Honda Civic против Opel Astra: Бюргер и космонавт

Honda Civic против Opel Astra: Бюргер и космонавт

Формально оба автомобиля очень похожи: седаны с практически одинаковой колесной базой (у Astra она больше всего на 3 мм), двигателями объемом 1,8 л и автоматическими коробками. Правда, базовая Astra дешевле Civic без малого на 150 000 рублей, а у богатых версий, которые побывали у нас, разрыв того больше – почти 200 000 рублей. Вот и интрига: такая разница в цене объясняется лишь «космическим» интерьером японской машины, или у Civic есть и другие аргументы?

В городе

За рулем Civic чувствуешь себя так, словно играешь в Playstation: легкий и острый руль, почти невесомые и очень чувствительные педали. Приборы, напоминающие компьютерный экран, создают ощущение, что все происходит в виртуальном мире. Чуть шевельнул рулем – машина поворачивает почти без кренов, коснулся педали газа – бросается вперед, коснулся тормоза – останавливается. В реальность возвращает лишь работа подвески. Жестко. Все стыки, люки, колдобины доходят до позвоночника с минимальной фильтрацией. Во многом благодаря такой жесткой подвеске Honda очень четко реагирует на повороты руля, хорошо управляется, но, право, на наших дорогах хотелось бы большего дружелюбия, пусть и с некоторым ущербом для точности и скорости реакций. Чтобы ехать плавно, с педалями нужно обращаться очень деликатно, на неаккуратное движение ногой автомобиль отвечает резким ускорением либо замедлением, что совсем не нравится пассажирам. И «автомат» не особенно сглаживает ускорение, мол, ты хотел быстро, вот тебе быстро. Civic гармоничен, но слишком острый, он похож на лакмусовую бумажку, безжалостно обнажающую даже малейшие пробелы в водительском образовании, и эта резкость может раздражать многих. Зато если вы все умеете делать правильно, японский седан порадует тем, что все можно делать играючи, как на компьютере. Только аккуратнее паркуйтесь у бордюров, передний бампер расположен низко.

Astra намного спокойнее. После Civic в немецкой машине органы управления кажутся тяжелыми, но это ощущение быстро проходит. И оказывается, что у Astra в городе есть свои козыри. Она не столь рьяно следует за поворотом руля, но все же быстра и точна, зато подвеска гасит неровности намного лучше. «Автомат» более задумчив, чем у Civic, и газом можно орудовать не столь прецизионно – машина не бросается вперед с ретивостью вышколенного слуги, тут надо просто нормально нажать, привычно. Для тех, кто хочет ездить спокойно, без рывков, более покладистый характер Opel подойдет гораздо лучше. А хочется остроты, нажмите кнопку Sport на передней панели. Электронный «газ» станет отзывчивее, а коробка будет удерживать вторую передачу до отсечки, так что главной задачей в городском потоке станет не влететь в зад впереди идущему автомобилю даже при легком нажатии на правую педаль. Правда, рев все время «висящего» на высоких оборотах мотора быстро начнет раздражать, да и расход топлива в таком режиме заметно выше. В общем, кнопка Sport в Astra не вполне заменяет более современную коробку Civic. Несомненный плюс Opel – больший клиренс, у бордюров можно парковаться гораздо смелее, к тому же нижняя кромка бампера резиновая, так что повредить ее очень трудно. Зато обзорность у Astra похуже: виной тому узкие зеркала, в которые видно меньше, чем в хондовские.

В городе почти паритет, но все же лучшая работа более современного «автомата» и лучшая обзорность выводят японский седан немного вперед.

За городом

На загородных дорогах более расторопный «автомат» и острые повадки Civic уже не назвать серьезными преимуществами, как и несколько лучшую обзорность. А вот шум от шин, который приходит в салон через жесткие сайлент-блоки, становится с ростом скорости все назойливее. Еще один нюанс – для рослых пассажиров на заднем ряду сидений меньше места для головы, что в дальней дороге им вряд ли понравится. На шоссе Honda уверенно держит траекторию, обгоны даются легко благодаря в том числе и подрулевым переключателям передач, с ними можно заранее скинуть вниз одну-две ступени, чтобы совершить маневр побыстрее. Правда, небольшой дорожный просвет заставляет быть предельно внимательным на проселках, тщательно выбирая дорогу.

Astra на высокой скорости чуть тише, движется она плавнее, в то же время раскачки или замедленных реакций на высокой скорости не демонстрирует, все точно и аккуратно. При обгонах «автомат» может раздражать большей медлительностью, чем на Civic, так что лучше перед маневром включить спортивный режим, и тогда мотор без задержек выдаст все, что у него есть, делая маневр более быстрым. Жаль, что волшебная кнопка Sport расположена на центральной консоли, а не на руле. Сзади в Astra головам рослых пассажиров попросторнее и в целом комфортнее. Благодаря большему клиренсу и более энергоемкой подвеске езда по проселкам дается Opel заметно легче, и это тоже маленький плюс в ее копилку.

В целом за городской чертой Astra благодаря меньшему уровню шума и большему клиренсу отыгрывает то небольшое преимущество, которое было у Civic в городе.

Управляемость

Здесь Civic выглядит интереснее. Настройки шасси таковы, что до определенного момента создается ощущение, будто инерции у Honda вовсе нет. Машина невероятно точна, отзывчива и послушна. Тем не менее органы управления вовсе не пустые, обратная связь достаточна для того, чтобы не допускать ошибок даже при очень энергичной езде. А если и случится не очень грубая ошибка, подстрахуют антиблокировочная система тормозов с электронным распределением усилий и фирменная система стабилизации, которая поставляется во всех версиях.

Astra в плане управляемости ругать тоже не за что. Мы уже не раз отмечали отлично настроенное шасси, хорошо прогнозируемые реакции, но в сравнении с Civic Astra кажется несколько тяжеловесной, в ней нет бритвенной остроты, присущей японской машине. Пожалуй, благодаря более длинноходной и энергоемкой подвеске Opel будет иметь преимущество на неровном покрытии, поскольку сможет проходить повороты стабильнее, не спрыгивая на выбоинах наружу поворота. Но, на наш взгляд, полного согласования между характеристиками пружин и амортизаторов инженеры из Рюссельхайма не достигли, будь настройки амортизаторов чуть жестче, колеса на неровностях еще лучше держались бы за дорогу. Система стабилизации в «базе» отсутствует практически во всех комплектациях, но доплата за нее невелика – 13 000 рублей, что, учитывая стоимость Astra, не так уж много, и эту опцию имеет смысл заказать. В итоге по управляемости мы поставили Civic выше Astra. Здесь не идет речь о том, что Astra хуже, она хороша, но соперник еще лучше: острее, четче, точнее, потому и имеет преимущество.

Эргономика и комфорт

По эргономике к Civic претензий немного. Не очень понравилось сиденье водителя – его форма такова, что не все смогут разместиться с комфортом, у части водителей будет быстро уставать спина. В то же время взаимное расположение руля, педалей и сиденья удачное, диапазоны регулировок достаточные для людей разного роста. Всеми рычажками и кнопочками, как основными, так и вспомогательными, легко и удобно пользоваться. Необычная панель приборов с вынесенным далеко вперед цифровым спидометром оказалась легкочитаемой, стильный руль с кнопками тоже удобен и функционален. По комфорту же все не так однозначно. Более жесткая, чем у Astra, подвеска Civic понравится скорее водителю со спортивными амбициями, чем его пассажирам, шум от шин тоже мог бы быть поменьше, наконец, на заднем сиденье рослые пассажиры упрутся головой в потолок. В общем, по комфорту не без помарок.

Astra по эргономике водительского места выглядит чуть лучше. Диапазоны регулировок руля и сиденья у нее еще больше, само сиденье удобнее и комфортнее. Панель приборов, хоть и не такая футуристическая, как у Civic, но показания считывать так же удобно. К сожалению, без проколов не обошлось: на центральной консоли слишком много кнопок, алгоритм настройки радиочастот и выбора музыкальных треков неудобен. Еще один минус – худшая обзорность в наружные зеркала. С другой стороны, более энергоемкая подвеска Astra лучше изолирует пассажиров от неровностей и дорожных шумов, сиденья удобнее, на заднем ряду места для головы больше. Понятно, что в этой номинации предпочтительнее выглядит Opel. Он тоже не обошелся без замечаний, но положительных моментов у него больше.

Практичность

Собственно, практичность седанов вообще под большим вопросом, если пытаться сравнить их с хэтчбеками и тем более минивэнами. Но все же некоторые возможности по трансформации салона они предоставляют. И у Astra, и у Civic спинки задних сидений разделены на две неравные части и могут складываться как вместе, так и по отдельности. Кроме того, у Astra в спинке предусмотрен небольшой люк, сквозь который можно просовывать длинные предметы, например лыжи. Но в полной мере воспользоваться возможностями сложенной спинки у Opel мешают развитые поперечины, оставляющие лишь небольшой проем из багажника в салон. У Honda нет люка для лыж, но зато и проем из багажника в салон пошире. Если же говорить об объеме багажника, то здесь Opel побеждает с заметным отрывом: 490 против 389 литров. Однако ложкой дегтя для Astra может послужить то, что багажник открывается только из салона, других кнопок у нашей тестовой машины ни на ключе, ни на багажнике нет. Поэтому если в слякоть вы принесете из магазина покупки, то вначале придется поставить их в грязь, потом открыть салон, из него багажник, и только тогда измазанные сумки и пакеты смогут оказаться там, где им надлежит быть. Больший объем багажника дает Astra в этой номинации преимущество, но узкий проем и возможность открыть багажник только из салона делают его совсем небольшим.

Выводы

Если взглянуть на результаты теста, то окажется, что серьезного преимущества нет ни у одного из конкурентов. Учитывая, что Astra заметно дешевле Civic, из чисто прагматических соображений можно сказать, что она лучше просто потому, что вы получаете столько же автомобиля за меньшие деньги. Но не все так просто. Автомобили очень разные по характеру: Astra подойдет тем, кто любит относительно спокойную езду, а Civic, наоборот, так и просится ехать поэнергичнее, маневрировать активнее, тормозить чуть позже, а разгоняться резче. Для кого-то именно такой стиль является стилем жизни. Наконец, важно то, как автомобили выглядят, особенно внутри. Astra – это, если угодно, традиционная школа. А Civic больше похож на компьютерный звездолет или продвинутый гаджет (кому как больше нравится), и именно за продвинутость многие не пожалеют дополнительных денег. И будут чувствовать себя в своей тарелке, взирая несколько свысока на своих «непродвинутых» соседей по потоку, передвигающихся на Astra. А те в свою очередь станут пожимать плечами, считая, что глупо переплачивать за космолет, если вы покупаете автомобиль. И вряд ли они поймут друг друга.

Подпишитесь на «За рулем» в