Зачем он нужен, этот брокер

ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН, ЭТОТ БРОКЕР

Слово «брокер» — англоязычное. Произошло оно от глагола «to break» — «ломать». В классическом переводе брокер — это комиссионер, торговец подержанными вещами, оценщик. Однако в современной экономической жизни термин «брокер» чаще ассоциируется с более привлекательными вещами. Во всяком случае, у нас оно появилось в 90-х годах в числе других модных профессий и продолжает удерживать за собой интригующий и, в целом, позитивный смысл.

Суть работы брокера на первый взгляд проста: он всего лишь покупает и продает. В интересах своего клиента он стремится к максимальной выгоде: покупать как можно дешевле и продавать как можно дороже. При всей, казалось бы, элементарной математике, точку «правильного входа», например, на рынке ценных бумаг, можно ждать очень долго, внимательно изучая тенденции, новостной фон и перспективы доходности той или иной акции. За это брокер и получает от клиента свое комиссионное вознаграждение: за знание рынка, многодневный глубокий анализ и профессиональное чутье, которые и позволяют выбрать наилучшую комбинацию вариантов.

Пример из фондового рынка приведен потому, что именно здесь статус брокера является наиболее устойчивым — в первую очередь, благодаря государственному регулированию. Обычный гражданин или компания не могут участвовать в торгах, покупать и продавать акции без участия профессионального брокера. Только специальные брокерские компании, которые имеют в своем штате соответствующих специалистов, могут участвовать в биржевой торговле. За этим строго следит Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Получить лицензию ФКЦБ не просто, и ради того, чтобы стать профессиональным брокером, приходится приложить немало усилий и физических, и интеллектуальных. Четкие правила и жесткий контроль препятствуют проникновению в эту сферу людей неграмотных или безответственных.

Другим сферам повезло меньше. В частности, для кредитных и лизинговых брокеров четких правил, какого-либо отбора и тем более лицензирования — не существует. Поэтому любой желающий, в принципе, может взяться за дело. Чаще всего кредитными и лизинговыми брокерами становятся бывшие сотрудники банков или лизинговых компаний, которые по тем или иным причинам «не ужились» внутри финансовой системы, а решили отправиться в свободное плавание. Коммерсанты по духу и финансисты по опыту — они используют свое знание принципов кредитования для создания так называемых «кредитных магазинов», в которых в качестве товара декларируются различные программы кредитования и лизинга.

Принцип «купи-продай» широко распространен в самых разных сферах бизнеса. АЗС оптом покупает на нефтебазе бензин, и затем продает его по розничным ценам. По такому же принципу работают продуктовые базы и магазины, региональные склады и розничные продавцы автомобилей и многие другие торговые цепочки, где присутствуют принципы опта и розницы. И ничего зазорного в этом нет. Но деятельность кредитных и лизинговых брокеров под эти принципы не подходит. Ведь магазин или АЗС принимают на себя определенную ответственность — перед покупателями за качество товара; перед оптовыми поставщиками за сроки распродажи товара, взятого на комиссию; перед надзорными органами за санитарные, экологические, противопожарные и иные условия обслуживания. Существует ли у кредитного или лизингового брокера ответственность за что-либо подобное? — Очевидно, что нет. Может быть, кредитные и лизинговые брокеры берут на себя какую-то другую ответственность, более соответствующую их профилю деятельности?.. Проанализируем.

Кредитные или лизинговые брокеры предпочитают не брать на себя ответственность перед банком или лизинговой компанией за платежеспособность привлеченного клиента. Логика проста: «я привел вам клиента, а будет он платить, или нет

ПАВЕЛ КОКАРЕВ

генеральный директор «ВК Брокер»

— Брокер рекомендует лизинговую ком панию, а окончательный выбор остается

все-таки за клиентом. Брокер не несет

ответственности перед лизингополучате лем. Он выступает только как консультант,

подбирает лизингополучателю схему

финансирования на основе информации,

полученной от лизингополучателя, и реко мендует ту или иную лизинговую компанию

и финансовую схему.

НИНА СЕЛЕЗНЕВА руководитель Управления лизинговых операций «Локат Лизинг Руссия»

— ЗАО «Локат Лизинг Руссия» сотрудничает с лизинговыми брокерами. Оценивать их деятельность можно по-разному. Нам удобнее всего работать с теми брокерами, которые имеют представление о лизинге в целом и о требованиях, предъявляемых нашей лизинговой компанией к потенциальным лизингополучателям.

Принципиальной разницы между клиентами «приведенными» брокерами и обычными нет. Для нас основными критериями являются: во-первых, финансовое состояние лизингополучателя, во-вторых, ликвидность имущества, которое планируется приобрести по лизингу. Оба этих критерия не зависят от того, пришел ли клиент самостоятельно или от лизингового брокера. Разница между стоимостью лизинга для автоперевозчика существует, ведь брокер работает за агентское вознаграждение. При заключении договора без посредников эти расходы не возникают.

— я за него отвечать не могу…» Но основная задача банков и лизинговых компаний вовсе не в том, чтобы раздать деньги. Как раз наоборот: основная их задача — деньги собрать через определенный период после их выдачи. И только этот финальный момент является истинным мерилом успешности работы любой кредитной организации. Брокеры же с удовольствием участвуют в первом акте кредитного спектакля, самоустраняясь из последнего.

Банк или лизинговая компания могут отказать клиенту в финансировании, если они сомневаются в его возможностях расплатиться по взятым обязательствам. Отказ зачастую воспринимается с обидой — ведь человек строил планы, хотел как-то прокрутить полученные деньги и извлечь из этого выгоду и конечно (а как может быть иначе!) расплатился бы на все 100%! Но жизнь, к сожалению, учит другому. Далеко не все заемщики и лизингополучатели адекватно оценивают свои возможности, и далеко не каждому из них по силам в срок выполнить свои кредитные обязательства. А невыполнение — это штрафы, дополнительные проценты, суды и даже уголовные дела. И если финансисты при оценке потенциального кредитного риска ошибутся, то неприятности будут и у одной, и у другой стороны. Поэтому определенная осторожность, или, как любят говорить банкиры, — консервативность в этом вопросе полезна. Она спасла и спасает не только многие миллионы кредитных средств от невозврата, но и многих безответственных автоперевозчиков, которые готовы кредитоваться «на авось», слабо представляя себе печальные последствия недостаточно обоснованных действий. Ошибаться на чужие деньги — это равносильно воровству. На свои — пожалуйста, в конце концов, сам будешь виноват. Но на чужие — нельзя. Тот факт, что кредитные средства достаются только самым надежным, настойчивым и подготовленным — это правильно, и по-другому быть не должно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии