Спокойной жизни, малыши!

СПОКОЙНОЙ ЖИЗНИ, МАЛЫШИ!

]

Иногда головка скрывается, видимо, маленький пассажир опускается на задний диван, но вскоре вновь появляется в окне. Ребенок немного приближается к стеклу на разгоне, отдаляется, когда мама тормозит. С таким попутчиком, пусть и в соседней машине, ехать веселей! Если не думать, что может произойти даже при несильном столкновении... Это не ваш малыш?

ДЕТИ И МАНЕКЕНЫ

Наши чада осваивают автомобиль с пеленок: путешествуют в ясли, потом в детский сад, затем в школу, заезжают с родителями в магазин, едут в гости к бабушке. Мы довольны: не страшны ни мороз, ни дождь, ни инфекции, которых полно в общественном транспорте. Удобно, быстро, безопасно. Безопасно ли?

Этим вопросом все серьезнее занимаются производители автомобилей и независимые организации. С марта прошлого года в Европейской программе оценки автомобилей (EuroNCAP) появился новый пункт. Теперь наряду с фронтальным и боковым ударами, «столбовым» и пешеходным тестами машина должна подтвердить свое бережное отношение к ребенку, сидящему в салоне.

Большое семейство манекенов пополнили двумя малышами, которые ростом и весом соответствуют детям полутора и трех лет. Как и у взрослых, их тела облеплены датчиками, фиксирующими нагрузки при ударе.

Малышей усаживают в специальные детские кресла (производитель автомобиля выбирает модель сам, как и расположение кресла — обычно его крепят сзади) и пристегивают ремнями безопасности. Только так можно обеспечить маленьким пассажирам необходимую защиту при ударе. Как правило, детей-манекенов подсаживают к взрослым, чтобы не проводить дополнительные испытания и не разбивать лишние автомобили.

Ударов два — фронтальный и боковой. После каждого столкновения специалисты анализируют информацию, полученную от датчиков, и начисляют очки. При фронтальном ударе учитывают перегрузки, которые испытывает голова и шея ребенка, при ударе в бок данные снимают только с шеи. Баллы, максимально 4, начисляют сообразно перегрузкам и головы и шеи. То есть сумма за фронтальный и боковой удары с одним манекеном — не более 12 баллов, а так как малышей двое (1,5 и 3 лет) — 24 балла.

Очки начисляют не только по результатам крэш-тестов. Специалисты EuroNCAP оценивают конструкцию самих детских сидений и их крепления. Дополнительные баллы присуждают за доходчивую инструкцию по установке кресел, а также за четкие, бросающиеся в глаза таблички с напоминанием отключить подушку безопасности, если сиденье крепят спереди.

Повышают оценку и за простоту установки детского кресла, когда его удобно пристегнуть ремнями безопасности или защелкнуть в замках системы «Изофикс». Это специальное устройство производители крепят непосредственно к кузову — пока только по своей воле. При начислении очков учитывают и иные нюансы.

По количеству баллов автомобилю присуждают звезды за безопасность маленьких пассажиров. Пять звезд «стоят» 60 баллов, четыре — 37–48, три — 25–36, две — 13–24, одна — 1–12.

ВОДИТЕЛИ-РОДИТЕЛИ

Пока специалисты аккуратно усаживают безмолвных пассажиров в специальные кресла, приглядимся, как мы возим своих родных детей. Конечно, будущему водителю интересней ездить спереди, но напомним прописную истину — по статистике это самое опасное место. Кстати, в ПДД четко записано: «Запрещается перевозить детей до 12 лет... на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства». И еще одна цитата из Правил: «... допускается не пристегиваться ремнями детям до 12 лет». Вообще-то российские ПДД в части, касающейся перевозки маленьких пассажиров, явно устарели. Нынешние скорости и плотность движения предъявляют к водителям (читай — родителям!) более серьезные требования.

Мы постепенно вооружаемся АBS и иными электронными помощниками, защищаемся более совершенными, чем прежде, ремнями, фронтальными и боковыми подушками безопасности, а своих детей катаем все так же, как это делал дедушка в «Победе».

Да, наши Правила опаздывают, но в отношении ремней они абсолютно правы. Малышу штатный ремень не поможет, напротив, нанесет роковую травму. Ведь лямка ложится на тоненькую шею, а при столкновении маленький пассажир может поднырнуть под поясную ветвь. То же с подушкой безопасности: ее удар запросто покалечит ребенка.

Заднее сиденье само по себе тоже отнюдь не безопасно, особенно если ребенок на ходу встает и садится, залезает на диван на коленях, просовывает нос между передними спинками.

ПРОВЕРЕНО! ШАНСЫ ЕСТЬ!

Вернемся на тесты EuroNCAP. Итак, кукольные малыши надежно закреплены в собственных креслах. Что это дает? Очень многое! Хотя производители пока готовы к перевозке маленьких пассажиров по-разному.

Пока испытали всего восемь моделей, но кое-какие выводы уже можно сделать. Результаты тестов мы свели в табл. 1. Самым недружелюбным из испытанных автомобилей оказался «Рено Кангу», хотя фирма вообще-то уделяет большое внимание безопасности. Факты неумолимы: головы маленьких манекенов не коснулись деталей интерьера, но грудь старшего ребенка испытала серьезные перегрузки. Нечеткие инструкции по пользованию системой «Изофикс» и установке детского кресла на переднее сиденье не позволили набрать дополнительные баллы и заработать даже три звезды. «Сценик» чуть лучше защищает детишек, да и необходимая информация четче, а потому и звезд он поймал больше.

На одной ступеньке с французским мини-вэном — «Тойота-Превия». Удар в бок манекены перенесли безболезненно, но при фронтальном у старшей куклы пострадала голова. Да и грудные клетки обоих манекенов испытали опасные нагрузки.

Любопытно, что результаты двух моделей «Мазды» по звездам не отличаются. Но по баллам «двушка» с трудом получила три звезды, а «шестерка» немного не дотянула до четырех. У «Мазды-6» очень неплохие результаты в крэш-тестах, хотя при боковом ударе голова старшего ребенка испытала значительные перегрузки. В «Мазде-2» основная нагрузка легла на слабенькие грудные клетки обоих малышей, а у трехлетнего при фронтальном и боковом ударе пострадала голова.

Безопасней всех оказался «Форд Фокус C-макс». Старший ребенок отделался лишь легким испугом, а для младшего ускорения соответствуют легкой степени опасности. Пожалуй, единственный недостаток: в инструкции ничего не сказано об отключении подушки, если детское кресло установлено на переднем сиденье.

Да, испытатели придираются даже к мелочам. Но что может быть важнее безопасности собственного ребенка? Поэтому и производители наверняка постараются учесть замечания экспертов.

Очень вероятно, что совсем скоро в Европе введут специальные детские требования к автомобилям — например, обяжут оснащать все машины креплениями «Изофикс». А пока немецким таксистам уже предписали возить с собой минимум одно сиденье для детей в возрасте от девяти месяцев. О безопасности более маленьких родители должны позаботиться сами. За нарушения правил по перевозке малышей водителя оштрафуют на очень немалую сумму. А если (не дай бог!) из-за халатности или невежества старших ребенок пострадает, страховые компании имеют право серьезно снизить размер компенсации.

Некоторые производители автомобилей уже предлагают на заказ интегрированные детские сиденья, а для многодетных семей даже «диваны» с несколькими местами для малышей.

Может, нашим производителям и законодателям тоже пора призадуматься?

Кронштейн «Изофикс»

устанавливают между подушкой и 

спинкой штатного сиденья и крепят к кузову. Детское кресло фиксируют замком, подобным тому, что на ремнях безопасности.

1. Грамотно подбирать детское сиденье надо, учитывая конструкцию кресла, его происхождение (в маркировке обязательно должна быть буква Е и номер протокола испытаний), рост ребенка (ЗР, 2001, № 6). Существует несколько групп детских сидений, рассчитанных на разный возраст и вес (см. табл. 2).

2. Крепить сиденье в салоне лучше с помощью системы «Изофикс». Исследования, проведенные в Германии, показали, что кресла, пристегнутые ремнями, в половине случаев установлены неправильно. На автомобилях с замками «Изофикс» такие ошибки практически исключены. У вас пока иная машина? Будьте внимательней!

3. Если устанавливаете сиденье спереди, отключите пассажирскую подушку безопасности. Выключатель обычно расположен на правом торце приборной панели. Если ваша машина оборудована боковыми подушками-шторками, постарайтесь, чтобы ребенок головой не касался стекол и обивок дверей. А чтобы в дальней дороге малышу было удобно спать, купите кресло со специальными подголовниками. Сажая ребенка сзади, сдвиньте переднее сиденье вперед, тогда при ударе малыш не достанет до спинки переднего кресла.

4. Последний совет — общий. Завтра утром малыша вновь везти в садик? Обеспечьте безопасность путешествия сегодня. А вообще, кресло для автомобильных путешествий — неплохой подарок к первому дню рождения.

ТАБЛИЦА 1. РЕЙТИНГ АВТОМОБИЛЕЙ,

ПРОШЕДШИХ ТЕСТЫ НА ДЕТСКУЮ

БЕЗОПАСНОСТЬ ПО МЕТОДИКЕ

EURONCAP

Модель Год Баллы Звезды

«Ситроен С2» 2003 29 ***

«Mazda 2» 2003 25 ***

«Ауди А3» 2003 35 ***

«Mazda 6» 2003 34 ***

«Форд Фокус С-макс» 2003 38 ****

«Рено Кангу» 2003 23 **

«Рено Сценик» 2003 28 ***

«Тойота-Превия» 2003 28 ***

ТАБЛИЦА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ

СИДЕНИЙ

Группа Вес Возраст

0 До 10 кг До 9 мес.

0+ До 13 кг До 18 мес.

I От 9 до 18 кг От 9 мес. до 4,5 года

II От 15 до 25 кг От 3 до 7 лет

III От 22 до 36 кг От 6 до 12 лет

ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ И ФИРМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии