Эксклюзивное интервью

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ

КИОДЖИ ТАКЕНАКА: ВЕРЮ В ПОЛНЫЙ ПРИВОД

Среди автомобильных фирм японская «Субару» занимает особое место. Она массово выпускает полноприводные машины с горизонтально-оппозитными двигателями. И вот такие технически совершенные автомобили становятся все популярнее в России. Однако разговор главного редактора Петра Меньших с Киоджи Такенака, президентом-генеральным директором компании «Фуджи хэви индастриз», производящей «Субару»,начался не с техники.

– В вашей биографической справке ничего нет о семье. Вы придерживаетесь японской традиции «не неси работу в дом»?

– Мое поколение росло в годы бурного экономического развития Японии, и работа для нас – главное в жизни. Вскоре после моего рождения началась моторизация Японии, появился огромный интерес к автомобилям, и я счастлив, что работаю в автомобильной промышленности.

– В июне 2001 года вас необычно быстро вознесли в скопление звезд компании «Фуджи хэви индастриз» – указывать путь.* Теперь вы кто – «небожитель» или остались человеком, как прежде?

– Мой приход в президенты – исключение для японских правил, у нас по служебной лестнице поднимаются постепенно. Я сразу перепрыгнул через несколько ступенек, но, став президентом, не изменил своим правилам. Как и прежде, хорошо отношусь к своим сотрудникам, к друзьям. К сожалению, и до президентства уделял мало внимания семье, а сейчас и совсем не остается для нее времени. Изменения замечает жена, которой я очень благодарен за отношение и ко мне, и к делу, которым я занят. Я не изменился, но соседи смотрят на меня как на президента "Фуджи хэви индастриз". Поэтому раньше я гулял с собакой в чем мне удобно, а теперь приходится повязывать галстук.

– «Субару» – звездная марка, но она, наверно, не отрывается от земли?

Историю нашей компании вы, конечно, знаете. Сейчас ей идет пятьдесят первый год. Ранее она называлась «Накаджима Эйркрафт» и занималась самолетостроением. Когда создавалась автомобильная «Субару», в нее пришли авиаинженеры и свои авиационные идеи стали реализовывать здесь. У авиа- и автостроения оказалось много общего. Самолет взлетает, преодолевает расстояние и приземляется, при этом резко меняются внешние условия, техника работает в разных режимах, но главное – безопасно достичь места назначения. Эту авиационную философию мы применили и для наших автомобилей.

– Россия первой запустила человека в космос, но свои космические технологии не может применить к автомобилю. Наверное, это нереально ?

– Из компаний, которые раньше одновременно занимались и авиа-, и автомобилестроением, мы теперь единственная. Взаимное проникновение технологий в последнее время особенно заметно – все больше внедряются компьютеры и электронные устройства. Это находит отражение в системах управления и навигации как самолетов, так и автомобилей. С помощью спутников навигации, если заложить определенные данные, автомобиль может двигаться по заданному маршруту под управлением собственного компьютера.

Еще одна область соприкосновения – новые материалы. Мы уделяем большое внимание углепластикам, которые используются в авиастроении, в частности, изготовляем из них емкости для топливных элементов или сжиженного газа автомобиля.

– У вас на лацкане значок «Субару». Из шести звезд одна крупнее других. Какая из компаний в составе «Фуджи хэви индастриз» лидер?

– Пятьдесят один год назад в «Фуджи хэви индастриз» объединились пять компаний: автомобилестроительная, самолетостроительная, еще две, производящие вагоны и автобусы, наконец, двигатели. Вместе все они и составили большую шестую звезду.

Сегодня 90% реализации продукции приходится на автомобили, известные под маркой «Субару». Но до сих пор я придаю большое значение постройке самолетов, хотя их доля сейчас – около 6%. Думаю, именно это направление будет быстро развиваться и его удельный вес через 10–15 лет составит 15%.

– Хорошо бы со всем этим багажом развернуться в России. Знаю, в этом году вы планируете продать у нас автомобилей даже чуть больше, чем в Латинской Америке. Насколько важен для вас российский рынок?

– Мы ожидаем дальнейшего его роста. А если посмотреть на наши полноприводные «субару», то именно здесь, как мне кажется, они нужны по природно-климатическим условиям.

Раньше такие машины делали для бездорожья, сейчас это полноценный транспорт и для автострад. Они очень практичны и в снег, и в дождь, но главное – обеспечивают безопасность. «Субару» – небольшая компания и не может позволить себе выпускать дешевые автомобили, мы делаем их для определенного круга людей. Достаточно, если из ста россиян десять полюбят «Субару» – наша задача удовлетворять вкусы именно этих десяти.

– Получается, что «Субару» – это вроде религии, которую вы хотите распространить и в России?

– Религия в данном случае не совсем точно, но автомобиль «Субару» находит покупателей среди одержимых, влюбленных в него. Энтузиастов нашей марки особенно много в северных странах, даже в Японии они более популярны на севере.

– Многие читатели «За рулем» считают идеальным для России полноприводный универсал. Если подумать, то по своей идеологии это тот же «Субару». Можно ли рассчитывать на ваше участие в реализации этих ожиданий, возможно, даже в кооперации с российским автопромом, как это делает «Джи-Эм» с АвтоВАЗом?

– Как вы знаете, «Джи-Эм» принадлежит около 20% наших акций, мы входим в группу «Джи-Эм». Кстати, совместными усилиями производим полноприводные СААБ 9-2 для американского рынка. Я не исключаю возможности нашего участия в совместных проектах АвтоВАЗа и «Джи-Эм».

– Как развиваются ваши взаимоотношения с СААБом?

Сотрудничество расширяется. Начинали с продаж СААБов через нашу дилерскую сеть в Японии, а в этом году поставляем на рынки США и Канады компактный спортивный «СААБ 9-2Х Премиум», ведем совместные разработки по кроссоверу. До этого «Субару» разрабатывал свой образец. Теперь мы объединим усилия, учитывая наработки каждой компании. Автомобили будут выпускать на заводе «Фуджи хэви индастриз Лтд.» в США.

– В вашей концепции развития компании мне запомнилось слово «смелость». Какой смысл вы в это вкладываете?

– Мы живем в такое время, когда нам все труднее предсказывать будущее. В этом мы не можем подражать самым крупным фирмам. Нам важно сохранить индивидуальность, для чего нужны и инновационность, и смелость.

– Какую часть в объемах производства «Субару» занимает полный привод?

– Все машины, идущие на экспорт, – полноприводные. Специально для японского рынка, с учетом налоговых льгот для такой продукции, мы еще делаем микролитражки (объем двигателя 660 смз), из них только 30% с полным приводом.

– В интервью «За рулем» председатель совета директоров БМВ Гельмут Панке назвал заднеприводную компоновку самой перспективной. Первый «Субару-360», как известно, тоже был заднеприводным. Вы исходите из идеи или технологии?

– Поясню на примере тех же микролитражек. Их используют у нас в городе, где пробег весьма невелик. Здесь полный привод просто не нужен, достаточно на одну ось. Но, скажем, на острове Хоккайдо, расположенном севернее, все наши микролитражки с полным приводом. Также и за рубеж, как я говорил, поставляем только полноприводные «субару». Полноприводная симметричная трансмиссия распределяет крутящий момент равномерно между всеми четырьмя колесами и позволяет эффективно реализовать мощность двигателя. У БМВ привод на одну ось. Чтобы использовать мощность двигателя в полной мере, приходится думать о развесовке и прочем. Однако для мощных машин БМВ также задействует полный привод. Мы исходим из того, что нашим машинам нужны высокая стабильность и безопасность в любых дорожно-климатических условиях, а это может быть реализовано только при наличии полного привода.

– Значит, вы утверждаете, что перспектива за полным приводом и никаким другим?

– Для тех десяти из ста, которые разделяют нашу философию, безусловно да. В мире ежегодно реализуется 60 миллионов машин. Мне представляется, что около 20% из них в будущем составят полноприводные.

– В системе полного привода «Субару» не использует электронику. Это тоже идеология?

– Передача крутящего момента от двигателя происходит механическим путем, но под контролем электроники. Это так называемая «мехатроника». Не исключено, что в будущем вращение колес станут осуществлять электромоторы в самих колесах – тогда электроника еще активнее вмешается в процесс движения автомобиля. Пропадут карданные валы, останутся только провода.

– По дизайну ваши автомобили очень узнаваемы, но их не назовешь оригинальными. Будет ли в будущем меняться облик ваших машин?

О том, сколь важен дизайн для продукции автомобилестроительных компаний, говорить не приходится. Но, как и в случае с двигателями, нам хотелось бы сохранить выраженную индивидуальность и узнаваемость. Мне кажется, это хорошо удалось с новой «Легаси». Мы, конечно, стремимся к тому, чтобы наши машины были привлекательными.

– В чемпионате мира по ралли «Субару» в числе лидеров, хотя в последних гонках несколько уступает французам. Как вы это расцениваете?

– Участие в ралли – для нас не на словах, а в реальности возможность совершенствовать наши машины, отрабатывать технологии, которые затем идут в массовое производство. Не говоря уже о том, что это хорошая реклама. Один из этапов чемпионата мира 2004 года пройдет в Японии. Если бы он проходил в России, еще больше россиян обратило бы внимание на машины «Субару». В этом году 16 этапов. В Греции и Новой Зеландии мы были первыми, не исключаю, что и по итогам года мы тоже займем первое место. Правда, у французов в ралли участвует по три машины, а у нас только две, так что, если говорить о вероятности везения, они нас опережают на треть. А вот по технике, мне кажется, мы их опережаем на столько же. Посмотрим.

– Ваши сыновья увлекаются автогонками?

– Нет, но один мой сын сделал выбор все же в пользу полного привода – он занимается конным спортом.

– Я понимаю это так, что он избрал свой путь, но все равно пришел к «полному приводу», в который так верит его отец. Побольше вам сторонников этой веры. Везения и удачи!

В беседе участвовал В. СОЛОВЬЕВ

Подпишитесь на «За рулем» в