 12 420 автомобилей марки KИA - в 2,3 раза больше, чем годом раньше, при этом 77% продаж пришлось на долю калининградского "АвтоТОРа" - 9548 автомобилей. Лидером остался "KИA-Рио" (5479) - он в 2003-м вошел в десятку самых популярных иномарок в России. На 64% (с 1467 автомобилей до 2406) выросли продажи вседорожника "Спортидж". Далее идут "Сефия"/"Шума" (2066) и представительский "Мажентис" (836).

Уже пятый год подряд увеличивает продажи "Рено", и не только у нас, но и у соседей. За 2003 год рост в России составил 36,2%, на Украине - 51,8%, а в Белоруссии - 72,8%! Компании удалось упрочить свои позиции, несмотря на неблагоприятную ситуацию, вызванную усилением евро. За год дилерская сеть выросла на 20 салонов (до 83 в 33 городах), а гарантия на новые автомобили "Рено" в России увеличилась до 2 лет (без ограничения пробега). В итоге "Рено" на почетном восьмом месте: продано 11 357 автомобилей, что на 36,2 % больше, чем в 2002 году. Самая продаваемая у нас модель, естественно, "Клио" - 5741 автомобиль (5212 "Клио Символ" и 529 "Клио"). С появлением нового "Мегана 2" продажи автомобилей этого семейства выросли на 35% и достигли почти четырех тысяч (3934). А модель "Кангу" стала в 2003-м бесспорным лидером в своем сегменте (продано 797 штук).

У японского "Ниссана" в минувшем году дела в России шли не лучшим образом, хотя продажи и увеличились на 18%. Причина та же - евро, который появился в ценниках автосалонов в начале года. В итоге было продано 9470 "ниссанов" (против 8026 в 2002-м). Лидер "Премьера" - 3041 шт., на втором месте - "Алмера" (2587). С нового года японская фирма снова вернулась в долларовую зону, чем, наверное, не преминут воспользоваться покупатели.

Замыкает "великолепную десятку" "Пежо" - продажи автомобилей этой марки в 2003 году составили у нас 8850 автомобилей (рост - 23%). Судя по годовому отчету, компании принадлежит 5,7% российского рынка иномарок.

В РОЛИ ДОГОНЯЮЩИХ

Первую десятку покинули все без исключения марки германского концерна "Фольксваген-Ауди групп", еще недавно занимавшие верхние строчки в рейтингах продаж. Было реализовано всего 7408 "фольксвагенов" (6335 легковых и 1073 коммерческих) - падение свыше 7%! И виной тому не только сильный евро, но и попытки позиционировать "народные" автомобили в классе "премиум", из-за чего компания теряет в России свои позиции производителя доступных средств передвижения. На первом месте среди легковых автомобилей, как и раньше, "Пассат" - 2994 шт. (3543 в 2002-м), на втором - не самый дешевый вседорожник "Туарег" (1089). Исправить положение, скорее всего, собираются выводом на наш рынок пятого поколения "Гольф", обновленных "Пассата" и "Шарана".

Дочерняя "Шкода" продала за прошлый год 6291 автомобиль (минус 37% - абсолютный рекорд падения на нашем рынке). Лидер продаж по-прежнему "Октавия" - 3611 шт., далее - "Фабия" (2112). В десятке лидеров их уже нет - стали до'роги, да и устарели изрядно. По слухам, премьера полностью нового поколения "Октавии" состоится уже скоро - в Женеве.

А вот шведская "Вольво" медленно, но верно наращивает объемы продаж: в 2003-м они выросли на 72% и составили 5027 автомобилей. Самой популярной моделью стал седан S60 - 1965 машин, на втором месте - S40/V40 - 1351, на третьем - седан бизнес-класса S80 (1174).

Еще более быстрыми темпами растут продажи у японской "Сузуки" - за год больше чем в два раза (4044 против 1912). Самым популярным в ее линейке стал вседорожник "Гран Витара" (2684 шт.).

Лидером среди немецких производителей автомобилей класса "премиум" по-прежнему остался концерн из Баварии: в России было продано 3902 автомобиля марок БМВ и "Мини" (против 3886 в 2002 году). Самой популярной оказалась "пятерка" - 1268 машин, чуть отстала третья серия - 1220. А еще граждане небогатой России купили за год 641 "семерку", 571 вседорожник Х5, 73 родстера Z4 и один - Z8. Весной 2004 года на заводе "АвтоТОР" в Калининграде начнется производство новой БМВ 5-й серии и представительских лимузинов 7-й серии. Компания связывает с этим надежды на рост продаж.

Реализация "Хонды" в России возросла до 3574 автомобилей, что в 2,7 раза больше, чем в 2002 году (1340). Самая популярная модель, как и прежде, "паркетник" CR-V - 1780 автомобилей. Следом за ним идут "Аккорд" (828) и HR-V (681).

Наконец-то есть повод порадоваться представителям концерна "Даймлер-Крайслер": количество проданных в России автомобилей выросло на 48% и составило 4714 шт. Хорошо расходились легковые автомобили "Мерседес-Бенц" (3205 машин, +50,4%), значительно улучшились позиции марки "Крайслер" и "Джип" (761 - в 2003-м, 380 - в 2002-м). А еще в прошлом году российские номера получили 12 автомобилей "Майбах" - больше, чем во всей Восточной Европе...

Рост продаж и у французского "Ситроена" - 3160 машин против 2272 в 2002-м. В лидеры вырвался С3 - 1107, на втором месте С5 - 915 машин.

У концерна "Ауди" хоть и наметился заметный рост (3111 автомобилей против 2700 в 2002-м), но уровень других членов Большой Тройки в классе "премиум" еще не достигнут. Бесспорным лидером в линейке компании стал A4 (1257 автомобилей), на втором месте - A6 (815), на третьем - A8 (523). Хуже всего продавался A2 - всего два автомобильчика... Чтобы "подстегнуть" интерес к моделям из Ингольштадта, фирма пошла на беспрецедентный ход: отныне все цены - только в долларах.

Компания "Мазда", которая официально на российском рынке представлена совсем недавно, демонстрирует рекордный рост продаж - за год в три раза (1862 против 641). Абсолютным лидером стала новая " Mazda 6".

Отмечен заметный рост (+88,6%) и у британской фирмы "Ленд-Ровер" - за год продано 1582 автомобиля (574 - "Рейндж-Ровер", 521 - "Дискавери", 354 - "Фрилендер" и 133 - "Дефендер"). Видно, никогда не пройдет в России мода на вседорожники.

Замыкает список компаний, сумевших преодолеть рубеж в тысячу автомобилей, японская "Субару", которая за год продала в России 1272 машины (в 2002-м - 571). Самой популярной моделью стал вседорожник "Форестер" (472), следом идут "Легаси" и "Легаси Аутбек" (433).

В целом же можно сказать, что год для иностранных автоконцернов в России удался. Особенно для тех, кто организовал здесь сборочное производство или, несмотря на все соблазны, продолжал держать цены в долларах. Они сегодня - "на коне". И если не будет никаких политических или экономических потрясений (а прогнозы пока благоприятны), не изменятся таможенные пошлины, рост продаж продолжится и в этом году. На проектную мощность выйдут сборочные заводы во Всеволожске, Калининграде, Таганроге, Тольятти, в салонах появятся новые модели... Так что полмиллиона не кажутся такой уж нереальной цифрой. Во всяком случае, в 2005 году.

В этом году мы несколько изменили подсчет проданных в России иномарок. Включили российско-американскую "Шевроле-Ниву" и, наряду с легковыми, в суммарных числах продаж учитывали и коммерческие - такие, как " Рено Кангу" или " Ситроен Берлинго". К иностранным же грузовикам мы обратимся позже.

В 2003 году в России

продано более 220 тысяч новых иномарок. Это абсолютный рекорд в набирающем силу сегменте рынка.

Подпишитесь на «За рулем» в