Пешеходов надо любить...

ПЕШЕХОДОВ НАДО ЛЮБИТЬ...

]

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕЙД ЗР 

ПЕШЕХОДОВ НАДО ЛЮБИТЬ...

МАКСИМ ПРИХОДЬКО, АНДРЕЙ БОЙКО. ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО

Эти знакомые каждому слова И. Ильфа и Е. Петрова звучат сегодня как никогда призывно. Ежедневное противостояние между водителями и пешеходами уже напоминает войну. Приходится признать: пока перевес на стороне автомобилистов. Для них — автомобили, дороги, паркинги, развязки. На долю пешеходов — практически ничего, им порой и пройти-то негде: в крупных городах большинство тротуаров превращается в парковку. И как итог всего — аварии, жертвы, без чего не обходятся дорожные войны. Это отражает и официальная статистика, но об этом позже.

11 МИНУТ

Одна из центральных магистралей Москвы — Садовое кольцо. Наземный переход у площади Восстания, три часа дня. Зеленый сигнал светофора для машин горит... около 11 минут. Понятное дело — надо пропустить поток автотранспорта, чтобы не возникли пробки. Но людям-то что делать? За это время по обеим сторонам дороги скапливаются недовольные. Нервное напряжение нарастает с каждой минутой топтания на месте. И вот один, завидев «окно» между машинами, не дождавшись «зеленого», сломя голову бросается на тот берег. Его примеру тут же следуют остальные, водители поневоле притормаживают, возникает опасная неразбериха. Метрах в ста от происходящего, отсвечивая серебристыми буквами ДПС на комбинезоне, почти как памятник, стоит страж порядка. Перебежали? Ну и слава богу.

Даже когда загорается «зеленый» для пешеходов, он горит... одну минуту десять секунд. Попробуй успеть! Примеров подобного «равноправия» для «механизированных» и «пеших» в Москве предостаточно. Мы, автомобилисты, злимся на пешеходов, которые чуть ли не под колеса кидаются, но если подумать — какие могут быть вообще претензии к людям, которых заставляют торчать у одного только перехода 11 минут?

Что же до нерегулируемых пешеходных переходов, то в крупных городах судьба «неавтомобилизированных» граждан еще горше — они, как зайцы, вынуждены скакать между мчащихся машин. Автомобиль, который остановится, чтобы пропустить пешеходов, в Москве можно увидеть не чаще летающей тарелки.

Да, трудно выжить пешеходу в современном российском городе...

ВЫСОКО СИЖУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ...

Гаишники констатируют: сейчас в стране — опасный бум дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов. Ужас что творится, например, в Подмосковье! ДТП с участием пешеходов составляют сейчас 53% от общего количества, причем 70% наездов приходится на темное время суток — с 18 до 22 часов. И в Москве это самый «популярный» вид аварий — 62,8%. Рост числа ДТП по вине водителей в прошлом году случился огромный — аж на 12,4%! Главная тому причина, считают в ГИБДД, стиль вождения столичных водителей. Его называют хамским, хулиганским и т. п. Из данных отделов административной практики видно, что неуважение к пешеходу, нежелание считаться с ним, полное пренебрежение Правилами дорожного движения, а также завышенная самооценка в основном и порождают массу таких аварий. О том, что ездить нужно совсем иначе, многие и не подозревают. Те же группы разбора констатируют, что пешеход на переходе, идущий на свой разрешающий сигнал, водителями воспринимается как досадная помеха или, что еще хуже, как препятствие, которое желательно... устранить.

Пешеходы в долгу не остаются. Статистика в 2002 году безжалостными цифрами зафиксировала 52 126 ДТП по их вине. Погибло 8414 человек, ранено более 46 тысяч. Полных данных по году 2003-му пока нет, но уже известно, что число ДТП по вине пешеходов выросло еще на 4,8% — почти до 55 тыс. А скольких из них наказали за то, что они создали где-то аварийную ситуацию? Статистики такой нет, но вряд ли много. Что возьмешь с пешехода, кто похвалит? Вот за одну «ударную» ночь в столице стражи порядка «отловили» около трех сотен нетрезвых водителей — это другое дело. Да, они создают повышенную опасность на дорогах, угрозу жизни и наказывать их надо беспощадно. А что, пьяные пешеходы менее опасны и имеют право безнаказанно валиться под колеса?

Проблема безопасности движения пешеходов — одна из самых острых, соглашаются в Главном управлении ГИБДД МВД России. Здесь наиболее уязвима возрастная группа «дети и старики». Подразделения ГАИ по всей стране проводят операции под девизом «Внимание — пешеход». Эффект от них — минимален: отловят десяток-другой нарушителей «с обеих сторон», накажут рубликом, отчитаются — и до следующей акции.

В том, что развязалась эта война, конечно, виноваты мы все. И водители, в упор не видящие пешеходов на «зебре», и пешеходы, которым плевать на Правила, и образовательные учреждения, изгнавшие ПДД как предмет из школ и училищ. А если идти дальше, то и законодатели, которые никак не внесут поправки в ПДД и КоАП, и сотрудники ГАИ, которые на все это смотрят сквозь пальцы... Виноваты все — значит и делать надо что-то сообща. Вопрос: что именно?

Между тем ответ, как обычно, можно поискать за пределами родного отечества, чему сотни тысяч из нас, выезжавших за рубеж, были свидетелями. В благополучной Европе пешеход — царь и бог. Человек, ступивший на проезжую часть, имеет приоритет. Даже вне «зебры». И рукой вам помашут — мол, проходите, чего там, мы подождем. А тех, кто нарушает — строго накажут. Далеко ходить не надо. На Украине или в Эстонии, например, водителя, не пропустившего пешехода на переходе, тут же сурово оштрафуют (примерно на 50 долларов). Уважать друг друга получилось не сразу, зато сейчас переходить улицу в том же Киеве можно попробовать даже на «красный». Автомобилисты его пропустят, но если поблизости окажется гаишник — тут же оштрафует. На те же 50 долл. в местном эквиваленте. Он ведь правила нарушил!

Похоже, и у нас разум все-таки начинает преобладать в подходе к уличному движению, хотя не у всех и не в час пик. В крупных городах после долгого перерыва появились светофоры, которыми могут управлять пешеходы: нажал на кнопку — загорелся «зеленый». Устанавливают такие по просьбе трудящихся; правда, чтобы доказать его необходимость, на этом месте в течение года должно произойти как минимум три (!) ДТП... Что-то вроде памятника погибшему пешеходу. Но куда более весомо другое: проблемой БД озаботились верха. Вице-премьер правительства России Владимир Яковлев, отвечающий за транспорт, безопасность дорожного движения, денно и нощно призывает ужесточить штрафные санкции по примеру западных стран. Только на сколько их надо увеличить и когда это произойдет — неизвестно. Самое главное — наказание должно быть неотвратимым. И не только тогда, когда пешеход погиб...

Впрочем, в Москве стали чаще встречаться настоящие рыцари дорог. Недавно на пешеходном переходе одного из нас пропустил шикарный черный джип. И рукой тот, что за рулем, махнул приветливо, а я ему. Хороший мужик, думал я, провожая взглядом «Ленд-Крузер» с красными дипломатическими номерами.

МАКСИМ ПРИХОДЬКО, АНДРЕЙ БОЙКО. ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО

Негде припарковаться? Оставь авто дома!

Нажал, перешел. Цивилизация...

Светофор с ручным управлением, все равно переходим на «красный».

На «красный» нельзя. Так все равно никто и не едет.

Добежит?

СПАСИ И СОХРАНИ!

Священники нескольких православных питерских храмов в своих проповедях напоминают о том, что пешеходы должны быть внимательны на дороге. Митрополия сделала это по просьбе ГИБДД: в церковь ходят многие пожилые люди, а именно они попадают под машины чаще всего.

В 2002 году на дорогах России погибло 8414 пешеходов. Не пора ли власть употребить, чтобы остановить войну?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии