Восточные тенденции: взгляд из лондона

ВОСТОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: ВЗГЛЯД ИЗ ЛОНДОНА

]

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

В автомобильном мире сейчас дискутируются две темы — неслыханный рост китайского автопрома и выход в свет малобюджетного автомобиля «Рено Логан» для развивающихся стран. Суть их для читателей «За рулем» комментирует председатель жюри европейского конкурса «Автомобиль года» английский журналист РЭЙ ХАТТОН.

КИТАЙСКИЙ БУМ

Третья фаза нашествия на мировые авторынки Востока, похоже, началась. В будущем году компания «Хонда» станет продавать в Европе автомобили, произведенные в Китае. Как и большинство крупных автомобильных фирм, она обосновалась здесь, создав совместное предприятие, и уже 20 лет производит мотоциклы для продажи в 32 странах мира, включая саму Японию.

«Скоро „Хонда“ будет выпускать в Китае по 360 тысяч автомобилей в год, — говорит Ацуоши Хёго, управляющий директор компании „Хонда“, отвечающий за Китай. — Следующая ступень — экспорт».

При таком раскладе «Хонда» получает преимущества в налогообложении и, несомненно, поднимается в глазах государства, которое объявило одной из своих долгосрочных целей превращение Китая в экспортера автомобилей. По прогнозам, внутренний автомобильный рынок в Китае к 2007 году достигнет 7 миллионов и станет вторым после Соединенных Штатов Америки.

Китайские совместные предприятия под одной крышей примиряют конкурентов. Корпорация «Донфенг» производит «ситроены», «пежо», «ниссаны», «хёндэ», КИА и «хонды», а «Первый автозавод» делает «ауди», «фольксвагены», «мазды» и «тойоты». Корпорация «Шанхай аутомотив индастриз» связана одновременно с «Дженерал моторс» и «Фольксвагеном».

Настоящий бич для автопроизводителей — китайские подделки. В стране, где точные копии дорогих марок часов продают на рынках в трех ценовых градациях, подделок под известных автопроизводителей не избежать. Здесь, например, много неофициально сделанных «джипов», а «Дженерал моторс» оспаривает сейчас странную схожесть «Чери QQ» (Chery QQ) и собственного «Дэу Матиз», продаваемого в Китае под именем «Шевроле Спарк» (Chevrolet Spark). И это еще не все. SR-V от компании «Шуанг-Хуан» угрожающе похож на «Хонду CR-V 4х4», причем продается по цене вдвое ниже — за 10 500 евро. «Хонда» отмечает, что в SR-V нет последних технологий, нет средств обеспечения безопасности, и принимает меры против копирующей компании. Кроме того, она пытается предотвратить производство китайских мотоциклов некоей независимой компанией «Хонгда» (Hongda).

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВОСТОК

В поисках возможностей для изготовления дешевых автомобилей компания «Рено» избрала другое восточное направление, не китайское. В 1999 году она получила контроль над румынским государственным автозаводом «Дачия», выпускавшим устаревший «Рено-12» семидесятых годов. На его базе президент «Рено» Луи Швейцер и решил организовать производство автомобилей для наименее обеспеченных рынков. К ним относится не только Румыния, но и другие страны Восточной Европы, а еще Среднего Востока, Северной Африки, Южной Америки и даже Китай.

Новая «Дачия», объявил Луи Швейцер, должна быть современной, надежной и недорогой, начальной стоимостью ниже пяти тысяч евро. Так появился «Логан» — первая машина, полностью соответствующая всем стандартам Европейского союза, цена которой вместе с налогами — пять тысяч евро. Любопытно, что автомобиль построен не просто на базе какой-нибудь устаревшей модели, а на новейшей платформе класса В, которую «Рено» еще не использовала.

Конкуренты компании скептически отнеслись к этой идее. Это невозможно, говорили они, другие машины, такие как «ФИАТ-Палио» (Fiat Palio), сделанные на основе старых технологий, стоят гораздо дороже.

«Рено» создала супердешевую машину благодаря ряду факторов, один из которых — относительно низкая зарплата в Румынии. И все же, любой автопроизводитель скажет, что оплата рабочей силы — это всего около десяти процентов от общей стоимости автомобиля. У «Логана» простой дизайн, использующий компоненты, большинство из которых созданы «Дачией». В конечном счете, «Рено» планирует производить до 700 тысяч автомобилей в год в нескольких странах, включая 60 тысяч в России.

То, что «Логан» построен на самой последней платформе — это прекрасно, но было бы любопытно узнать, насколько правильно «Рено» оценивает рынки. Может, «Логан» по платформе современный автомобиль, но он далек от совершенства как снаружи, так и внутри. Быстро растущий автомобильный рынок Китая показывает, что новых покупателей привлекают новейшие автомобили с Запада и из Японии. Если они и покупают старые машины, то только потому, что те дешевле. Конечно, «Логан» не будет дорогим, но эта новая машина выглядит устаревшей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ЗР

Какая из восточных тенденций станет доминирующей в мировом автопроме, покажет время. Но вот в России на повестке дня производство из румынских деталей «Рено Логан» более дорогих и, надеемся, более совершенных версий. Ценой эдак под 7000 евро. Ждать осталось недолго.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии