Погода летная!

Погода летная!

Свинцовое ноябрьское небо за ночь разродилось очередной порцией первого снега. Днем столбик ртути нерешительно пополз вверх. Даже не снежная, а водяная каша на дорогах вкупе с промозглым ветром и общим серым фоном окружающей действительности вызывала очень сложное чувство — приступы раздражения, интегрированные в зевотную меланхолию. И только один объект в городе создавал вокруг себя позитивное поле — красный SAAB 9–3 Aero.

Аэродром. Предстартовая подготовка

Мой дед после Великой Отечественной служил авиационным техником на военном аэродроме в районе Мурманска, обслуживал боевые самолеты. В обязательный список его задач входил и тщательный осмотр самолета перед вылетом. Вот и я, памятуя об авиационной саабовской родословной, решил начать с того же. «Аэродромом» для «истребителя» SAAB была площадка перед автосалоном.

Магия буквоцифросочетания SAAB 9–3 Aero оставит равнодушными только тех, кто совершенно не в курсе. Предстояло познакомиться с легендой, которая «живее всех живых»: турбомотор V6 объемом 2,8 л, мощность — 250 л.с., крутящий момент — 350 Н.м, 6-ступенчатая «механика». Этот двигатель способен разогнать «истребитель» снаряженной массой 1680 кг до 100 км/ч за 6,7 с. Максимальная скорость — 250 км/ч. Полетели?

Салон выдает породу. Здесь старательно сохранен традиционный дух: развернутая к водителю плоская передняя панель с обилием кнопочек, ключ в тоннеле пола... Ручки дверей забрызганы дорожной грязью, а сильно заваленная передняя стойка (вот здесь современность победила традицию — на старых «девятисотых» переднее стекло было гораздо ближе к вертикали) заставляет при посадке сильно наклонить голову. Но руки уже сжимают твердый, с развитыми зонами для ладоней руль, а взгляд устремлен чуть выше лаконичной эмблемы SAAB — на комбинацию приборов.

В центре — нелинейный спидометр. Цифры от 160 до 260 имеют более плотную разбивку и отдельной группой сосредоточены в правой, «лежачей» зоне спидометра. Под стрелкой — информационный дисплей. Слева — тахометр, справа — кругляш с показателями топлива и температуры охлаждающей жидкости. Верхняя его стрелка — манометр турбины. И уже в этот момент адреналин начинает малыми дозами поступать в кровь.

Только неимоверным усилием воли заставляешь себя отдернуть руку от ключа зажигания и перебраться на заднее сиденье, а также заглянуть в багажник — иногда «истребители» берут на борт груз и пассажиров. Правда, очень редко.

При посадке назад ноге слегка мешает массивное основание средней стойки, а напрягать шейные позвонки приходится не меньше, чем водителю и переднему пассажиру, — линия крыши кузова в задней части весьма покатая. Места в ногах, что называется, только-только, над головой (мой рост 182 см) остается лишь «прожиточный минимум» в виде считаных сантиметров.

Втроем сзади тесно в плечах, да и залезать туда в таком количестве не стоит — отформован задний диван явно только под двух седоков. А вот багажник неплох: объем 425 л, есть лючок для длинномеров. Сиденья складываются в пропорции 2:3. В общем, набор довольно стандартных решений для какого-нибудь семейного авто. Может, все-таки SAAB только прикидывается «аэропланом»?

Ключ на старт!

Сиденье водителя имеет два стандартных положения и вдобавок регулируется по высоте — вручную, но можно заказать и электропривод. Внешние зеркала управляются селектором и качающейся в четырех направлениях круглой клавишей. Удобно и логично.

Запускаем двигатель. Он лишь утробно урчит где-то впереди — симфония турбонаддува начнется после 2000 оборотов. В предвкушении отпускаю стояночный тормоз. Кнопка не на торце, а на нижней части ручки — к этому нужно привыкать.

Управлять подачей топлива легко, даже забываешь про, мягко говоря, неслабый «табун» под капотом. Плавно подхватывает сцепление — поехали.

Действительно, почти семейный седан! Гидроусилитель на малой скорости работает отлично, крутить руль можно ладонью, абсолютно без усилия. Но вот возвращаться в нулевое положение руль не спешит, точнее, возвращается бесконечно долго. Как-то он покажет себя в скоростных поворотах? Передачи включаются четко, ходы рычага короткие и однозначные. Локтю правой руки надлежит находиться на подлокотнике, имеющем продольную регулировку. В целом удобно, но, вальяжно разместив локоть, слегка досадуешь, что приходится тянуться до третьей передачи — она кажется расположенной далековато.

И опять, хоть ты тресни, никуда не деться от авиационных параллелей: положение правой руки водителя при переключениях напоминает управление ручкой дросселя в больших авиалайнерах — выверенная удобная поза, уверенные движения кисти, под которой сосредоточена огромная мощь. Но в моем случае и дроссель, и соответственно мощь находятся под правой ногой, и эта нога уже устала нервно приплясывать на педали.

Взлет разрешаю

По скучной городской «рулежке» медленно вывожу «аэроплан» на «взлетную полосу» — загородное шоссе. При разгоне «в пол» два милых создания, самозабвенно щебечущих на заднем сиденье, внезапно притихли. Думаю, для полной аллюзии с лайнером девушкам не хватило лишь заложенных ушей. Впрочем, спасает от этого только хорошая шумоизоляция моторного отсека.

Проснувшаяся турбина посылает в цилиндры лошадиные дозы топливо-воздушной смеси, тело наливается тяжестью, а передачи едва успеваешь подтыкать практически рефлекторно, благо коробка работает с четкостью ружейного затвора. Бешеный рост оборотов отслеживаешь скорее не по тахометру, а по манометру турбины — красная зона, переключение, красная зона, переключение. Сотню разменяли пару секунд назад, но это было давным-давно, потому что стрелка спидометра уже неудержимо заваливается в «лежачую» зону — 140, 150, 160... Кажется, даже глаза вгибаются в обратную сторону — нет, это совсем не семейный седан, это, как минимум, спортседан, а скорее спорткар! Да чего там — истребитель!

А вот с точки зрения аэродинамики SAAB — это антисамолет. Ни о каком взлете в буквальном смысле этого слова речи быть не может. На большой скорости машина стелется по дороге, раздвигая хищным носом стену воздуха. Маневр «едем прямо — внезапный КамАЗ — переставка — едем прямо» SAAB выполняет едва ли не быстрее, чем успеваешь об этом подумать. Реактивное действие на руле отменное, помогает рулению в быстрых поворотах. Подвеска короткая и жесткая, не допускающая малейшей поперечной раскачки. Виражи SAAB проходит, как по рельсам, попытаться сорвать его с траектории не позволяет умная электроника да банальный инстинкт самосохранения — шея не выдерживает боковых нагрузок, тело удерживает только грамотная боковая поддержка в меру жестких кожаных сидений.

Невольно приходят мысли о вечном: о пассивной безопасности. В этом автомобиле она на высоте. Парашютов здесь, конечно, не выдают, зато подушек безопасности целых десять. А кроме того, SAAB получил «пятерку» EuroNCAP за безопасность. И тем не менее...

Скорость 170 по прямой — дальше SAAB, почти не теряя разгонной динамики, едет уже «без меня». Он летит, а мне страшно прозевать очередной высунувшийся тихоход или гаишника в кустах. Поднимаю ногу с педали газа — пожалуй, пора на посадку.

Посадка

Тормозит «истребитель», как танк, мгновенно цепляющийся гусеницами за грунт. Но педаль тормоза информативна — четко дозироватьуровень замедления не составляет труда. Сбрасываем скорость до общепринятых норм и сворачиваем в город. И тут еще один момент заставляет вспомнить о том, что ты не за штурвалом покорителя небес, а все-таки за рулем автомобиля: ямы у нас в городе отнюдь не воздушные.

Именно в городе на малых и средних скоростях трясет буквально везде — на стыках, трещинах, небольших ямках, а в большие лучше просто не попадать — уж больно жалко красивый аэродинамический обвес и откровенно «кольцевые» амортизаторы. Впрочем, в плотном городском потоке SAAB чувствует себя более чем уверенно — помогает и маневренность, и тяговитость, — двигатель довольно бодро выкручивает на пятой передаче уже с 50 км/ч. Но вот и площадка автосалона. Останавливаемся. Полет окончен.

«То взлет, то посадка, то снег, то дожди...» — на мокром ноябрьском воздухе вспоминаются слова старой песенки. Жаль, что тест был таким коротким, удалось достичь взаимопонимания с «аэропланом» лишь по некоторым вопросам. Но эти моменты были основными — взлет, полет, посадка. Этот автомобиль создан для быстрого перемещения в пространстве, но он отнюдь не самолет-невидимка. Скорее, первый номер в звене истребителей — быстрый до ужаса, вооруженный до зубов и красивый до мозга костей и кончиков крыльев.

А летают истребители в любую погоду. Если не врал Ричард Бах, они летают даже в грозу. Не говоря уж о туманной ноябрьской мороси — ее они просто рвут в клочья. Так, по крайней мере, обстоят дела для тех, кто за штурвалом. И если вы активны, спортивны, молоды, целеустремленны, богаты, не боитесь вибраций, перегрузок и жизненных преград — добро пожаловать на борт SAAB и удачного полета. Полюбите его стиль, и SAAB 9–3 Aero отплатит взаимностью. Мне отплатил.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии