Домострой

ДОМОСТРОЙ

НУЛЕВОЙ ЦИКЛ

Любое сооружение начинается с фундамента и подводки коммуникаций. Первыми на стройку выходят бульдозеры, чтобы разровнять площадку. Их дизельные моторы мощностью, как правило, от 150 л. с. часто без турбонаддува. Зато рабочий объем цилиндров превышает 10 л, обеспечивая крутящий момент свыше 800 H.м при оборотах коленчатого вала от тысячи. В этих моторах есть непривычные владельцам легковых машин устройства: например многоступенчатая система очистки масла или теплообменники для его охлаждения.

Для мирных «танков» особенно важна проходимость. Трансмиссию проектируют с запасом прочности, оснащая системой охлаждения, которая почти не уступает по сложности той, что заботится о двигателе. Некоторые машины, например немецкий «Либхер» и итальянский «ФИАТ-Кобелко», оборудуют гидростатической трансмиссией, но на большинстве – классические гидротрансформатор и планетарная передача. Бульдозер может передвигаться на любой передаче не только вперед, но и назад.

Особое внимание уделяют гусеницам. Для слабых грунтов делают широкие, для каменистых – усиленные. Некоторые модели оборудуют механизмом, направляющим весь момент на левую или правую гусеницу. Так легче развернуть машину в грязи, песке или на снегу.

На бульдозеры нередко навешивают дополнительное оборудование: например для землеройных работ или укладки труб. Грузоподъемность даже самых скромных из них достигает 20 т. Очень распространены ныне модели так называемой модульной конструкции. Они не только позволяют менять навесное оборудование (для некоторых моделей одних только отвалов до 15 вариантов!), но и упрощают техническое обслуживание. Любой агрегат или крупный узел – двигатель, трансмиссию, кабину – можно в считанные часы демонтировать для замены или ремонта. В современном строительстве простои не в почете. Не пирамиду возводят!

В «гусеничных частях» строительной армии служат также экскаваторы, порой циклопических размеров. Например, германский «Либхер-Литроник» способен зачерпнуть в ковш под 33 тонны грунта! А движется гигант благодаря дизелю мощностью… 1530 л. с.!

Такие машины стоят сотни тысяч евро и буквально нашпигованы электроникой. На «Либхере» система «Литроник» обнаруживает любую неисправность и даже фиксирует время ее возникновения. А управляют гигантом с помощью всего лишь одного джойстика.

Конечно, большинство строительных собратьев немецкого мастодонта куда компактнее. А для «точечного» строительства в сердце крупного города и вовсе используют карликовую технику. Так, в модельном ряду японских «Коматсу» и «Сузуки» есть машины с моторами мощностью… 40 л. с. Правда, масса «малышей» все равно немаленькая – около 4 т.

СТЕНЫ

Подготовительные работы завершены, приходит время возведения самого здания. Стройка немыслима без самосвалов, бетономешалок и тягачей, которые завозят все необходимое и вывозят лишнее. Элита семьи самосвалов – шарнирно сочлененные, со складывающейся посередине рамой. У них до восьми осей, но складная конструкция обеспечивает завидную маневренность огромных, солидной грузоподъемности грузовиков.

Вот вращающаяся цистерна для бетонного раствора на шасси «Вольво-FM». Его можно купить с моторами мощностью от 326 до 420 «лошадей», литраж – до 12 л. Коробка передач на дорогих версиях – автоматическая с возможностью ручного переключения. Разумеется, есть тормоз-замедлитель.

Некоторые машины со специальными мощными насосами способны подавать бетон на расстоянии. Установка, названная «Элефант» (слон), немецкой фирмы «Путцмайстер» (Рutzmeister) имеет 60-метровый хобот. Громоздкий шестиосный «Мак» на тесной городской стройплощадке и в самом деле выглядит как слон в посудной лавке.

КРЫША

Самые интересные и захватывающие моменты строительства, пожалуй, – подъем материалов и конструкций. Краны грузоподъемностью до 5 т практически сошли со строительной сцены. Наиболее распространены 6–15-тонные. Привод стрелы осуществляют через коробки передач и отбора мощности от двигателя автомобиля. Иногда используют гидравлический привод от самостоятельных моторов или электрический – от мощного дизель-генератора.

Компактные телескопические стрелы стали уже привычными. В целях безопасности используют ограничители подъема, автомат аварийного отключения лебедок. «Надорваться» современный кран практически не может: в стреле смонтирована электронная система ограничения грузоподъемности. Она же отслеживает движение в «мертвой зоне» и выдает информацию на монитор в кабине. Есть даже специальное устройство защиты для работы вблизи линий высокого напряжения.

В семье кранов – свои чемпионы. Даже хобот «слона»-бетоносмесителя меркнет на фоне шасси с краном «Либхер-LG1750». Шестнадцать осей! Мощность каждого из двух двигателей (один приводит в движение саму машину, второй – стрелу) – под 600 «лошадей», грузоподъемность – 750 т! Но самый удивительный показатель – машина может поднять груз на… 140 м! Пожалуй, если бы такие титаны работали в Древнем Египте, строительство пирамид заняло бы совсем немного времени, особенно в масштабах истории…

НЕ ТОЛЬКО ПИРАМИДЫ

Строительство башни Си-Эн в Торонто высотой 553,34 м включало возведение железобетонной конструкции и монтажа арматуры массой 130 000 т. Работу начали 12 февраля 1973 года и завершили 2 апреля 1975-го…

В Китае принят проект автомобильного моста через залив Ханчжоу, который соединит Шанхай с провинцией Чжэцзян. Ширина с шестью рядами в каждом направлении – 327 метров, длина – более 35 километров. По этому показателю мост станет самым длинным в мире…

Один из наиболее известных памятников архитектуры Германии – Кёльнский кафедральный собор, чьи шпили взмывают в небо на 150 м. Его строительство начали в XIII веке, но приблизительно через сто лет оно было остановлено. В теперешнем виде собор впервые предстал перед жителями города и его гостями в 1880 году.

Подпишитесь на «За рулем» в