Дальние родственники

В тесте собраны обладатели шестицилиндровых моторов и автоматических трансмиссий – привилегированное сословие среди компактных вседорожников. Впрочем, компактность – понятие относительное: «Лексус», например, заметно длиннее соперников, «Ленд-Ровер» – выше, а лидер по колесной базе – БМВ.

BMW X3

Выпускается с 2003 года, предлагается в России с 2004-го.

Производится с тремя двигателями – рядными бензиновыми «шестерками» 2,5 и 3,0 л мощностью 141 кВт/192 л. с. и 170 кВт/231 л. с. и турбодизелем 3,0 л, 150 кВт/204 л. с.

Вариант для российского рынка – пока только с 3-литровым бензиновым двигателем. Два других будут вскоре представлены. Для всех автомобилей возможна шестиступенчатая механическая трансмиссия или пятиступенчатый «автомат».

Цена – от 55 900 евро. Тестовый автомобиль – 56 900 евро.

Lexus RX300

Выпускается с 2003 года.

В настоящее время комплектуется двумя двигателями – бензиновыми V6, 3,0 и 3,3 л мощностью 150 и 169 кВт (204 и 230 л. с.), передним или полным приводом, автоматической трансмиссией.

На российский рынок поставляется только с полным приводом и двигателем 3,0 л. Пневмоподвеска с регулированием дорожного просвета в комплектациях R2 и R3.

Цена – от $56 400 (комплектация R1) до $65 900 (R3). Тестовый автомобиль – $65 900.

LAND Rover

FREELANDER

Выпускается с 1997 года, рестайлинг осенью 2003-го.

Варианты исполнения: трех- и пятидверный кузов, двигатели бензиновые 1,8 л, 86 кВт/117 л. с. и 2,5 л, V6 130 кВт/177 л. с. (только с автоматической трансмиссией) и турбодизель 2,0 л, 82 кВт/112 л. с.

В Россию поставляются только модели с бензиновыми моторами. Стандартные уровни комплектации S, SE, HSE.

Цена базовых модификаций с двигателем 1,8 л – от $28 900,2,5 V6 – от $35 900 до 39 900. Тестовый автомобиль – $37 400.

На дорогах их с каждым днем все больше. «Кроссоверы», «паркетники», «автомобили для активного отдыха» – как только не называют эти универсалы с полным приводом и легким внедорожным уклоном во внешности. Такое многообразие моделей дает немало возможностей для проявления индивидуальности.

Сегодня в нашем тесте собраны обладатели шестицилиндровых моторов и автоматических трансмиссий – привилегированное сословие среди компактных вседорожников. Впрочем, компактность – понятие относительное: «Лексус», например, заметно длиннее соперников, «Ленд-Ровер» – выше, а лидер по колесной базе – БМВ.

СТИЛЬ И СРЕДСТВА

Настоящий вседорожник, несомненно, очень серьезный и «мужской» автомобиль. Его стиль – грубоватый, массивный, «рубленый». У «паркетников» ничего похожего вы не найдете. Наиболее агрессивной внешностью отличается БМВ Х3, но и она лишена стилистических резкостей. Необычный силуэт с фирменным длинным капотом, короткими свесами оттеняют массивные бамперы и черные накладки порогов. Задний бампер смотрится даже чересчур тяжелым и громоздким на фоне самого автомобиля.

Облик БМВ Х3 во многом перекликается со старшим братом БМВ Х5, но «младший» выглядит более компактным и динамичным. «Обвес» из неокрашенной пластмассы намекает на возможность использования вне дорог. Но именно намекает, потому что новая трансмиссия X-drive создана в первую очередь для ровных магистралей. Почему – немного позднее.

Старый знакомый (ЗР, 2003, № 8) «Lexus RX300» и вовсе не похож на вседорожник. Спокойный дизайн кузова с замысловатой задней стойкой разрушает «коробочные» ассоциации. Тем более, что «японец» полностью лишен внешних атрибутов вездеходности вроде пластиковых расширителей колесных арок и накладных порогов.

Почувствуйте разницу, взглянув на «Ленд-Ровер Фрилендер». Его профиль с характерной ступенькой крыши не спутаешь с чьим-либо еще. Так же выразителен и его «фас», после рестайлинга напоминающий «Рейндж-Ровер». Пожалуй, в нашей троице это наиболее узнаваемый автомобиль в любом ракурсе.

ОПЫТ ОБЩЕНИЯ

Начинается с примерки на себя. Занять водительское или пассажирское место проще всего в «Лексусе» – удобные проемы, большие углы открывания дверей, оптимальная высота сидений, автоматически отъезжающий после выключения зажигания руль, самый широкий салон. Конструкция заднего сиденья ненавязчиво напоминает – оно для двоих. Но их никак не назовешь путешествующими эконом-классом – отодвинув заднее сиденье подальше, можно разместиться вполне комфортно.

Подушки и спинки сидений мягкие и гостеприимные. Однако их конфигурация не столь удачна – водителю среднего роста, а тем более высокому подушка коротка. Зато широк диапазон регулировок, в том числе – руля. К посаженным в глубокие колодцы приборам с электролюминесцентной подсветкой и вовсе трудно предъявить претензии. Еще сложнее упрекнуть их в скромности отделки.

На этом фоне БМВ не столь однозначен – высокая посадка сочетается в нем с высоким уровнем пола, так что ощущения за рулем Х3 скорее напоминают легковой автомобиль, чем вседорожник. Нарочито грубоватый интерьер старается убедить в обратном. Даже на ощупь кожа на руле шершавая и ячеистая – так задумано? А вот, например, отделка сиденья продольными швами – только элемент стиля или нечто большее?

Впрочем, куда важнее само сиденье. Пожалуй, лишь очень худощавый водитель не похвалит его профиль и боковую поддержку – всем остальным придется по вкусу и форма, и огромный ход продольной регулировки. А вот с вертикальной не разгуляешься – даже в машине без люка скоро упираешься в потолок.

Запас по ширине достаточный, но ощутить свободу не дают выступающие обивки дверей. При внушительной высоте салона подушка заднего сиденья, напротив, очень низкая – над головой полно места, а сидеть неудобно – слишком согнуты колени. Интересно, сколько весит спинка – при раскладывании кажется, что поднимаешь чугунный люк. Конечно, требования пассивной безопасности святы, а она «ловит» груз при аварии, но в этой, не иначе, бронеплита…

Не очень порадует российских водителей отсутствие полноразмерной запаски: нет даже места для нее. Если же уложить 17-дюймовое колесо на пол, оно загромоздит почти весь багажный отсек. Кстати, подвижный пол в нем можно поставить либо ворсистой стороной вверх – для чистого багажа, либо обрезиненной – для лыжных, рыболовных и иных причиндалов.

Наконец, «Ленд-Ровер». Лучшее, что в нем есть – фирменная, высокая, «лендроверовская» посадка и низкая линия остекления. Маневрировать в стесненных условиях легче, чем на БМВ с «парктроником». Когда все видно, не нужно соображать, в каком ухе пищит. А вот диапазон регулировки сидений едва ли подойдет тем, кто выше 185 см – и потолок близко, и крыша нависает козырьком.

Водителю среднего роста здесь более комфортно, хотя регулировка сиденья по высоте не предусмотрена. Подогрев и регулировка поясничного подпора – есть, а «вверх-вниз» – нет! Ну а водитель ростом выше среднего столкнется с проблемой посадки – дверной проем достаточно велик, но и подушка высока. Не пригнешься – рискуешь приложиться ухом о крышу. Сзади все повторяется, с той лишь разницей, что приподнятая крыша дает больше места для головы. А высокая посадка гарантирует удобное положение ног даже в дальней поездке.

Багажник «Фрилендера» самый просторный, если не складывать заднего сиденья. Со сложенным он заметно уступает соперникам, автомобиль-то куда короче. А вот с запаской проблем нет, она висит на задней двери – просто и доступно. Главное, не для всех желающих – один из болтов с «секреткой».

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Полноприводные автомобили с увеличенным дорожным просветом не созданы для лихих виражей. Но это не относится к БМВ. Пожалуй, в управляемости Х3 превзошел даже «старшего брата» БМВ Х5. Едва ли другой вседорожник способен воспринимать требования водителя настолько рьяно и исполнять так уверенно. Право, многим легковушкам есть чему у него поучиться. Вопрос, какой ценой это достигнуто.

Если автомобиль бескомпромиссен в управлении, ищите компромисс в чем-то другом. В данном случае пожертвовали плавностью хода и чувствительностью рулевого управления. Даже на относительно ровных дорогах БМВ напрягает водителя интенсивностью вертикальных ускорений и довольно нервным рулем. Что ж, прохватить за город на нем неплохо, а вот если поездка растянется на тысячу-другую километров?

На таких дистанциях желтая майка у «Лексуса». Его подвески легко справляются с мелкими и средними дефектами дорожного покрытия, и даже надоедливые волны на асфальте он разглаживает, как утюг. За его рулем кажется, что проблемы с дорогами в России решены. Но особенно задираться не стоит. Иные сюрпризы весны способны пробить и его подвески…

Убаюкивающий комфорт и бесшумность дополнены сильно задемпфированным рулевым управлением: оно убирает все неприятные ощущения на роскошной деревянной баранке. Но рассчитывать на точность управления не приходится: «Лексус» не требует ежесекундного контроля траектории, но и не приглашает вас проходить повороты слишком быстро. Крены и раскачка слишком выражены, а вмешательство неотключаемой системы стабилизации не всегда своевременное и к тому же резкое.

От «Фрилендера», честно говоря, чудес не ожидали. Но реальность оказалась привлекательнее. Конечно, к его органам управления надо привыкнуть. Поначалу необычно тяжелы руль и педаль газа. Именно они в ответе за ощущение большого и тяжелого автомобиля, которое вызывает этот компактный и вовсе не тяжелый вседорожник. Стабильность на прямой сочетается с вполне адекватным поведением при резкой смене полосы, а разгонная динамика – с вполне расторопным пятиступенчатым «автоматом». Кстати, по компоновочным соображениям главная пара у «Фрилендера» выполнена двухступенчатой, а ее суммарное передаточное число – без малого 5. Так что реально повышающей передачи у маленького «Ленд-Ровера» попросту нет. Плюсы, как обычно, в динамике разгона, минус – в расходе топлива. Обладатель самого скромного мотора не уступает в аппетите машинам, которые тяжелее без малого на 300 кг и располагают «лишними» поллитрами объема двигателя.

Подвеска порадовала удачным компромиссом – при вполне достойной управляемости она очень энергоемкая, хорошо справляется и с раскачкой, и с крупными дефектами покрытия. Пожалуй, «Фрилендер» – единственный из трех автомобилей, способный быстро ехать не только по разбитому асфальту, но и по ухабистой грунтовке – вот что значит большой ход подвески!

ПРОВЕРКА

Естественно, говорить о серьезных внедорожных способностях нашей троицы легкомысленно. Ни у одного из автомобилей нет жестких блокировок в трансмиссии, да и дорожный просвет не назовешь внушительным. По нашим измерениям на незагруженных машинах, лидер – «Фрилендер» с 205 мм, затем идут БМВ со 195 мм и «Лексус» со 170 (машина с пневмоподвеской, представленная на тест, способна «привставать» на 30 мм на скоростях до 50 км/ч, увеличивая просвет до 200). Впрочем, подробный рекламный проспект английского вседорожника упоминает и скромные 186 мм под защитой моторного отсека.

По величине ходов подвески «Фрилендер», как мы уже заметили, впереди. Двигаясь по неровному полю, он ни разу не вывешивал колес. «Лексус» в среднем положении пневмоподвески справляется с неровностями лучше БМВ, в верхнем – хуже: хода отбоя почти нет. Вне дорог подвеске БМВ явно некстати очень жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости. Не лучшим образом на скользком грунте ведет себя система X-drive, автоматически подключающая передние колеса при пробуксовке задних. Есть предположение, что троганье на рыхлом песке окажется проблематичным. Впрочем, это только подозрения, возникшие при наблюдении за тем, как БМВ Х3 карабкался на скользкий подъем.

Занятно сравнить рекомендации производителей касательно преодоления препятствий. Инструкция «Лексуса» обходит бездорожье стороной, «Ленд-Ровер» подробно описывает возможности машины, БМВ лишь упоминает, что Х3 создан не для бездорожья, а максимум для плохих дорог. Не стоит уточнять разницу между плохой дорогой в Германии и в России – она очевидна. Но заявленная БМВ глубина преодолеваемого брода выше, чем у «Ленд-Ровера»: 500 мм против 400. Что это – уверенность в том, что обладатели Х3 не ринутся форсировать водные преграды? Полметра – это выше обреза дверей, со всеми вытекающими… извините, втекающими последствиями.

Мы же отметили другое – если «Лексус» и «Фрилендер» при проезде лужи отбрасывают воду в стороны, то БМВ усердно поливает собственное ветровое стекло. А к его мощным порогам после грунтовки прилипает столько грязи, что выйти из машины, не испачкав брюк, невозможно.

ВМЕСТО МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

Что общего между этими тремя автомобилями? Пожалуй, лишь тип кузова, двигателя, полный привод и пятиступенчатые автоматические трансмиссии. В остальном троица напоминает лебедя, рака и щуку – как известно, все они могут плавать, но «специализация» у каждого своя. «Лексус» устанавливает заоблачную планку комфорта, БМВ демонстрирует агрессивность и скорость на хорошей дороге, «Ленд-Ровер», несмотря на «паркетную» сущность, все еще сохраняет заметный внедорожный уклон. Несмотря на солидный возраст (а «Фрилендеру» уже восьмой год!), он демонстрирует не только проходимость, но и неплохие дорожные манеры. Его вполне можно отнести к младшему классу «паркетников», а мощный двигатель и добротный перечень дополнительного оборудования позволяет ему обращать на себя внимание потенциальных покупателей более дорогих машин.

Интерьер этого БМВ заметно отличается от его легковых собратьев, чего не скажешь о посадке за рулем. В числе интересных деталей отметим многофункциональный подлокотник сзади, оригинальную комбинацию приборов (маленькие циферблаты – внутри тахометра); в багажнике – анкер для крепления груза.

Отделка «Лексуса» привлекает удачным сочетанием дорогих материалов и первоклассной работой, создавая приподнятое настроение. Стильно оформлены и отлично читаются приборы с люминесцентной подсветкой. Задние сиденья регулируются раздельно, что дает преимущество высоким пассажирам.

Водительское место «Ленд-Ровера» устроит тех, кто ростом не выше среднего; к тому же замысловатая оцифровка приборов плохо читается. Зато вполне удобен задний диван – хотя и неширок. Стекло пятой двери – опускное, однако не знает промежуточных положений.

РЕЗЮМЕ

BMW X3

+ Отличная динамика разгона, образцовая управляемость, точное рулевое управление, удобные передние сиденья, значительная высота салона.

- Небольшой объем багажника, отсутствие полноразмерной запаски, жесткая подвеска, высокая цена, сильно загрязняются пороги, система привода X-drive не оптимальна на скользком грунте.

РЕЗЮМЕ

Lexus RX300

+ Высокий комфорт подвески, отличная шумоизоляция, просторный салон, раздельные задние сиденья с регулировкой, отличное качество сборки и отделки.

- Изолированность водителя от процесса управления, ограниченные возможности комплектации.

РЕЗЮМЕ

LAND Rover Freelander

+ Хороший комфорт и высокая энергоемкость подвески, отличная обзорность, наилучшие показатели геометрической проходимости, просторный багажник, полноразмерная запаска.

- Тяжелые руль и педаль газа, регулировки сидений неудобны для рослых водителей, не продумано расположение сидений относительно дверного проема.

ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в