Мистер Игрек. Buick Y-Job

Мистер Игрек. Buick Y-Job

Buick Y-Job спроектировали в качестве носителя новых идей и радикальных решений. Большинство из них рано или поздно нашли свое воплощение в серийных моделях концерна General Motors, а сам Buick Y-Job принято считать первым в мире концептуальным автомобилем. История его появления уходит корнями еще в 1929 год, когда глава конкурирующей с GM Chrysler Corporation мистер Уолтер Крайслер метко обозвал машины модельного ряда Buick «беременными». Всеобщая гласность этого комментария сказалась на продажах, которые, естественно, упали. Помня об этом негативном высказывании, менеджеры корпорации General Motors серьезно занялись внешним видом своих перспективных моделей.

Опередивший время

Концепт Y-Job построили на слегка измененном серийном шасси Buick 1937 года с рядной «восьмеркой» объемом 5248 см3 и мощностью 141 л.с. при 3600 об/мин. Стилистические решения кузова, примененные в Buick Y-Job, значительно опередили свое время, став понятными лишь через 10–15 лет. В момент же появления на свет Y-Job сильно отличался от серийных моделей Buick. Модели 1938 года выглядели настоящими «чемоданами на колесах»: высокие громоздкие кузова, капоты «утюгом», отдельные фары, вертикальные решетки радиаторов…

А в облике Buick Y-Job все было революционным и новым. Автомобиль получил фары, скрытые под щитками в передней части крыльев, – они выдвигались при помощи электропривода. Весьма оригинально был решен механизм тента – мягкая крыша, автоматически убираясь в особый отсек за сиденьями, закрывалась маскирующей его крышкой, формируя очень чистый силуэт машины. Особенно удачной оказалась широкая и низкая решетка радиатора с тонкими вертикальными прутьями. Этот элемент в несколько измененном виде потом даже перекочевал на серийные Buick 1939 модельного года, и его прозвали waterfall grill — решетка-водопад. Впоследствии его отголоски встречались и на моделях Buick конца 40-х годов. А очертания задних фонарей и форму бамперов можно увидеть на Cadillac Sixty 1948 модельного года.

Есть такая буква

Само наименование Y-Job возникло из-за причуды Харли Эрла. Тогда многие автопроизводители называли экспериментальные модели, используя в качестве префикса букву X. Эрл же пошел еще дальше по алфавиту, присвоив концепт-кару следующую букву – Y.

Buick Y-Job показали, правда, без особого успеха, на нескольких автомобильных выставках, после чего он использовался Харли Эрлом в качестве разъездной машины. Так продолжалось до 1951 года, когда руководитель стилистов пересел на новый дрим-кар – Buick LeSabre, а Y-Job отправился пылиться на склад. Позже машина попала в музей Альфреда Слоуна в Мичигане, а затем в автомобильную коллекцию музея Генри Форда в Дирборне, пока наконец в 1993 году не вернулась туда, откуда и появилась на свет, – в дизайн-центр General Motors. Там ее привели в порядок и выставили в музей концерна.

«Цель восстановительных работ не состояла в том, чтобы продемонстрировать высокий уровень реставрации, – утверждает реставратор Дэйл Якобсон из GM Heritage Ceneter. – Нужно было сохранить характер автомобиля, который использовался Харли Эрлом практически каждый день». Ежедневный концепт?! Это сейчас трудно вообразить председателя совета директоров GM Рика Вэгонира или главу дизайн-бюро Эда Уэлбурна катающимися с работы домой на Cadillac Sixteen – машинка-то стоит больше миллиона, а в те годы Харли Эрл свободно пользовался продуктом собственных идей каждый день. К началу 50-х шеф-дизайнер GM накрутил на своем творении аж 25 000 миль. Сейчас в машине работает даже радио. Сохранена и родная кожа в обивке салона. Машину иногда возят по разным мероприятиям – последним из них был конкурс элегантности Pebble Beach в августе 2008 года – и везде первый в мире концепт-кар становится шоу-стоппером.

Подпишитесь на «За рулем» в