Первые свидания

ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ: ПАРИЖ-2004

Пожалуй, немного есть городов, которые, как этот, одним именем настраивают на романтическую волну. Сколько в Париже мест для рандеву! Незатихающие до поздней ночи Елисейские поля, аллеи Люксембургского сада, набережные Сены, Монмартр, где так и кажется, что навстречу из переулка выйдет Модильяни или Хемингуэй, бесчисленные кафе бульвара Монпарнас… Но нас ждут свидания совсем в другом месте: возле станции метро «Порт де Версаль», под вывеской «Мондьяль де л’Отомобиль». Этой осенью здесь несколько десятков дебютантов…

БРЕМЯ ПОПУЛЯРНОСТИ

Среди журналистов нашлись те, кто окрестил новый «Форд Фокус» чересчур… неновым и менее оригинальным, чем прежний. Наверное, сказалось долгое ожидание, ведь о новинке говорили уже почти год. Но дело еще и в восприятии – то, что вчера казалось откровением, сегодня выглядит обыденным.

Да, популярным быть очень нелегко – к ним повышенные требования. Впрочем, тем, кто отстаивал очередь посидеть в новинке и приглядывался к ней как к скорой покупке, «Фокус», похоже, потому и нравился, что остался самим собой, а «гранености» в экстерьере и в интерьере поубавилось. Не рискуя революционно менять внешность модели, разошедшейся по миру уже шестимиллионным тиражом, маркетологи и дизайнеры, скорее всего, правы.

Зато линейку двигателей заметно обновили: минимальный мотор объемом 1,4 л теперь 80-сильный (на 5 «лошадок» больше предыдущего), самый мощный 2-литровый бензиновый агрегат развивает 106 кВт/145 л. с., а дизель того же объема – 100 кВт/136 л. с. А ведь наверняка еще появится «заточенная» спортивная версия. Похоже, и второй «Фокус» удался…

Главные, с точки зрения массового покупателя, премьеры «Фольксвагена» и «Опеля» уже состоялись. Поэтому в Париже предлагали оценить, как теперь говорят, нишевые версии. Таковы «Опель Астра Караван» и «Астра-GTC» – трехдверная версия со спортивной отделкой и мощными, вплоть до 200-сильного, двигателями. «Фольксваген» отвечает… Правильно, знаменитой модификацией GTi. Двигатель, как и у «Опеля», мощностью 147 кВт/200 л. с., ну и весь антураж спортивного авто – налицо.

На поле популярных в Европе, да и все более привечаемых в России, моделей гольф-класса вышла еще пара баварских игроков: БМВ первой серии и «Ауди А3 Спортбек» (ЗР, 2004, № 10). Но, конечно же, под крышами Парижа в борьбу немецких гигантов энергично вмешались французы. Заметно посвежевший «Ситроен С5» в этом году выбрали одним из официальных автомобилей выставки – поручили возить между павильонами почетных гостей. Фирма, за свою долгую историю не раз удивлявшая оригинальными решениями, на сей раз, похоже, побила рекорд по… размерам фирменного знака. Теперь его образуют капот и бампер. Видно, действительно, за версту.

Но эта особенность меркнет рядом с рулевым колесом «Ситроена-С4». Проверить, действительно ли вращается лишь обод, а середина с кнопками неподвижна, приходили целыми группами, а тот, кто опробовал новинку, выполнял роль экскурсовода. Конечно, автомобиль привлек не только этим. Трехдверный и пятидверный хэтчбеки сзади заметно различаются, но оба очень симпатичны и вызывают ассоциации с оригинальными моделями прошлого – от DS до CX. Кстати, индекс последнего подчеркивал феноменальную аэродинамику. И вот новый рекорд в классе: у «Ситроена-С4» CX = 0,28. Гамма двигателей тоже в духе времени: пять бензиновых и три дизельных от 65 кВт/90 л. с. до 130 кВт/180 л. с. Похоже, «четверке» тоже уготовано бремя популярности.

СЕАТ, а скорее руководство «Фольксвагена», снова пытается обойти конкурентов с фланга. Вслед за необычным «СЕАТ-Алтеа» испанская фирма представила новый «Толедо» – тоже нечто среднее между универсалом и мини-вэном. Своеобразная машина отделана в спортивном стиле, самый «слабый» дизельный мотор развивает 77 кВт/105 л. с., а топ-версию оснащают 150-сильным агрегатом.

Впрочем, такие показатели и для других мини-вэнов нынче норма. Симпатичную, как все «мазды» последнего поколения, «пятерку» с посадочной формулой 6+1 (одно детское место можно соорудить во втором ряду между полноценными креслами) оснащают 115- и 145-сильными бензиновыми моторами, а также совсем немного уступающими им дизелями – 81 кВт/110 л. с. и 105 кВт/143 л. с. Первое рандеву с «Маздой-5» оставило очень хорошее впечатление.

Еще одно интересное свидание. «Хёндэ Соната» явно хочет понравиться прежде всего европейцам. И хотя дизайн не назовешь оригинальным (мне автомобиль «с лица» напомнил СААБ, коллеги называли иные известные марки), зато вполне заслуживает называться приятным. А нрав машины, похоже, будет боевым. Порукой тому двигатели: 2,4-литровый 161-сильный и объемом 3,3 л мощностью 171 кВт/233 л. с. Последний предлагают с новыми автоматическими коробками передач – четырех- и пятиступенчатыми. Чуть позже «Соната» запоет и 2-литровым дизелем. Обещают также шестиступенчатую механическую коробку. В России новый «Хёндэ» наверняка вызовет большой интерес… если не омрачит свидания чрезмерными финансовыми запросами.

МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ

Какой же Парижский салон без крохотных машинок, на которых во Франции разрешено ездить без водительского удостоверения? Показалось, правда, что в этом году их стало меньше, чем прежде. Зато и здесь была маленькая мировая премьера – новая серия автомобилей «Эксам». Ну все, как у взрослых! Экологически чистый дизель, кузов с деталями из алюминия, дисковые тормоза с АBS. Правда, «максималка» всего 45 км/ч (есть и версия, разгоняющаяся до 78 км/ч, но для такой нужны права), зато 16-литрового топливного бака хватит на 450 км! Между прочим, «Эксам» выпускает более 10 тысяч таких машин в год – сравнимо с показателями иных российских совместных предприятий. Но все же погоду на рынке городских компактов делают модели более взрослые.

Фирма «Пежо», не поскупившись, выставила добрый десяток «вагончиков» модели 1007. Но все равно, посидеть за рулем удавалось, только отстояв очередь. Каждому хотелось «угнездиться» в машинке на удивление просторной, нажав кнопку, закрыть сдвижную дверь и, по-детски улыбнувшись собственному озорству, поставить на ее пути локоть или колено. Останавливается – проверили на себе!

Оснащению «Peugeot 1007» позавидует иной автомобиль более высокого класса. Моторы: 70-сильный дизель, 75- и 110-сильные бензиновые. А рядом с машинками веселеньких расцветочек – черный прототип с внушительными бамперами, кожей в салоне и шильдиком RC. Увидите такой на улице, не пытайтесь тягаться – малыш вооружен 140-сильным мотором.

Соперников у «Peugeot 1007» под крышами выставочного центра у Версальских ворот немало. «Мицубиси» козыряла трехдверной версией «Кольта» (ЗР, 2004, № 10), «Рено» – высоким хэтчбеком «Модус» (материал о нем в этом номере). На их фоне обновленный «Мерседес-Бенц А» выглядел вполне обычным, а ведь давно ли удивил всех неординарными линиями кузова и техническими решениями? Теперь, помимо пятидверной версии, обещают трехдверную, а среди новых моторов особенно впечатляет 75-сильный дизель. С таким можно проехать на баке примерно 1100 (!) км, расходуя 4,9–5,4 л/100 км. Вернувшись к теме первого свидания, машину хочется назвать будущей рачительной хозяйкой.

КАВАЛЕРИЙСКАЯ АТАКА

Сверхэкономичные автомобили вполне мирно уживаются здесь с аппаратами, под капотами которых многосотенные табуны. Даже малыш с мотором более 100 сил (тот же «Peugeot 1007RC») давно не редкость, а у БМВ М5 эскадрон в 507 голов! Двигатель V10 разгоняет баварский седан до 100 км/ч за 4,7 с, а до 200 – за 15 с. Настройщики из Штутгарта ответили мюнхенцам «Мерседес-Бенцем CLS 55 AМG» с 476-сильным 5,5-литровым агрегатом.

Эти показатели впечатляют не меньше, чем 490-сильный мотор «Ferrari F430». Впрочем, фанатиков итальянской «конюшни» такое сравнение покоробит. Отчасти они будут правы: их любимцев даже в самом густом потоке увидишь за версту. К тому же «Феррари», в отличие от многих других, не ограничивает максимальную скорость 250 км/ч. У модели F430 она почти 315 км/ч.

…А у «Porsche 911 Каррера S» – под 300. Мотор объемом 3,8 л мощностью 355 л. с. – новый (мощность 3,6-литрового для «911 Карреры» подняли на 4 кВт – до 239 кВт/325 л. с.). Стилистику, на радость поклонникам легендарной марки, почти не изменили. Здорово же поработали дизайнеры в начале 1960-х!

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Фирмы, отстрелявшиеся основными новинками до Парижа, предлагали свидания с версиями уже знакомых машин. Европейскую премьеру отпраздновал «Nissan 350Z» с кузовом родстер и 3,5-литровым двигателем мощностью 209 кВт/280 л. с. «Шкода» показала рестайлинговую «Фабию», отличить которую от предыдущей не слишком просто, и новую «Октавию»-универсал.

АвтоВАЗ тоже отметился премьерой. В Париж привезли «Калину», причем не только седан, но и хэтчбек. Британские цвета защищали «Rover 75 Турер» – универсал на базе обновленной весной модели и «Jaguar XJ» с удлиненной на 125 мм базой и всеми мыслимыми удобствами.

Как всегда, наибольшая концентрация фотографов была возле итальянских стендов. И не потому, что, скажем, обновленная «Альфа-Ромео 147» внешне уж очень сильно отличается от предыдущей. Правда, двигатели, коробки передач и подвески действительно модернизировали, но мастеров фотографии, конечно же, больше привлекали свидания с длинноногими дивами. Их в «итальянском дворике» было, кажется, больше, чем во всех остальных павильонах вместе взятых.

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО?

Вовсе нет! Подавляющее большинство парижских концепт-каров достаточно близко к серийному производству.

Два «Мерседес-Бенца Гранд Спортс Турер» – «Вижн В» и удлиненный «Вижн R» – видимо, последний шаг на пути к новому вседорожнику ML.

Симпатичный «Ниссан-Тон» тоже не выглядит несбыточной машиной. Да и представители фирмы не скрывают в нем черт «Алмеры» следующего поколения.

Пожалуй, если бы на салоне в Париже устраивали конкурсы красоты, я бы отдал первенство купе «Пежо-907». Под длиннющим, в классическом стиле, капотом – 6-литровый 500-сильный двигатель V12. Наверное, с точки зрения техники особых препятствий к серийному производству нет, слово – за маркетологами.

Эффектный водородомобиль БМВ на конвейер не попадет никогда. Зато в канун открытия салона, 19 сентября на нем установили рекорд скорости для водородных машин – 302,4 км/ч. Показуха? Отчасти, да. Но, думаю, рачительные баварцы не случайно с таким упорством вкладывают огромные деньги в разработку автомобилей на альтернативном топливе.

И вновь вернемся к земному. По-моему, купе «Форд Фокус Виньяле Концепт» с убирающейся крышей тоже удивительно красиво и к тому же недалеко от серийного производства – оттого и стояло совсем близко от «Фокуса», с которого мы начали прогулку по «Мондьяль де л’Отомобиль»…

Первое свидание часто кончается раньше, чем хотелось бы. Вот и встречи в Париже уже в прошлом. Кого-то они восхитили, иных отчасти разочаровали. Впрочем, окончательные выводы делать рано: еще предстоят более продолжительные свидания и обстоятельное общение, чтобы безошибочно выбрать автомобиль, жизнь с которым будет долгой и счастливой.

Хенрик Нензен

(Henrik Nenzen),

президент «Форд мотор компани» в России

– Чем отличается новый «Фокус» от того, который делают сегодня во Всеволожске?

– Это полностью новый автомобиль. У него иная подвеска, другие моторы, трансмиссия, он отличается от предшественника по дизайну. Более детально о новой машине, которая будет выпускаться во Всеволожске, мы объявим 17 января.

– Как «Фокус» будет выводиться на рынок?

– После 20 января мы начнем принимать заказы. Собирать текущую модель прекратим в апреле. В мае стартует производство новой, а в начале июля первые машины поступят покупателям. Выпуск четырехдверных седанов в России начнется лишь на два месяца позже, чем в Европе. Мы начнем именно с седанов, поскольку этот тип кузова наиболее популярен в России. Вслед за ними запустим всю линейку: хэтчбек, универсал и... россиян ждет еще один сюрприз, а может быть и два – о них во всеуслышание объявим в январе. Скорее всего, это будет трехдверная версия, а может и купе.

Россияне, как и немцы, очень требовательные клиенты. Им нужны машины, современные с точки зрения динамики, внешнего вида и удовольствия от вождения. Исходя из этого и было принято решение о замене модели на Всеволожском заводе. Очевидно, что старый «Фокус» еще находил бы покупателей, но когда в Европе продается новая модель, мы сочли некорректным предлагать здесь «уцененную».

– «Рено» в будущем году планирует вывести на рынок малобюджетный автомобиль «Логан» – он будет конкурировать с «Фокусом»?

– Из-за невысокой цены «Логан» в России, скорее всего, ожидает успех. Но мне кажется, у вас в стране сохранится потребность и в более дорогих, комфортных и совершенных автомобилях – таких, как «Фокус». Кроме того, появились сообщения о том, что «Логан» будет продаваться и в Западной Европе, однако он не представлен на выставке в Париже. Похоже, его создатели понимают, что «Логан» «не совсем» для западноевропейского рынка. Но вернусь к «Фокусу». Новая модель больше размерами, хорошо приспособлена к зимним условиям и, полагаю, будет пользоваться высоким спросом у россиян. Наверняка неплохо будет продаваться и «Опель Астра» (российское название «Шеви-Вива» – ред.), запускаемая на СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ». Российский рынок очень большой, и для «Фокуса», «Астры» и «Логана» найдутся собственные ниши.

– Не снизится ли объем производства российского «Форда» в связи с запуском новой модели?

– На автомобили российской сборки по-прежнему очереди. Это и радует, и огорчает: не хотелось бы заставлять россиян ждать. Поэтому сейчас очень серьезно думаем над расширением производства, ведем переговоры с европейским отделением «Форда». Мы видим потенциальные возможности российского рынка и перспективы увеличения мощностей.

Окончательно объемы выпуска на будущий год определим в январе, когда станет ясно, за счет чего расширять производство. Если не будем предпринимать дополнительных усилий, то выпустим 35–40 тысяч автомобилей, что соответствует показателям нынешнего года. Замечу, это с учетом освоения новой модели.

О цене говорить рановато, но в январе обещаю дать наиболее полную информацию.

– И наконец, вопрос из области фантастики. Не рассматривали ли вы возможности кооперации с «Дженерал моторс» в производстве автомобильных компонентов. Известно, что «Джи-Эм», в частности, озабочен производством современных двигателей. Наверное, двум американским компаниям проще договориться?

– Вопрос о совместном производстве с «Джи-Эм» не рассматривался, но мы намерены сотрудничать и с «Джи-Эм», и с «Рено» в создании сети общих российских поставщиков. Высокие мировые стандарты предъявляются каждой из наших компаний – а значит, у нас общая задача найти качественных поставщиков комплектующих в России.

Клод Сатинэ

(Claude Satinet),

президент-генеральный директор «Ситроен»

– Год назад мы договорились не спрашивать вас насчет строительства завода в России. Но когда можно будет задать такой вопрос?

– Действительно, пока мы не имеем планов производства в России. Ведь на ваш рынок мы поставляем всю гамму своих автомобилей, собранных в Европе. «Ситроен» рассматривает российский рынок как очень серьезный – мы не имеем права выходить сюда с каким-то одним продуктом или ограниченным их числом. Поэтому выбрать одну из моделей и начать производить ее в России для местного рынка мы не можем. Чтобы не создавать противоречия между локальной и импортируемыми моделями, компания приняла решение сделать упор только на ввоз автомобилей. Возможно, со временем стратегия изменится, и тогда мы сообщим об этом.

– Хотим поздравить вас с большим успехом на чемпионате по ралли. Чего больше в этом успехе – везения или технического превосходства?

– Нет, это не просто везение. Понимаете, когда за дело берется крупная компания, как наша, то готовится к нему обстоятельно: создается команда специалистов. Это, с одной стороны, пилоты: Себастьян Лоэб олицетворяет молодость, Карлос Сайнс – опыт. С другой стороны, привлекаем опытных инженеров, умеющих делать отличные автомобили. Третья составляющая успеха – непреодолимое желание добиться победы, упорно работать для достижения этой цели. В этом мы схожи с командой «Феррари» на гонках формулы 1.

– О модели С4 начали говорить еще в Женеве, где она предстала в спортивной версии. Но сейчас ее яркие черты проглядывают в серийной модели, возникает желание купить автомобиль. Вы используете спортивность для продвижения своей продукции?

– В семействе С4, по сути, два разных автомобиля. У пятидверной версии более округлые формы, а у трехдверной (мы называем ее «купе») – более резкие, спортивные.

Уместна параллель с моделями С2 и С3. Первая – с более резкими, мужскими чертами, спортивного плана; вторая – спокойная, женственная, семейная. Таким образом мы предоставляем возможность выбора и самовыражения через автомобиль. В идеальном случае наши покупатели, мужчина и женщина, должны спорить, какой из автомобилей им более подходит, но важно, чтобы спор и выбор касались обязательно одной из версий модели «Ситроен».

– В ваших автомобилях много передовых решений: система остановки и пуска двигателя на светофоре, неподвижная ступица рулевого колеса... Сдается, вы опережаете основных немецких конкурентов?

– Действительно, нам удается опережать немецких автомобилестроителей в создании удобств для вождения. Добавлю к названным систему оповещения водителя при пересечении осевой линии – таких устройств вы ни у кого не встретите. Главное, они востребованы и реально помогают водителю. Это не те устройства, которые вступают в действие только на скорости за 200 на обледенелой дороге. Все наши изыскания ведутся в рамках полезного и нужного обыкновенному водителю в совершенно обыденных ситуациях.

– Совместно с нашими коллегами из французского «Отомобиль магазин» мы обсуждаем проект автопробега из Пекина в Париж через Владивосток и Москву – возможно, на «ситроенах-С4». Как вы к этому отнесетесь?

– Рейды всегда были в центре внимания марки «Ситроен». И в ходе ралли 1992 года Париж–Москва–Пекин «Ситроен» одержал победу. Поэтому ваша идея вполне жизненна. Правда, там участвовали не серийные автомобили, а специальные, подготовленные для ралли-рейдов. Но проехать маршрут на серийных машинах – тем более интересно.

Фредерик Сен-Жур

(Frederic Saint-Geours),

президент-генеральный директор компании «Автомобили Пежо»

– На стенде «Пежо» – новинки, от утилитарной «Peugeot 1007» до авангардной модели 907. Какими новыми идеями наполнена философия компании?

– Сутью философии «Пежо» являются инновации. В одном случае это могут быть технические решения, в другом – дизайнерские: такова модель 407, которая заметно выделяется на фоне конкурентов. Ну а применительно к модели 1007 мы вправе говорить о совершенно новой концепции автомобиля, поскольку ни у кого больше нет компактной модели со сдвижной электрической дверью. «Пежо» не грех похвастаться и технологическими инновациями. Если речь идет о дизельных двигателях, мы предложили автомобильному миру сажевый фильтр, который улавливает мельчайшие загрязнения в выхлопных газах. Современные сажевые фильтры для двигателей «Peugeot 607» имеют ресурс 200 тыс. км. И мы намерены развивать инновационную деятельность в сфере концепций, технологий и дизайна. Важно, что на «Пежо» не просто что-то изобретают: как производитель массовых автомобилей, фирма доводит эти инновации до самого широкого круга людей, заставляет усовершенствования работать. Вместе с «Ситроеном» мы разработали систему «стоп & старт»; она отключает двигатель при остановке на светофоре и позволяет в условиях города экономить немало топлива. Это устройство будет на нашей новинке «Peugeot 1007».

– Новый директор «ФИАТ-Ауто» заявил недавно, что его компания будет ориентироваться в своих разработках на «Пежо» и других французских производителей. Можно считать, что вы захватили лидерство среди европейских компаний?

– Группа «Пежо-Ситроен» действительно выделяется среди автомобильных производителей, включая французских, потому что мы делаем машины иначе, нежели остальные. На основе нескольких общих с «Ситроеном» платформ мы разрабатываем автомобили и модельные ряды, совершенно непохожие один на другой.

– И все же раньше «Пежо» причисляли к автомобильной классике. А что теперь символизирует лев на решетке радиатора?

– Я бы сказал, что «Пежо» – это сплав элегантности и классических форм в области дизайна и инновационности в плане концептуального развития автомобиля и технологий. По-моему, нам удается сочетать классицизм и авангардизм. Мы не производим автомобили, которые нравятся лишь сиюминутно. Наши машины будут нравиться и волновать людей и через десять лет. В этом их классицизм. Но с другой стороны, сегодня они несут много необычного. Мы и дальше будем развивать эти две тенденции.

– Модель «Пежо-907» – это рождение нового семейства или просто пробный шар на стенде?

– Для нас это автомобиль мечты. Здесь мы не ставили никаких ограничений дизайнерам. Ведь, как известно, им каждый день выдвигают технические условия, говорят: сделайте так, а не иначе, учтите то, не забудьте про это. Но иногда разрешают сделать машину такой, как они задумали. «907-я» – как раз такой случай. Экземпляр, который появился на выставке, уникален, но весьма вероятно, что он послужит стилистической основой будущих серийных моделей. При этом «Пежо-907» – реальный автомобиль, который ездит, к тому же он оснащен оригинальным двигателем мощностью 500 л.с. собственной конструкции.

ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

Подпишитесь на «За рулем» в