Соловки и петроглифы

СОЛОВКИ И ПЕТРОГЛИФЫ

]

ПУТЕШЕСТВИЕ: РУССКИЙ СЕВЕР

В России в окрестностях Белого моря и Онежского озера также есть подобные изображения. Захотелось дополнить впечатления, а заодно посетить знаменитые Соловки.

И вот мы в Карелии. Побывать еще раз в Кижах не получилось — все билеты на суда были проданы. Зато на причале в Петрозаводске купили небольшую книжечку «Карелия известная и неизвестная. Петроглифы, сейды и лабиринты», которая стала незаменимым путеводителем по загадочным следам древнего человека.

Чтобы подъехать к Белому морю из Кеми, надо «чиркнуть» по окраине города в направлении поселка Рабочеостровск и далее до пристани. Рядом с ней деревянные коттеджи гостиницы «Причал»: номер здесь, а также в гостинице на Соловках мы заказали заранее по телефону из Москвы. Здесь же платная стоянка (50 руб. в сутки). Однако многие автотуристы, не связанные с гостиницей, оставляли свои автомобили на платной стоянке самой пристани и добирались на Соловки самостоятельно.

Теплоходом до Соловков два часа ходу по Белому морю. Проезд одного человека 250 руб.; оплата на месте. И вот с палубы открывается величественная панорама Соловецкого монастыря, основанного в 1429 году.

На протяжении всей своей истории Соловки были известны не только как религиозный центр, но и как место ссылки неугодных, особенно в советское время. С 1923 года, когда появились Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), в них погибли сотни тысяч заключенных.

Поражают мощные стены монастыря, сложенные из огромных валунов: такие крупные камни и своеобразная технология их укладки нигде больше не применялись.

Рассказывают, что британский принц Чарльз, посетивший Соловки за несколько дней до нас, был поражен увиденным, а ведь в Англии древние сооружения из природного камня не редкость. За стеной монастыря много старинных построек. Наиболее крупная — Спасо-Преображенский собор (1558–1566 гг.).

Транспорта на острове мало, поэтому подъехать куда-нибудь на попутке чрезвычайно трудно. Да и дороги здесь плохие. Зато есть прокат велосипедов.

Большинство дальних экскурсий местного турбюро включают переход по морю на небольших корабликах. Удалось совершить две такие экскурсии.

На Большой Заяцкий остров отправились от основного причала уже вечером, благо ночи стояли белые. На подъезде к острову уникальное сооружение — валунная гавань, на берегу деревянная церковь Андрея Первозванного, построенная в честь посещения острова Петром I. Но основная достопримечательность этого места — памятники древнего человека II-I веков до н. э. Спиралевидные лабиринты, назначение которых еще не разгадано, каменные курганы, где при раскопках обнаружены следы захоронений. Видимо, монахи были терпимы к языческим символам на этом острове, но на всякий случай выложили на земле и крест из валунов.

Прощаемся с Соловками и плывем обратно на Большую землю. Сошли на берег — сразу к машине и через пару часов уже в Беломорске, в гостинице «Гандвик».

По счастливой случайности узнали, что в той же гостинице, в подвальном помещении располагается хранилище музея. Его работники рассказали, что наиболее известные петроглифы «Бесовы следки» находятся за городом в специальном павильоне, но уже несколько лет он в аварийном состоянии и закрыт для посещения. Однако поблизости есть еще одна группа петроглифов в районе Залавруги. Нам даже рекомендовали проводника!

На следующее утро, проехав от города 13 км, в деревне Выгостров встретились с проводником. Им оказалась местная жительница, влюбленная в свой край, шустрая и ходкая, несмотря на свои 74 года.

Мы пошли в сторону от шоссе вдоль старого русла реки Выг по мелколесью, обходя и перелезая через многочисленные валуны. Древние воды реки отшлифовали камни старого русла, и на высоких местах образовались гладкие каменные плато, которые использовались нашими предками в качестве святилищ. Нам повезло: раннее солнце освещало плиты сбоку, так что рисунки на них были хорошо видны. Менее заметные изображения можно «оживить», поливая плиты водой.

Тематика рисунков разнообразна, но преобладают сцены охоты. Это и морской промысел: лодка с двенадцатью гребцами преследует белуху, в которую уже выпущен гарпун; зимняя охота: стрелок, вооруженный луком, преследует на лыжах какое-то животное.

Долго бродили мы по каменному плато от одного рисунка к другому, но нас уже звали другие петроглифы — онежские, до которых еще 450 км. До сих пор ехали по дорогам, известным по предыдущим путешествиям, но вот дорога из Медвежьегорска в Пудож стала для нас новой. Она красивая, идет лесом, но довольно извилистая.

По пути свернули в село Челмуши, посмотреть деревянную церковь Богоявления на песчаном берегу залива Онежского озера. Церковь построена в начале XVII века на пожертвования инокини Марфы Романовой, матери будущего царя Михаила, сосланной в эти края Борисом Годуновым.

На дороге Медвежьегорск-Пудож протяженностью 200 км нет заправок. Спасла 10-литровая канистра: она пролежала в багажнике еще с прошлогоднего путешествия!

В Пудоже остановились в гостинице с неожиданным названием «Амадей» и еще не знали, что застрянем здесь на три дня. Проблема была одна — как попасть на Бесов Нос, где находится основная масса онежских петроглифов. Ведь добраться туда на обычном автомобиле невозможно. К сожалению, побывать там не удалось — пришлось довольствоваться фотографиями петроглифов.

И все-таки уезжать из Пудожа ни с чем не хотелось; стали искать другие варианты. Корреспондент местной газеты сообщил, что знает небольшой участок с наскальными рисунками недалеко от Пудожа и готов нас туда сопроводить. Доехали на машине до поселка Стеклянный, а оттуда — пешком через лес к Онежскому озеру. Долго шли по берегу и вот на вершине скалистого плато увидели долгожданные рисунки. Они, в отличие от беломорских, выбиты только по контуру фигур и поэтому не так заметны. Второе отличие — в тематике: здесь изображены в основном лебеди, некоторые довольно крупные.

Нас поразили не только петроглифы, но и то, что увидели вокруг. Суровое Онежское озеро катит волны на скалистый берег, кругом каменные глыбы, вдалеке виднеется лес. Красота и спокойствие. Сразу представляешь, как на такое святилище собираются древние люди, чтобы исполнить обряд — возможно, с жертвоприношением.

После этого похода посчитали, что в пределах возможного задачу выполнили — пора возвращаться. Вначале хотели отправиться из Пудожа на Вытегру, особенно когда увидели на шоссе указатель «Кириллов-Вологда». Но водитель КамАЗа, только что приехавший из Вытегры, отсоветовал ехать по еще не достроенной дороге — прошли дожди. Однако возвращаться тем же путем, что и приехали, не в наших правилах — решили двинуть через Каргополь.

Дорога Пудож-Каргополь оказалась довольно приличной по северным меркам: по Карелии почти везде асфальт, по Архангельской области в основном грейдер, но ровный. Архангельская область встретила красивым лесом, начался Кеноозерский национальный парк. Следующая приятная встреча на пути — знаменитый ансамбль деревянных церквей в селе Лядины. Громадная Покровско-Владимирская церковь (1761 г.) была в лесах, зато прекрасно смотрелась церковь Богоявления (1793 г.) с удивительным шатровым крыльцом.

В древнерусском городе Каргополе мы были не однажды, но каждый раз он раскрывается с новой стороны. Вот и в это посещение нас поразили не только старина, но и новое веяние в обустройстве города малыми формами в каргопольском стиле — в дереве. Это и забор детского сада, напоминающий древнюю крепость с башенками, качели в виде трехглавого Змея Горыныча и многое другое. Даже засохшие деревья служат основой скульптурных композиций.

Из Каргополя поехали через Няндому-Вельск-Вологду в Москву. Впечатлений от поездки много, но все же планируем продолжить знакомство с петроглифами и островными монастырями.

Церковь Богоявления в селе

Лядины: шатровое кольцо.

Церковь Богоявления в Челмушах.

Кончился бензин —

выручила канистра.

Наскальный рисунок под Пудожом.

Залив Белого моря.

Скульптура из засохшего дерева в Каргополе.

ФОТО: ЛЮДМИЛА КЛИМИНА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии