Уступи дорогу

УСТУПИ ДОРОГУ

МОДЕЛИ И МАРКИ, СТАВШИЕ ИСТОРИЕЙ

Пожалуй, в номинации «самая масштабная потеря 2004 года» с большим отрывом лидирует Северная Америка. Прожив более ста богатых событиями лет, мир покинула одна из старейших в США марок «Олдсмобил». В свое время объем производства у нее превышал миллион экземпляров в год, а такие модели, как «4-4-2» образца 1964 года, становились пределом мечтаний для поклонников мощных купе. Еще в 80-е «Олдс» стоял на ногах вполне уверенно. Но с годами аудитория приверженцев марки старела, отталкивая новых покупателей. Пассивная маркетинговая политика 90-х привела к почти пятикратному падению производства. Попытки «клонировать» близнецов на базе моделей других подразделений «Дженерал моторс» успеха не имели. Последней надеждой «зацепиться» стал вседорожник с амбициозным именем «Бравада». Потерпев фиаско, «Олдсмобил» капитулировал.

Это не единственное имя в списке неудачников, будущее которых призрачно. В США похожая участь может ожидать «Плимут» и «Меркьюри», которым никак не удается вписаться в реалии ХХI века, диктуемые глобализацией.

Так, купив в 2002 году контрольный пакет акций «Дэу», концерн «Дженерал моторс» решил не выпускать под этим именем автомобили в Европе. В США и Китае модели корейской фирмы уже выходят под маркой «Шевроле». Трудно сказать, что подвигло «Джи-Эм» на столь смелый шаг. Ведь если сегодня с именем «Шеви» ассоциируются такие легенды, как спортивный «Корвет» или вседорожник «Тахо», то вот-вот к ним присоединятся недорогие «Матиз» и «Лацетти». Тем не менее решение принято. Остается надеяться, что не во вред ни той ни другой стороне... Что касается завода в Узбекистане, то он, возможно, останется последним оплотом автомобильной марки «Дэу» за пределами Кореи.

Рождение новой модели в России – всегда событие. Но порой больше шума делает уход предшественницы. Вспомните, какой резонанс вызвали отставки VAZ 2108 и «Нивы» VAZ 21214! Продавцы не успевали переписывать ценники! В этом году ушел с конвейера ВАЗа последний из переднеприводных могикан: вслед за «восьмеркой» и «девяткой» на пенсию отправили VAZ 2109, расчищая сборочные площади «Самаре-2». В рамках этого проекта станут делать и трехдверный хэтчбек VAZ 2113 взамен VAZ 2108.

Всемирный бестселлер – «Форд Фокус» первого поколения в этом году тоже снимут с производства. Модель, которую собирают в Германии и Испании, заменят на новую: ее дебют состоялся в Париже. Эта машина приобретет и российскую прописку: ее освоят на заводе во Всеволожске к маю 2005-го (см. интервью с президентом «Форд мотор компани» в России Хенриком Нензеном в этом номере).

Более оригинальную с точки зрения маркетинга позицию заняла «Шкода» в отношении семейства «Октавия». Представив совсем новую модель, фирма тем не менее объявила: старая машина остается, причем на главном конвейере! Говорят, спрос на первую «Октавию» в Европе по-прежнему высок, несмотря на возраст.

Но там, где расплачиваются долларами, спрос на европейские машины, особенно шикарные, неуклонно падает. И вот «Даймлер-Крайслер» принимает решение начать продажи в США «Мерседес-Бенца» А-класса. Чтобы выдержать конкуренцию – прежде всего, с упорными японцами, – нужно предложить больше автомобиля за один доллар. Естественный отбор приводит к появлению таких красавцев, как «Форд Мустанг» 2005 модельного года, который можно купить даже дешевле предыдущей модели.

А на корейском рынке продолжается бурный рост. За какие-то десять лет здесь произошли разительные перемены: местные фирмы переросли устаревшие, маловыразительные модели и энергично осваивают все классы и сегменты. Из свежих примеров стоит назвать эффектную «Сонату» и «КИА- Спортидж», резко отличающиеся от примелькавшихся предшественников.

Читая пресс-релизы о последних новинках, иногда думаешь: более совершенной техники и дизайна уже не придумать. Но проходит немного времени – и снова перед нами амбициозные новички. Старые друзья, конечно, остаются. Правда, чаще в памяти, чем на конвейере.

Подпишитесь на «За рулем» в