Козырные карты бело-голубых

КОЗЫРНЫЕ КАРТЫ БЕЛО-ГОЛУБЫХ

]

Д-р ГЕЛЬМУТ ПАНКЕ

(Dr. Helmut Panke)

Председатель совета директоров БМВ АГ. Родился в 1946 году в Штрокове (Германия). Физик по образованию, в 1972–1978 гг. — исследовательская работа и диссертация в Мюнхенском университете; 1982 — начало работы в БМВ в качестве начальника отдела контроля и планирования; 1990 — руководитель подразделения корпоративной стратегии и координации; 1993 — президент-генеральный директор БМВ США; 1996 — член совета правления БМВ АГ; с 2002 — председатель совета директоров БМВ АГ.

— Поздравляем компанию БМВ: в марте продажи достигли наивысших показателей в истории фирмы. Какие козыри у вас были на руках, когда вы планировали этот успех еще в 2002 году?

Хороший игрок не позволяет другим заглядывать в свои карты. Но в 2003 году БМВ открыла некоторые козыри: это Х3, «шестерки» — купе и кабриолет. В отличие от картежников, мы имеем возможность все время печатать новые козыри: теперь это «Мини-кабриолет» и первая серия. Другие — открыть не могу, иначе окажусь плохим игроком. Компания не пытается ограниченным числом моделей покрыть весь рынок. Например, клиенты ждут от БМВ мини-вэн, но в этом для наших инженеров есть определенный вызов: необходимо сохранить типичные для БМВ динамические качества.

Мы уверены, что, сумев найти удачные решения для Х5 и Х3, конструкторы смогут решить и эту задачу. Ну вот, я открыл вам и наш будущий козырь…

— Но кроме карт на руках, и в голове у игрока должно быть что-то личное, характерное только для него. Как вы относитесь к приемным детям БМВ? Я имею в виду «Роллс-Ройс», который открыл в Москве салон по адресу: Красная площадь, дом 1, и «Мини»?

Эти удочеренные марки, действительно, не являются «биологическими» детьми БМВ. Они принесли с собой доброе имя, и нам надо было лишь дополнить его мускулами и некоторыми новыми качествами. И подход к ним совсем другой, чем к продукту БМВ. «Мини», например, юный, открытый, не связан с определенной возрастной группой потребителей, и он взрывает все традиции. Это экстраверт, который не признает ничего на веру, а спрашивает, нельзя ли что-то сделать иначе. Весьма удачна фраза, прозвучавшая на презентации «Мини Кабрио»: «Мини» открыт для всех, «Мини» открыт всегда!».

«Роллс-Ройсу» в этом году исполнится 100 лет — он старше и «За рулем», и БМВ. Инновации и бескомпромиссность технических решений были движущими силами для Генри Роллса и Чарльза Ройса, когда они создавали свое предприятие. Оба говорили, что никогда не пойдут на компромисс в технике и концепции, а всегда будут искать и применять наилучшее решение. Этот подход сделал «Роллс-Ройс» маркой для ограниченного круга клиентов.

Наша новая семья с тремя детьми — БМВ, «Мини» и «Роллс-Ройс». Я совершенно осознанно назвал БМВ в числе детей, а не взрослых, потому что марке предстоит и дальше расти и развиваться. Роднит все марки позиционирование в классе «Премиум»: во всем они должны предлагать лучшие решения, чем массовый рынок. Марки, несмотря на общность принципов, не перекрываются и не обращаются к одним и тем же группам потребителей. А вот технологическая компетентность — это наш конек в производстве автомобилей всех трех линий.

— Модельный ряд «Роллс-Ройса» будет расширяться или это идеология одного автомобиля?

— Отвечу сразу за обе марки: и у «Мини», и у «Роллс-Ройса» появятся новые модели. Это поэтапный процесс, но совершенно ясно, что никакая марка не может состоять из одного-единственного продукта.

— Вы построили заводы в США, в Лейпциге. Чем обусловлен выбор площадок и не собираетесь ли сделать ставку на Калининград?

— Развитие любого предприятия начинается с первого шага — производство у себя на родине и продажа товара. Второй шаг — организация в регионах, где появилась достаточная клиентская база, собственных предприятий по продаже. Как вариант этого этапа — создание сборочного участка SКD на территории данной страны. Это бывает также необходимо для преодоления таможенных барьеров, как в ряде стран Азии. Такое решение укрепляет позиции в данной стране, позволяет пустить там корни. В Калининграде успешно собирают «тройки» и «пятерки». Больше половины продаваемых в России БМВ собраны именно в Калининграде. Это показатель не только наших возможностей роста, но и качества продукции завода. Все заводы БМВ, в том числе упомянутые вами в Лейпциге и в Спартанбурге (США), а также в Шэньяне (КНР), — свидетельство нашего ответственного присутствия на данных рынках. Мы уже больше 10 лет руководствуемся принципом «БМВ везде БМВ», то есть качество машин не зависит от того, где они собраны.

— Позвольте напомнить, что после войны в Россию из Айзенаха поступали машины от БМВ (в нашей семье был БМВ-326), в Ирбите выпускают мотоцикл «Урал», имеющий корни БМВ, да и в Уфе на моторном заводе долго выпускали, по существу, двигатели БМВ. Не собирается ли фирма поделиться с нами еще чем-нибудь — например, моторами…

— Как известно, около 2/3 всех деталей для БМВ импортируют из других стран. Мы стремимся всегда иметь дело с лучшими партнерами и охотно работали бы с российскими поставщиками. Но то, о чем вы упомянули, касалось устаревших изделий БМВ. А ныне клиенты в России требуют только самое новое. И где бы ни продавалось изделие БМВ — мотоцикл, автомобиль БМВ, «Мини» или «Роллс-Ройс» — оно должно быть самым совершенным и современным. Именно это определяет выбор партнеров для производства комплектующих.

БМВ собирается внедриться в гольф-класс. Не окажется ли это повторением сделанного другими? И еще: вы и здесь сохраняете приверженность заднему приводу, который остался в этом сегменте, пожалуй, лишь на «Жигулях»...

— Возражу: количество моделей с задним приводом резко возросло. Некоторое время их выпускали лишь мы и «Мерседес», но уже появился целый ряд концептов американских фирм. Японцы, кстати, тоже предлагают «лексусы» с задним приводом, причем это касается моделей наиболее динамичных, активных. Мы придерживались этой политики в течение десятилетий.

Что касается «единицы», она действительно станет единственной заднеприводной в этом классе. Но вспомним: первым компактным спортивным седаном была модель БМВ-2002 в 60-е годы — вплоть до миллиметра такого же размера, что и нынешняя «единица». Мы не строим маленький автомобиль — просто со временем наши «тройки» непрерывно росли, а теперь мы с новыми возможностями возвращаемся к исходному пункту! Мы твердо знаем, что делаем. БМВ в управлении должен всегда ощущаться как БМВ, и потому ему нужен задний привод.

— Вспоминается необычный в истории БМВ микроавтомобиль «Изетта». Но это была итальянская разработка. А сегодня осталось что-то от нее в концепции автомобилей БМВ или на том проекте был поставлен крест?

— Если что и сохранилось, так это сосредоточенность на бескомпромиссных решениях. «Изетта» 50-х годов была самым маленьким из возможных в ту пору автомобилей, и то, как у нее открывалась дверь, было бескомпромиссным решением. Но в последующих БМВ направленность и сильные стороны машин изменились. Это непременно динамичные, активные, ориентированные на водителя автомобили в премиум-сегменте. Осенью предложим дизельную «пятерку». Двухступенчатый турбонаддув обеспечит ей крутящий момент свыше 500 Н.м, начиная с 1200 об/мин, а это — разгон до сотни за 6,9 с.

Вместо дизеля можно поставить под капот более крупный мотор, но тогда передок стал бы слишком тяжелым. Нам и так удалось сэкономить 50 кг веса, сделав переднюю часть из алюминия. И водитель ощущает это как легкость в управлении. Этот мотор с двухступенчатым наддувом дает не только спортивность — он более экономичен и экологичен.

— Мы аплодировали вам в Париже, когда вы получили приз «За активный руль», а сейчас журнал «Ауто, мотор унд шпорт» присудил БМВ высший балл за технические новации. До какой степени можно совершенствовать автомобиль, ведь все равно лучше лошади не получится?

— Нашу философию выражает слоган «Нет ничего невозможного» — им руководствуются все работники концерна. Действительно, лучше природы не сделаешь — примером тому лошадь. Однако существуют разные породы. Например, быстроногий арабский скакун не сможет провести борозду на каменистой почве — для этого есть тяжеловесы-битюги. Но вернемся к автомобилям.

Комбинация продвинутой электроники и передового программного обеспечения открывает все новые горизонты. Например, долгое время механические системы впрыска конкурировали с электронными. Но БМВ первой решилась окончательно перейти к электронно-управляемому впрыску и не ошиблась: только так удалось выполнить современные требования по токсичности.

Электроника не нова и в тормозных системах, если говорить об антиблокировочной. Навигаторы с заложенной картой применяются уже пять-восемь лет. Довольно стара и система, предотвращающая пробуксовку колес. Но теперь эти устройства, ранее действовавшие в автомобиле изолированно, объединяются в единую сеть и начинают обмениваться информацией. Или возьмем адаптивный головной свет: сегодня подвижные фары согласуются с углом поворота руля, но системы завтрашнего дня уже используют информацию от навигатора. Мы даже не в силах предугадать, какие возможности откроет объединение компьютеров двигателя, шасси и т. д. в единую сеть. Но что касается БМВ — всегда будем стремиться оценить и применить в автомобиле максимум инноваций.

Лишь один принцип останется незыблемым: окончательное решение — за водителем! Компьютер будет помогать, советовать, но не решать.

Возвращаясь к вопросу: конечно, существуют физические границы, но новые технологии позволяют их отодвинуть.

— А возможен ли в будущем автомобиль с ядерным двигателем?

— Теоретически, да. Но он был бы слишком громоздким и тяжелым и никак не подходил бы под концепцию наших марок БМВ, «Мини» или «Роллс-Ройс». Вы не могли бы управлять им легко и динамично. И потому мы не планируем такого.

— Как вам удается держать все в голове, включая мотоциклетный завод в России: для этого обязательно надо быть физиком или простой человек тоже способен чему-то научиться?

— Нужно просто жить, глядя на мир открытыми глазами. Я прочитал об этом уральском мотозаводе очень давно в газетах и, когда попал в 1982 году на БМВ, одним из моих первых вопросов был вопрос о возможности кооперации с Россией в области моторостроения. Тогда один из партнеров по переговорам спросил меня, существуют ли уже какие-либо традиции сотрудничества. И я вспомнил то, о чем прочел в газете пять или десять лет тому назад. Это к тому, что всегда надо жить с открытыми глазами, сердцем и бодрствующим разумом.

Во встрече участвовали

Н. ХОББХАН и В. СОЛОВЬЕВ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии