Попутки против пробок?

Попутки против пробок?

Пешеходы и водители, объединяйтесь

— Хотя решение проблем с пробками в данном проекте все-таки вторично — это, скорее, побочный эффект, который можно получить от его реализации, — поясняет Алексей Георгиевич. — Главное же в нем — обеспечение потребностей тех, кто сегодня вынужден совершать утомительные пешие переходы либо толкаться в очередях перед турникетами, а затем трястись в автобусах, троллейбусах и трамваях. Почему бы в такой ситуации не пустить в ход тот огромный ресурс в виде сотен тысяч частных авто, которые ездят по городу только с водителем, по своему маршруту?

В принципе, организованные поездки на попутках для Москвы далеко не новость. В Интернете не первый год существует несколько сайтов, с помощью которых водители и пассажиры кооперируются друг с другом. Взаимная выгода здесь налицо: первые, не тратя лишнего времени, получают возможность как минимум компенсировать расходы на бензин, вторые экономят на оплате, поскольку попутки по сравнению с машинами частного извоза, естественно, дешевле. Однако при всех перечисленных плюсах такая схема имеет и серьезные минусы. При регулярных поездках водитель-«компаньон», попав в затор, может прибыть за вами с большим опозданием или не прибыть вовсе, при разовых сама вероятность найти его через Сеть крайне невелика. А уж если машина понадобилась спонтанно и вы стоите на улице, эта вероятность и вовсе стремится к нулю: перелопачивать Интернет с мобильника ведь явно не с руки. В этом случае куда проще банально проголосовать, но остановить того, кому с вами по пути, шансов почти нет.

— Для оперативной связи водителей с их потенциальными клиентами — пассажирами я предлагаю систему, которая подразумевает использование навигаторов-коммуникаторов и телефонов с GPS, — говорит г-н Петропавловский. — Они относительно недороги и в последнее время получили широкое распространение среди автомобилистов.

Данные устройства подключаются в том числе и к системам навигации в условиях пробок, где побочным продуктом является информация о координатах всех пользователей, движущихся по своим маршрутам. В моей системе эта информация может быть использованадля выбора ближайших машин, едущих в направлении пассажира, и рассылки водителям данных о его маршруте. В ней также могут найти применение программные модули прокладки маршрутов и оценки их параметров, подобные модулям вышеупомянутых систем.

Але, такси?

Один из возможных вариантов системы работает следующим образом. Предварительно будущие пользователи, автомобилисты и пешеходы, регистрируются через интернет-сайт, получая собственный регистрационный номер. Для вызова машины необходимо ввести или просто выбрать из уже забитого в коммуникаторе тот адрес, по которому вы собираетесь ехать (информацию о месте нахождения давать не надо, поскольку система его видит). Эти данные сразу же приходят на сервер. Из порядка сотни тысяч авто, которые зарегистрированы в базе и в данный момент находятся на дорогах, максимум за 10 секунд он выбирает те, которые ближе всего к вам и движутся в вашу сторону. В течение следующих 10 секунд на коммуникаторах их водителей отображается ваш заказ с уже рассчитанной ценой поездки. Последняя определяется процентом-маржой оператора услуги плюс тарифами водителя на посадку-высадку пассажира, попутный маршрут и отклонение от маршрута, которые он вводит заранее или корректирует перед поездкой по своему усмотрению. Одновременно автомобилист получает и данные об ожидаемых временных потерях, если ради вас ему предстоит отклониться от намеченного пути. Исходя из этого, он решает, есть ли смысл вас брать. Но даже после естественного в таких ситуациях отсева в следующие 10 секунд на ваш призыв из сотни желающих все равно откликнется не один, и тут уже вам выбирать, с кем ехать. При этом руководствоваться вы будете информацией о времени подачи этих автомобилей и ценой в каждом конкретном случае (и то и другое появится на экране вашего коммуникатора).

Оплата и расплата

При оплате услуг в предлагаемой системе используются виртуальные деньги. В тот момент, когда пассажир делает выбор, коснувшись экрана коммуникатора, необходимая сумма с его карточки переводится сначала на депозит и лишь после благополучного завершения путешествия — на счет водителя. Впоследствии тот может либо обналичить ее через банкомат, либо оставить виртуальной (на тот случай, если сам собирается пользоваться попутками в качестве клиента). Если пассажир по каким-то причинам не дождался заказанной машины и скрылся, из его денег, находящихся на депозите, удерживается штраф в пользу водителя и оператора (таким образом компенсируется ущерб, нанесенный его репутации). Аналогичные меры предусмотрены и для соблюдения интересов клиента, поскольку теоретически «шеф» тоже может его обмануть — просто передумать или соблазниться каким-то более выгодным предложением от голосующего на дороге. Поэтому после того как автомобилист соглашается взять попутчика, с его счета снимается и также кладется на депозит энная сумма. Из нее, если машина не подана вовремя, вычитается штраф уже в пользу пассажира и оператора.

Проблема с клиентами, которые не хотят расплачиваться или просто забыли подтвердить выполнение заказа на коммуникаторе, что необходимо сделать в конце пути, также решаема. Все этапы перемещения попутки с пассажиром отслеживаются сервером, поэтому система легко распознает, когда тот доставлен по адресу назначения. И если после этого добро на оплату поездки от него не поступает, деньги водитель получает по факту.

Попутные цены

Стоимость путешествий за виртуальные деньги по предварительным прикидкам также выглядит весьма привлекательной.

— Судите сами, — говорит Алексей Георгиевич. — В утренние, дневные и вечерние часы в такси сегодня преобладает повременный тариф, согласно которому 1 минута поездки обходится клиентам в 10 рублей. В то же время ее себестоимость, которая подразумевает только расходы на бензин, составляет максимум 3 рубля за минуту, то есть чуть менее трети тарифа. Замечу, это справедливо лишь в идеальном случае, при скорости такси 60 км/ч, ездить с которой по Москве можно лишь ночью. Если же брать реальные условия движения днем, то на горючее из этих 10 рублей в условиях заторов может уйти и двадцатая часть. Таким образом, себестоимость бензина при поездках по Москве составляет ориентировочно от 50 копеек до 3 рублей за минуту.

Перспективы

Сейчас проект Алексея Петропавловскогонаходится в стадии подготовки технико-экономического обоснования. Попутки — это действительно колоссальный резерв, при разумном подходе позволяющий разгрузить городские магистрали, уверен его автор. В нашем положении, когда движение в городе парализуется все чаще, они могут существенно улучшить ситуацию.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии