Мягкое очарование глубинки

Мягкое очарование глубинки

Правила дорожного движения в Польше практически не отличаются от российских, за исключением некоторых нюансов. Запрещено пользоваться антирадарами; ограничение скорости в населенных пунктах — 60 км/ч, за их пределами — 90 км/ч, на автострадах — 110 км/ч. Еще есть так называемая застроенная территория (teren zabudowany), обозначенная соответствующим знаком. Это может быть участок дороги, вдоль которого расположено не менее трех строений. Здесь также требуется снизить скорость до 60 км/ч.

В Польше по-европейски трепетное отношение к пешеходам. Водители заблаговременно притормаживают, едва пешеход устремляется к переходу. Вежливость водителей объясняется просто — размер штрафа за нарушение преимущественного права пешеходов составляет 400 злотых (4000 руб.). Здесь вообще высокие штрафы за нарушения ПДД. Непристегнутый ремень безопасности обойдется в 70 злотых (700 руб.). Разворот или езда задним ходом на автостраде — 250 злотых (2500 руб.). Самый большой штраф — 1000 злотых (10 тыс. руб.) — придется заплатить за нарушение сразу нескольких правил, например превышение скорости, непристегнутые ремни и проезд на красный свет.

Из нововведений в правилах дорожного движения, принятых польским сеймом в нынешнем году, можно отметить требование обязательного включения ближнего света при любой видимости и любых погодных условиях, независимо от того, где находится машина — в населенном пункте или за его пределами.

Токио или Нью-Йорк?

В пригородах Варшавы и других крупных городов расположено множество автосалонов и ремонтных центров.

Как и в других европейских столицах, из-за пробок трудно выехать из столицы в субботу утром и въехать в воскресенье вечером. Польская столица имеет плановую застройку, длинные прямые улицы, тем не менее автомобилистам непросто ориентироваться из-за многочисленных участков с односторонним движением и ремонтных работ.

Как и во всех крупных городах, существует проблема свободных мест на парковках. Оплатить стоянку можно через автоматы, выкрашенные в бело-голубой цвет. За правильностью оплаты следит специальная служба, сотрудников которой легко узнать по жилетам салатового цвета с надписью «Obsluga strefi parkowania». На колеса автомобиля, поставленного в неположенном месте, полиция может надеть блокиратор. Для освобождения авто необходимо позвонить по телефону, указанному в штрафной квитанции.

Варшавский автопарк полностью состоит из иномарок — старых и новых. Правда, дорогих авто и больших джипов не очень много. Чего не встретишь на дорогах, так это продукции российского автопрома. Почти нет и знаменитых польских FIAT 125, так популярных в социалистические времена. Зато в избытке «корейцы» и «японцы».

Центр Варшавы весьма контрастен — порой старинные дома теряются на фоне стеклянных небоскребов банков, отелей и бизнес-центров. Местами польская столица напоминает Токио, Франкфурт-на-Майне или НьюЙорк. Есть и архитектурный памятник социалистического бытия — Дворец культуры и науки, похожий на МГУ или здание МИДа в Москве. Поляки и гости города так его и называют — «Москва».

В Варшаве немало мест для романтиков. Трудно поверить собственным глазам, когда видишь павлинов, свободно разгуливающих по дворцово-парковому комплексу «Королевские Лазенки». Там же снует множество белок, конкурирующих с воронами за право получить что-нибудь вкусное прямо из рук.

Туристические шахты

Из Варшавы наш путь лежал на юг страны в столицу воеводства Силезия — Катовице. В этом регионе сосредоточена мощная индустрия и множество месторождений полезных ископаемых. От столицы до Катовице около 300 километров — это расстояние можно не спеша преодолеть за четыре часа. Ехать по трассе с таким великолепным покрытием одно удовольствие. Широкая разделительная полоса сводит на нет опасность встречного столкновения. Дорожные знаки часто с подсветкой, работающей на солнечных батареях. В придорожных селах, как правило, есть пункты автосервиса.

На заправках не встретишь бензина АИ-92. Есть АИ-95 со свинцом и без него по цене 4,25 злотого (42 руб.), АИ-98 — за 4,39 злотого (44 руб.) и дизельное топливо — 3,81 злотого (38 руб.). Сначала необходимо заправить машину, а потом произвести оплату в кассе. Можно воспользоваться бесплатными одноразовыми перчатками и салфетками. При заправках имеются магазин и кафе.

О шахтерской принадлежности большинства городов Силезии свидетельствует особый запах, витающий в воздухе, — печи и камины топят углем. После вступления Польши в ЕС многие горнодобывающие предприятия были закрыты. Интересен опыт поляков, которые включили бывшие шахты в туристическую инфраструктуру.

Например, надземную часть одной из шахт в центре Катовице превратили в суперсовременный торговый центр Silesia. В выходные дни здесь собирается значительная часть горожан, не столько с целью сделать покупки, а скорее чтобы пообщаться, перекусить или плотно поужинать в одном из многочисленных кафе и ресторанов. Особый колорит придают старинные надшахтные здания из темного кирпича. Путеводным маяком служит шахтный копер, который вечером подсвечивается разноцветными прожекторами и становится похожим на маленькую Эйфелеву башню.

«Живец» из музея

На самом юге Силезии расположен город Живец. Здесь начинаются Бескиды — горы с многочисленными горнолыжными курортами. Сам город известен одноименной пивоварней, которая прославилась не только популярной маркой пива, но и необычным музеем.

Сначала экскурсанты попадают в помещение, напоминающее бутылку, сложенную из красного кирпича. Это машина времени. Раздается команда, гаснет свет, по стенам бегут всполохи голубых искр, пол начинает дрожать и раскачиваться. Механический голос ведет отсчет, а на экранах, укрепленных на стенах, мелькают даты. Наконец все стихает, и вы оказываетесь во второй половине XIX века. Открывается дверь, и экскурсанты попадают в прошлое.

В небольшом городке поздний вечер. На небе мерцают звезды. Редкие газовые фонари едва освещают узкие улочки. В окнах домов горят огоньки не то керосинок, не то лучин. Где-то на окраине города лениво лают собаки.

Все разбредаются по темным улочкам, заглядывают в окна, но вскоре собираются в городском трактире. На столах, сколоченных из грубых досок, стоят пивные кружки, тарелки с муляжами недоеденных жареных колбасок и обглоданных костей. За стойкой замер бармен-манекен, готовый налить кружку «Живца». Но самое главное — в окнах можно наблюдать жизнь на улицах, поскольку на самом деле окнами являются плоские телевизоры.

Завершающий этап посещения музея самый сложный. Необходимо пройти по лабиринту с зеркальными стенами, представляющими собой экспозицию, посвященную истории пивоварни. Бродя по коридорам, можно попасть в период строительства социализма, во времена войны или новейшей истории. Прямо на стенах размещены документы, фотографии, пивные этикетки, вещи, так или иначе связанные с пивоварением.

Среди зеркальных стен легко заблудиться. Особенно коварны тупики, которые трудно распознать. Трещины на зеркалах свидетельствуют о том, что не все экскурсанты вовремя поняли, что впереди пути нет. Выбраться помогает гид — без него можно было бы бесконечно долго изучать историю. После увлекательной экскурсии гостей ожидает дегустация пива и подарок — фирменный бокал для пива от «Живца».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии