"мишлен" секретный и открытый

"МИШЛЕН" СЕКРЕТНЫЙ И ОТКРЫТЫЙ

ШИНЫ

Нет, конечно, с исторической точки зрения здесь есть на что посмотреть. Но нам, технарям, важно другое: где-то поблизости расположены промышленные площадки концерна «Мишлен» – одного из мировых лидеров по производству шин.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА

Город Мишлен – так я бы обозначил громадную территорию завода (здесь говорят – мануфактуры). Как и положено городу, он разделен на районы и кварталы со своими штаб-квартирой, тропической оранжереей, музеем и, конечно же, промплощадкой. У всех подразделений есть история; о ней с удовольствием расскажут, подчеркнув, что здесь одно из старейших предприятий, открытое в 1921 году. Журналистов, как правило, возят на суперсовременные заводы, сверкающие прямо-таки неестественной чистотой. А здесь обычные корпуса, местами даже обшарпанные, торчащие трубы и характерный «резинотехнический» запашок. Почти как у нас. Опережая готовые сорваться с языка сравнения, сопровождающий заверяет, что у компании есть и куда более фотогеничные предприятия, впрочем, и это вполне современно и обладает всеми новейшими технологиями. Ведь здесь делают высокоскоростные шины для спортивных авто и – поднимай выше! – для формулы 1. Последние, правда, настолько засекречены, что даже нельзя показать расположение цеха на общем плане – не говоря уж «взглянуть хоть одним глазком»...

Нам предложили сначала познакомиться с конструкцией обычной шины и процессом ее изготовления. Из всего увиденного я твердо усвоил одно: главный секрет хорошей шины – отлаженный до совершенства механизм соединения в единое целое резины, металла и текстиля. Ему не мешают ни большой объем ручного труда, ни потертые заводские стены; главное – технический и технологический потенциал. Здесь, на промплощадке в Кадару, могут приготовить не только до 2700 видов резиновых смесей, но и проволоку для бортовых колец и металлокорда, сплести специальные нити, которые впоследствии внедрятся в различные слои покрышки. В подтверждение – демонстрация сборки покрышек «Пилот-Спорт» умопомрачительной размерности 330/35R19. Рабочий-профессионал «складывает» их, казалось бы, из ничего точными и неторопливыми движениями. Потом вулканизация и, конечно, контроль качества, где на человеческие глаза и руки тоже возложено немало.

Пора в исследовательский центр: он совсем рядом, в местечке Ладу. Размеры сооружения впечатляют. Стройные ряды корпусов раскинулись, наверное, на несколько километров, а под ними, в чаше котловины – испытательные дороги мишленовского полигона. Увы, над всем этим – непробиваемая завеса секретности. Фотографировать нельзя, шаг в сторону – тут же возникает недремлющая охрана. Здесь, в Ладу, и еще в нескольких филиалах по всему миру задумывают, создают и доводят новые модели покрышек, всевозможные вспомогательные системы и даже конструкции шасси. Всего же на «Мишлене» разработками и исследованиями занимаются 6000 человек, из них около сотни – только созданием компьютерных программ для математического моделирования.

Из рассекреченного – краткая лекция о возможностях центра и знакомство с системой ПАКС (PAX), работы над которой начались еще в 1996 году. Сегодня это готовый продукт: на полностью спущенном колесе можно проехать примерно 200 км со скоростью до 80 км/ч. Интересно, но... все ноу-хау уже переданы компаниям «Пирелли» и «Гудьир» для массового внедрения. Теперь дело за автопроизводителями: сэкономив на запаске, они могут сделать автомобиль еще удобнее и вместительнее.

А пока наглядная демонстрация: из заднего левого колеса «Ауди А8» вывернут золотник – и машина отправляется на извилистую трассу. Поначалу ничего необычного, разве только шум покрышки чуть заметнее. Автомобиль идеально движется по траектории, не позволяя себе ничего «лишнего». Прошу испытателя чуть резче зайти в правый поворот. Так и есть: гул подопытного колеса усиливается, и машину немного бросает в сторону. Ну что же, мы довольно лихо вошли в вираж, такая реакция вполне ожидаема. Но шина-то не сдается и по-прежнему держит дорогу без ожидаемых срывов или разрушений. После нескольких кругов издевательств итоговые впечатления весьма оптимистичны. Хотя, конечно, заметно, что это не полноценная замена реального колеса: здесь требуется повышенное внимание и жесткое соблюдение скоростных рамок.

Следующее новшество, о котором пока можно лишь упомянуть: совместная с компанией «Вабко» разработка системы автоматического регулирования давления. Бортовой компьютер сам решает, какое давление установить в шинах с учетом скорости, состояния дорожного покрытия и условий окружающей среды. Судя по всему, нечто подобное очень скоро станет частью штатного оборудования автомобилей.

НА «МИШЛЕНЕ» ЗАГОВОРЯТ ПО-РУССКИ

Ранее мало кому известное местечко Давыдово, что в Орехово-Зуевском районе, ныне на слуху у всего руководства «Мишлена». Ведь именно оттуда планируется осуществить основной прорыв на наш рынок, насытив его французскими покрышками российского производства. Официальное открытие завода не за горами, и уже сейчас там идет обучение персонала, технологическая отладка оборудования и даже собирают первые, пробные шины. А ведь несколько лет назад мишленовцы еще приглядывались к нашим предприятиям, изучая их возможности. Вердикт – слишком устарели. Решено было строить в Давыдове новое, современное производство, ни в чем не уступающее европейскому. Западные стратеги оценивают емкость нашего рынка в 22 млн. шин, из них 9 млн. – зимние. Поэтому на «Мишлен» и решили вкладывать деньги в полноценный завод, ориентируясь в первую очередь на массовые модели и размерности. Уже сейчас ведутся переговоры с поставщиками сырья, чтобы не ввозить его из-за рубежа. Цены изделий пока не называют, но уже определено, что они должны занять промежуточную нишу между импортной и российской продукцией.

Что же, как говорится, лед тронулся. Вслед за наиболее инициативными автопроизводителями к нам идут изготовители комплектующих. И нет оснований сомневаться в серьезности их намерений: мишленовский опыт «освоения» бывших соцстран, той же Румынии, доказывает – все будет сделано добротно и на хорошем уровне. По-другому там работать просто не умеют.

ФОТО АВТОРА И «МИШЛЕН»

Подпишитесь на «За рулем» в