Три дня ради спокойствия президента

ТРИ ДНЯ РАДИ СПОКОЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА

]

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

ТРЕНИНГ

ТРИ ДНЯ РАДИ СПОКОЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ. ФОТО АВТОРА

Любое мастерство (водительское — не исключение) требует тренировки. Высокое мастерство нуждается в тренировке особой. А как оттачивают его водители, которым доверены жизни сильных мира сего? Мне довелось оказаться в числе тех, кто проходил курс зимней подготовки в академии водительского мастерства «Вольво» в Алвдалене.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: СИДИ, СПИНА ПОДСКАЖЕТ

Умению правильно устроиться за рулем в академии уделяют самое пристальное внимание: первым делом инструкторы Томми Нильсон и Ларс Холмберг смотрят за посадкой. «Классный водитель должен чувствовать машину спиной!» — Ларс так и говорит. А для этого, пусть и зимой, лучше снять верхнюю одежду.

Чтобы рука могла поворачивать руль на больший угол, «академики» предлагают держать баранку в положении стрелок часов на 3 и 9. 

И, конечно, ремень безопасности. Никогда не пускайте ремень поверх куртки если не сняли ее. В крайнем случае распахнитесь — пусть ремень идет по свитеру или рубашке как можно ближе к телу. Подтяните его. Как показали исследования центра безопасности «Вольво», достаточно двух-трех лишних сантиметров слабины ремня из-за одежды, чтобы при столкновении переломать ребра и повредить легкие.

«А как пассажир? Кто, например, прикажет президенту пристегнуться?» — вопрос повис в воздухе. Однако и на этот счет в каждой стране есть собственные инструкции. Но прежде чем президент сядет к вам в машину, придется доказать водительские способности и умение. Свое доказательство мы начали, если так можно выразиться, от противного: не с езды, а с разворотов.

На просторах замерзшего озера на полкилометра выстроились конуса. У первого — нужно было развернуться на ручнике. То есть, подъехав к нему с правой стороны, предварительно «качнуть» машину от конуса, а потом к нему, резко дернуть стояночный тормоз, чтобы, заблокировавшись, задние колеса описали полукруг вокруг передней оси, а сама машина оказалась уже по левую сторону от метки, но смотрела в направлении, откуда приехали. Затем задним ходом до следующего конуса и развернуться вокруг него, резко дав газ — так, чтобы на этот раз передок автомобиля развернулся вокруг задней оси на 180° и машина направилась к третьему конусу. И так до самой последней стоящей на льду красной вешки. Но перед возвращением на исходный рубеж — разгон до 100 км/ч, торможение (педаль в пол), остановка в заданном коридоре. И снова к первому конусу передним ходом — разворот. Задним ходом ко второму — разворот. К третьему, четвертому... Только успевай крутить.

После нескольких кругов кого-то замутило: как в детстве, когда перекатался на карусели. Хуже тем, кто сидит рядом с водителем — их мотает больше. Водителю и проще (он вцепился в руль), и труднее одновременно. Ведь ему постоянно нужно держать автомобиль под контролем, не упуская ни на секунду — она может слишком дорого стоить.

Меняем место тренировки. Заснеженная, узкая — ряд туда, ряд обратно — дорога со множеством поворотов легла на холмы. Метров за пять до вершины подъема — красный конус. Нужно доехать до него, остановиться, имитируя неспособность без разгона въехать на гору, чуть откатиться назад, развернуться задним ходом с пробуксовкой ведущих колес. Затем спуститься, развернуться на ручнике и вновь штурмовать холм.

Упражнение вроде бы то же самое, что на озере, но кюветы справа и слева резко ограничили пространство для маневра. Только четкие, отточенные движения рулем и дозированная работа с акселератором. Сначала думаешь, что лучше машину немного недокрутить в заносе, чем вытаскивать потом из оврага. Но тогда теряются драгоценные секунды, а из-за холма может появиться встречный. Нужно все успеть. Поэтому разворот задним ходом строго на 180°. Та же четкость внизу, у подножия, только с применением ручника.

Снова смена автомобилей. Потом двигаемся по заданному маршруту задним ходом, ориентируясь по зеркалам. Машины все время разные: то седаны, то универсалы, то передне-, то полноприводные. Они различаются и по размерам, и по мощности мотора, и по характеру поведения на дороге. Но участок трассы тот же самый и задание для всех одно.

Как учесть все эти особенности, чтобы одинаково споро управлять большим универсалом V70 и компактной S40?

— А тебе все спина подскажет, если только ты правильно сидишь, — смеются Томми и Ларс.

ДЕНЬ ВТОРОЙ: СКОЛЬЗИТЬ, ЧТОБЫ НЕ СОРВАТЬСЯ

Ледяное озеро, пожалуй, лучшее место для водителя, чтобы почувствовать возможности автомобиля и оценить свои собственные. Современный автомобиль «умный»: попав на лед, он сразу смекает, что просто так туда не ездят. Ожидая подвоха, электроника сбрасывает обороты двигателя, едва одно из колес начнет прокручиваться или скользить. Поэтому все упражнения на скольжение проводят при отключенных системах стабилизации, контроля тяги и прочей электроники, призванной вмешиваться в неразумные действия водителя.

— Молодые начинающие водители не боятся ни заносов, ни скольжений в поворотах, — сокрушается Томми. — Из-за того, что сейчас не найти современной машины без ABS и ESP, им невозможно внятно объяснить, что это такое и как бороться с заносом или скольжением при отказе электроники.

В Алвдалене собрались не новички, но и им к каждой машине нужно привыкнуть, приноровиться. Главное — уловить момент, когда машина норовит выйти из повиновения. Во всей гамме «Вольво» самой упрямой и в то же время наиболее управляемой и прогнозируемой была новая S40. Система стабилизации ESP выключается на ней лишь наполовину и при резких маневрах вступает в игру. Поэтому S40 пустить в занос оказалось труднее, чем другие «вольво».

Тренировка проходила как по трассе из равноудаленных друг от друга конусов, так и по извилистой дорожке, проложенной в снегу, с чередующимися поворотами разной кривизны и радиуса. И каждый из них нужно было пройти с заносом задней оси. Это достигалось резким кратковременным сбросом газа при одновременном повороте руля. Потом нужно было подхватить автомобиль, плавно прибавляя газ и подруливая в сторону заноса.

Но вот задача изменилась: пройти по тому же маршруту максимально быстро при включенной системе ESP, но так, чтобы она не вмешивалась, не вносила своих корректировок. Вместо создания заноса его следовало всячески избегать. Здесь потребовалось умение плавно снижать скорость перед поворотом и выбрать правильную траекторию. Однако лучшим способом было бы просто никуда не торопиться по извилистой дороге и ни в коем случае не переоценивать свои силы. Тем более, когда в машине президент.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ: НЕ ВИДЕТЬ, ЧТОБЫ УСПЕТЬ

Хороша ложка к обеду! Но и с ложкой к столу нужно успеть. Это я к тому, что приобретенные водительские навыки только тогда и пригодятся, если будут применяться к месту и правильно. То есть вы не только правильно оцените дорожную ситуацию, но и мгновенно примете оптимальное решение. Чтобы осталось время для самого маневра, который проведете автоматически, на уровне подсознания.

Вот почему третий день «курсанты» академии «Вольво» посвятили отработке быстроты реакции и объезду внезапных препятствий. Для создания обстановки полной неожиданности поперек дороги натянули тонкую светонепроницаемую занавеску. К ней нужно было подойти на скорости 50 км/ч и быть готовым затормозить и объехать скрывающееся за ней препятствие.

Легкая пластиковая шторка обернулась трудным психологическим испытанием: не всякий водитель смог его выдержать. Кто-то начинал тормозить против правил — заранее. Шторка — это прыжок в неизвестность. А что там: вышедший на дорогу лось или террористы, преградившие дорогу? Но выход всегда должен быть. «Никогда не смотрите на препятствие, только на путь объезда!» — подбадривали нас Томми и Ларс.

Сначала расставленные Ларсом преграды удавалось как-то обогнуть — когда справа, когда слева. Потом стало сложнее, для объезда потребовалось уже выезжать на обочину. А затем избежать столкновения стало и вовсе невозможно — приходилось искать путь, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями. На практике это означало: чем меньше конусов сбито — тем выше была оценка работы водителя. Но конуса — это чьи-то покалеченные мотоциклы, машины, жизни. Эта мысль отнюдь не прибавляла уверенности. И только когда, несмотря на сбитые конуса, Ларс поднимал вверх большой палец и кричал: «Вери гуд!», я понимал, что все действительно не так плохо.

Третий день завершился великолепной гонкой по озеру на семи разных моделях «Вольво». Там были заднеприводная «940-я», универсал V70, седан S80, старенькая V40, новая S40, большой полноприводник XC90. Удлиненный лимузин S80 смотрелся в их компании не по-спортивному. Зато это был настоящий автомобиль президента.

Пластиковая штора поперек дороги — испытание не для слабонервных. Что скрывается за ней: вышедший на трассу лось или террористы в засаде?

Подготовка в водительской академии «Вольво» — дело серьезное. Невыученные «уроки» и работа над ошибками могут стоить дорого. А что скажет пассажир на заднем сиденье?

ВОДИТЕЛЬСКИЕ МУДРОСТИ ИЗ АКАДЕМИИ

Удаляйте снег с крыши. В самый неподходящий момент он подтает и съедет на ветровое стекло.

Не оставляйте машину на стоянке на ручнике — он может примерзнуть.

Очищайте колеса от снега. Он обязательно растает, вода попадет на тормозные колодки и диски, а превратившись в лед, лишит вас тормозов.

Очищайте от снега обувь. Наличие снега в салоне вызывает запотевание и замерзание окон.

На скользкой дороге шины с шипами лучше ставить на заднюю ось. Автомобиль будет стабильнее при маневрах, чем если вы сделаете наоборот.

Смотри туда, куда едешь, а не на препятствие, которое объезжаешь.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии