Око всевидящее

ОКО ВСЕВИДЯЩЕЕ

Самый точный диагноз ставит вскрытие. Мы имеем в виду разборку узла или агрегата с его демонтажем и мойкой. Только распотрошив их до винтика, ощупав, измерив, мастер выносил вердикт — причиной отказа механизма стала вот эта самая деталь. О том, что диагностику можно проводить, не разбирая и не снимая с автомобиля узел, автомобильные инженеры знали из зарубежной литературы. В ней описывались приборы, с помощью которых диагност мог заглянуть внутрь вызывающего подозрение узла через различные отверстия, закрытые сливными пробками, масляными крышками и т. д. Однако даже после того, как в Россию стал поставляться импортный инструмент, на эндоскопическое оборудование механики обращали внимание по большей части ради интереса. Цена его была заоблачной, да и информация о том, как, и главное, что искать в потрохах агрегатов, была очень скудной. Специалисты оборонки, в частности авиационного комплекса, имеющие на своем вооружении эндоскопы, мало чем могли помочь автомобилистам, не та специфика. Но времена меняются. Еще вчера редкая и недоступная диагностическая техника сегодня свободно продается на рынке. Пора к ней присмотреться.

Рачий глаз

Те, кто посещал кабинет гастроэнтеролога, о эндоскопах знают не понаслышке. Бедолаг часто называют глотателями шпаг. С помощью шланга с «глазом» на конце врач определяет, что творится в потрохах пациента. В механике оптическо-механические приборы — эндоскопы также используются для изучения внутренностей агрегатов и узлов автомобилей. Основной принцип диагностики — как можно ближе приблизить оптический элемент прибора к рассматриваемой поверхности для ее детального изучения. Изображение, которое видит в окуляре или на мониторе оператор, увеличено. Правда, в отличие от микроскопа, увеличение в технических эндоскопах обычно не превышает нескольких крат, а оптический тракт, по которому передается изображение от объектива до окуляра, составляет от десятка сантиметров до метра и более. Для того чтобы эндоскоп мог двигаться в тесном пространстве, толщина оптического тракта и объектива обычно не превышают одного сантиметра. Наряду с эндоскопами, имеющими гибкий тракт, производятся негибкие трубчатые приборы, именуемые бороскопами.

Маленький объектив на дальнем так называемом дистальном конце эдоскопа должен позволить исследовать объект под разными углами зрения. Поэтому у гибких эндоскопов дистальный кончик подобно хвосту змеи очень подвижен. В бороскопах для изменения направления луча зрения или для увеличения угла обзора перед объективом иногда ставят поворачивающую входящий световой луч призму. У некоторых моделей приборов ее можно вращать механически. Бывают и так называемые «переламывающиеся» приборы, состоящие из двух жестких трубок, соединенных шарниром. К эндоскопам и бороскопам могут прилагаться оптические насадки на объектив и обязательно подсветка. Она необходима для того, чтобы высвечивать в закрытом пространстве исследуемый участок поверхности. Свет от источника передается по гибкому оптическому световоду, представляющему собой пучок тонких оптических волокон. Он проходит под оболочкой корпуса эндоскопа и открывается у дистального конца. Источник света присоединен к световоду через переходник у окуляра. В качестве источника света применяются специальные лампы с отдельным блоком питания. При длительной эксплуатации и многократных изгибах эндоскопа тонкие волокна световода могут ломаються, и прибор выходит из строя.

У гибких эндоскопов под защитной оболочкой оптического тракта расположены тяги механической системы управления изгибом дистального кончика. У лучших приборов конечная часть может поворачиваться в любом направлении на угол до 180 градусов. Управляется хвост вращением двух независимых колесных рукояток.

Разглядывать внутренности узлов и агрегатов можно не только в окуляр, но и на мониторе компьютера. Для этого к окуляру через специальное устройство присоединяют фотоаппарат или видеокамеру, с которой сигнал подается на компьютер. Изображение, по требованию клиента, можно напечатать на фотобумаге, используя цветной принтер. Полученное изображение обычно хранят в архиве для сравнения с результатами прошлых обследований. Вообще же подключение к компьютеру открывает перед эндоскопами качественно новые возможности. У очень дорогих приборов реализовано даже компьютерное управление изгибом дистальной части. У некоторых приборов камера присоединяется на особое посадочное место, не мешая вести наблюдение глазом. Она автоматически фиксирует все увиденное. Некоторые производители для своих эндоскопов рекомендуют приобретать цифровые камеры строго определенных производителей и моделей.

Сегодня на смену современным оптическим эндоскопам приходят так называемые видеоэндоскопы. В этих приборах маленькая цифровая камера размещена не на окулярном, а на дистальном конце, сразу за объективом. Так что изображение от нее передается сразу по проводам в виде электрического сигнала. Это, вкупе с современными светодиодными источниками света, позволит существенно уменьшить размеры эндоскопа. Уже сейчас существуют приборы диаметром всего в полсантиметра.

Приобретая эндоскоп, необходимо обращать внимание на его разрешающую способность. Чем она выше, тем лучше. При большой разрешающей способности диагност увидит на изучаемой поверхности практически любой дефект.

Заметим, что у гибких эндоскопов разрешающая способность в несколько раз меньше, чем у жестких конструкций. Связано это с тем, что оптический тракт гибкого эндоскопа, как и осветительный, представляет собой световодный жгут, собранный из волокон диаметром порядка сотых долей миллиметра. У бороскопов высокого разрешения этот тракт изготовлен из набора линз или монолитного прозрачного стержня.

Другая важная характеристика приборов — угол поля зрения, который определяет границы области, видимой в окуляр. У эндоскопов угол составляет от десятков до сотни градусов. Общая закономерность для всех приборов такова: чем больше угол зрения, тем меньше разрешающая способность. Не менее важен для приборов угол направления наблюдения. Это угол между направлением конца эндоскопа и направлением входящего в него света от объекта, чем он меньше, тем лучше… Специальные насадки, поворотные призмы позволяют сильно изменять этот угол.

Дефекты и неисправности

Эндоскоп позволяет выявить самые различные дефекты. Это могут быть царапины и трещины, выбоины и каверны, потертости и коррозионные области, задиры и прогары, сколы и отверстия, выступы и зерна, наросты и нагары, кромки и изломы. Зная характеристики эндоскопа, опытный механик не только найдет эти дефекты, но и определит их размер и другие свойства. Он установит глубину трещины, высоту выступа или нагар по цвету и внешнему виду. Оборудованные щупами эндоскопы позволят даже захватить образцы изучаемой поверхности, однако такие приборы в сервисных центрах применяются редко. Эндоскопы чаще всего используют для ряда стандартных операций, позволяющих провести быструю и безразборную диагностику автомобиля, в основном, двигателя. Грамотному ремонтнику такая экспресс-диагностика вместе с рядом других стандартных операций позволит если не определить неисправность сразу, то локализовать ее, сузить область поиска.

Закрытых и труднодоступных полостей, которые можно изучить эндоскопом, в автомобиле очень много. Но основная, конечно, камера сгорания, в которую можно забраться через отверстие форсунки или свечи. Именно для контроля цилиндра, головки, прокладки, жарового пояса поршня и клапанов двигателя обычно и приобретают эндоскоп.

Первое, на что следует обратить внимание в камере сгорания, это отсутствие серьезных, бросающихся в глаза повреждений. Затем проводят контроль износа зеркала цилиндра, состояния хонинговой сетки. Царапины в верхней части цилиндра могут быть связаны с попаданием какого-либо абразива, например, песка при откручивании форсунок или через воздушный фильтр. Если есть царапины в нижней части цилиндра, то абразив мог попасть с маслом, которое давно не меняли. Придется проверить еще и масляный фильтр.

Широкие продольные полосы, задиры и даже каверны на зеркале цилиндра могут быть последствием сильного перегрева двигателя, при котором юбка поршня несимметрично расширилась и повредила цилиндр. Далее изучают поверхность днища поршня, анализируют нагар на нем. Если нагар масляный, можно определить, каким путем избыток масла попадает в камеру сгорания. Источником могут быть изношенные поршневые кольца или уплотнения клапанов. Сухой без масляного нагара впускной клапан говорит о нормальной работе маслосъемного колпачка. Изгибающиеся эндоскопы либо бороскопы с поворачивающейся призмой позволят осмотреть клапаны и их седла. Через маслозаливную горловину эндоскоп легко доберется до дальних уголков газораспределительной системы. Можно оценить износ кулачков распредвала, увидеть коромысла впускных и выпускных клапанов, шестерни привода распредвала и каждый зуб на них. Опытный механик сразу определит степень их изношенности и остаточный ресурс. Прибором можно осмотреть изнутри стыки и соединения впускных и выпускных трубопроводов, проверить их герметичность, найти трещины в коллекторах.

Состояние кривошипно-шатунного механизма можно протестировать после слива масла из картера. Просунутый через отверстие для пробки эндоскоп окажется рядом с любым шатуном и поможет определить состояние их рабочих поверхностей по цвету и внешнему виду. Конечно, определить, стучит вкладыш шатунной шейки или втулка поршневого пальца, можно и по звуку, но с эндоскопом будет точнее. Аналогично после слива масла можно исследовать и состояние шестерен, подшипников и cинхронизато-ров коробки передач. Эндоскоп позволит проконтролировать и многие другие труднодоступные детали. В топливном баке можно легко обнаружить посторонние примеси и грязь. В кузове автобуса или каркасе кабины грузовика можно осмотреть любые полости, в которых скрывается коррозия.

Чтобы заметить и классифицировать все возможные неисправности, необходим опыт. Новичок мало что увидит. Однако наука эта не очень сложна, при стандартных операциях двух рук вполне хватит, чтобы пересчитать основные виды неисправностей, с которыми сталкивается автомеханик. Чтобы стать специалистом, года работы более чем достаточно.

Обычно мастеру-диагносту необходим набор эндоскопов. Они должны быть различной длины и углами зрения. Лучше, если будет хотя бы один гибкий, хотя он и дороже. Жесткие бороскопы наиболее надежны и долговечны, но у дизелей отверстия для свечи накаливания или форсунок могут препятствовать введению бороскопа. Однако, для полной диагностики цилиндро-поршневой группы достаточно пары эндоскопов.

Если диагностика производится сразу после отключения двигателя, его температура составляет около 80- 100 градусов. В цилиндре находятся агрессивные пары масла и топлива. Агрессивными средами для эндоскопа являются также и различные тосолы, охлаждающие и другие спиртосодержащие жидкости. Поэтому покрытие фирменных специализированных эндоскопов изготовлено из особых материалов. Специалисты, работающие с недорогими универсальными бороскопами, говорят, что при такой эксплуатации их оптику приходится периодически ремонтировать. Так что все проверки по возможности лучше вести на уже несколько остывшем двигателе. Основное же правило работы с эндоскопом — это вежливое с ним обращение. Особых ограничений по сроку службы у него нет. Аккуратно пользоваться им можно десятилетие при стандартном гарантийном сроке в один год.

Зарабатываем на диагностике

Эндоскопы незаменимы при экспрессдиагностике автомобилей, принимаемых/продающихся по системе tradein. Для автопредприятия это шанс не попасть на расходы по ремонту приобретаемой б/у техники. С помощью приборов можно также оценить и качество капитального ремонта мотора, коробки передач, ведущего моста и т. д. В любом из перечисленных случаев диагностика агрегата изнутри позволит предметно торговаться с продавцом. В этом случае всего один замер может окупить все вложения на приобретение оборудования.

Но даже если прибор используется на СТО, то затраты на его приобретение также окупятся довольно быстро. Так, стоимость диагностики состояния цилиндро-поршневой группы оценивается сегодня в 15 долларов за цилиндр. То есть при стоимости оборудования $3000 необходимо провести 25 диагностик восьмицилиндровых моторов. Разумеется, дорогой видеоэндоскоп стоимостью $25 000 будет «отбиваться» в десять раз дольше.

Рынок

Наша промышленность выпускает ряд моделей универсальных технических эндоскопов. Сервисменам знакома продукция — «Интек» из подмосковного Фрязино, НТЦ ОСК, ЛОМО, ОАО «Оптимед» (Санкт Петербург) и ряд других конверсионных предприятий. Но в области разработки и производства специалированных автомобильных эндоскопов зарубежные производители нас обгоняют. На мировом рынке хорошо известны такие фирмы-производители, как германская Karl Storz американская Everest Vit, японская Olympus. Они поставляют на рынок разнообразнейшие приборы, имеющие массу аксессуаров.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии