Игры на понижение

Игры на понижение

Казалось, после введения в России различных форм автострахования отечественный автолюбитель защищен со всех сторон. По крайней мере от выплат на ремонт машины в случае аварии. Однако практика напомнила, куда ведет вымощенная благими намерениями дорога. В последнее время увеличилось число обращений автовладельцев, застрахованных по ОСАГО, в Рязанскую единую ассоциацию защиты прав потребителей (РЕАП) «Человек». Суть большинства жалоб — отказ страховых компаний от выплаты страховых сумм в полном объеме.

О том, к каким ухищрениям прибегают страховщики, чтобы сэкономить свои деньги на ремонте автомобиля клиента, и как избежать подобных ситуаций, рассказала помощник председателя Совета РЕАП Татьяна Сарычева. Эксперт «в кармане».

— Татьяна Ивановна, чем страховые компании объясняют клиенту невозможность выплатить положенную ему сумму?

— Основная мотивировка отказа — это то, что повреждения якобы были получены не в результате конкретного ДТП, на которое составлены документы, а раньше. Дескать, машина уже была битой, поэтому данный случай не является страховым. Человек начинает доказывать, что машина до аварии была целой и тому есть свидетели. Даже в случае, когда виновник ДТП подтверждает факт столкновения, недобросовестные страховые компании заявляют: платить не будем. Здесь, конечно, потерпевшему нужна помощь. На этот случай фирма предоставляет своего, «независимого» эксперта. Речь идет о так называемых «карманных экспертах», которые сотрудничают со страховыми компаниями. Они, естественно, стараются занизить рыночную стоимость запчастей, нужных для ремонта, а часть повреждений просто «не видят». Вряд ли такой эксперт будет объективен — не станет же он залезать в карман своему благодетелю.

Кстати, сейчас Ассоциация защиты прав потребителей ведет несколько дел, в которых ряд повреждений автомобилей, полученных при ДТП, вообще не указан экспертами страховых компаний — без каких-либо причин.

— Кто вообще вправе проводить экспертизу? И что делать, если автовладелец недоволен ее результатами?

— Она должна проводиться независимым экспертом-автотехником с дипломом оценщика — лицом, не представляющим чьих-либо интересов. Так что если вы сомневаетесь в объективности обследования и оценки вашего автомобиля, проведенного представителем страховой компании, то вправе потребовать повторной экспертизы. Но на нее следует

обязательно пригласить представителя страховой организации: все должно происходить в присутствии представителей заинтересованной стороны, чтобы потом не возникало никаких недоразумений.

Под крылом

— Способен ли специалист, взглянув на машину, побывавшую в ДТП, сразу определить

истинный размер нанесенного ущерба?

— Это касается только видимых повреждений, но бывает множество скрытых поломок, которые при первичном осмотре определить крайне сложно. Мы уже говорили о заинтересованности навязываемых компаниями экспертов, но есть и другая проблема: после аварии на место происшествия прибывают оценщики, у которых отсутствует техническое образование. В моей практике приходилось нередко сталкиваться с заключениями гореоценщиков, которые вообще не имели понятия, что такое автомобиль.

— Совсем?!

— Такой оценщик видит поврежденное крыло автомобиля, снимает его цифровым фотоаппаратом, делает описание и полагает, что дело сделано, не догадываясь, какие еще повреждения могут скрываться под этим крылом. А ведь именно на основании его осмотра страховая компания дает заключение о стоимости ремонта. Результат подобной работы закономерен: у автомобиля, скажем, из-за удара повело весь кузов, а в заключении только мятое крыло. Возмущенный потребитель, естественно, обращается к нам: помогите — грабят!

— Каков же выход?

Во-первых, вы должны убедиться, что оценщик независим, подготовлен соответствующим образом и не представляет чьих-либо интересов. Во-вторых, следует помнить, что проводить осмотр автомобиля на улице — это неквалифицированно. Лучше это делать в условиях автосервиса, где есть подъемники, смотровые ямы. Ведь нередко возникает такая ситуация: человек получает страховые выплаты, идет в автосервис, а там ему говорят: мы нашли еще массу поломок после аварии и перечисленных компанией денег на ремонт не хватит. Поэтому повторную экспертизу следует проводить с участием не только действительно независимого эксперта-оценщика, но и третьих лиц — сотрудников автосервиса.

Рекомендую при выборе страховой компании остановиться на той, у которой в договоре прописан такой пункт: полностью возмещаются убытки, зафиксированные после осмотра, в том числе в пункте технического обслуживания. Тогда сумма выплат будет соответствовать затратам на ремонт автомобиля.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии