Мечты экстремиста

МЕЧТЫ ЭКСТРЕМИСТА

Перебирая в памяти эксклюзивные марки, в числе первых называют «Феррари», «Мазерати», «Ламборгини». Неподражаемый дизайн, оригинальные технические решения, завидные динамические характеристики, штучное производство – вот что стоит за громкими именами. Мы решили обратиться к еще более редким…

«Бугатти-EB 16.4 Вейрон» – самый мощный из серийных автомобилей. Легендарную марку воскресил концерн «Фольксваген» – в 2001-м на выставке во Франкфурте представили прототип, а с этого года, наконец, начали производство. Соперник «Бугатти» – малоизвестное купе «Зонда» итальянской фирмы «Пагани». Этот суперкар дебютировал в 1999 году, а в 2003-м получил двигатель большего объема и мощности.

ДОРОГАЯ ОБЕРТКА

Новый «Бугатти», по словам создателей, – мост между прошлым и будущим. Перед командой Хармита Варкуса из «Центра превосходного дизайна» (Center of Excellence Design) концерна «Фольксваген» стояла цель сделать автомобиль в духе фирменных традиций, но ультрасовременный по дизайну и техническому уровню. Уже в первых набросках угадывался спорткар с неповторимыми динамичными формами. Из прошлого новый «Бугатти» взял классическую двухцветную раскраску и традиционную форму радиаторной решетки. Короткие передний и задний свесы, длинная база и скругленные линии, панели за боковыми стеклами, визуально удлиняющие машину, воздухозаборники, выступающие над крышей, – все это подчеркивает мощь и элегантность. Из истории пришло и имя – в 30-е годы прошлого века Пьер Вейрон одержал на спортивных «бугатти» серию красивых побед.

Чуть более десятилетия назад дизайнер Горацио Пагани открыл фирму «Модена Дизайн», намереваясь разрабатывать спортивные прототипы. В 1992 году итальянец задумал проект автомобиля, который хотел назвать «Фанхио» – в честь пятикратного чемпиона формулы 1. Однако после смерти великого аргентинца новорожденную окрестили «Зондой» – ветром, дующим с Анд. Конечно, по сравнению со спецами «Фольксвагена» возможностей да и опыта у молодой фирмы «Пагани» немного. Зато ничто не сковывает дизайнерскую фантазию. Поэтому «Зонда» получилась привлекательной и не похожей ни на один автомобиль. Оригинальные формы, своеобразная светотехника, непривычно высоко расположенные зеркала, напоминающие маленькие рожки. Одна выпускная система чего стоит! Четыре трубы собраны сзади в круглом сопле, похожем на деталь космического корабля.

В интерьере «Бугатти» дизайнерам удалось совместить два, на первый взгляд, противоположных стиля – аскетизм спорткара с элегантностью и удобством лимузина. Оттенок тонкой кожи алькантара подбирают под цвет кузова. Панель приборов сделана в духе прошлого: перед глазами водителя – большой круглый спидометр, справа и слева от которого еще по паре круглых циферблатов. Не перегруженная кнопками и дисплеями центральная консоль также напоминает о довоенных «бугатти»: сюда вынесены часы и (дань современности!) управление аудиосистемой класса хай-энд и климатом. Кстати, о музыке. При разработке автомобиля специально обратились к фирме «Дитер Бурместер» (Dieter Burmester), которая тщательно подобрала нужную аппаратуру и оптимальное расположение динамиков.

Интерьеру «Зонды» тоже не занимать шика и блеска – дорогая кожа, полированный алюминий, изящный дизайн. Однако в ее салоне больше от гоночного автомобиля, чем от представительского лимузина, – спортивный руль, напольные педали, характерные тумблеры, профилированные сиденья. Последние сделаны из легкого углепластикового волокна и обшиты дорогой кожей – нубуком, а на подголовниках красуется эмблема «Пагани». Из углепластика и другие элементы – например, основные детали приборной панели, напоминающей по форме глазное веко, центральная консоль, обивки дверей.

ВКУСНАЯ НАЧИНКА

Основные детали кузова «Бугатти-ЕB 16.4» – из углепластика, усиленного алюминиевыми пластинами. Автомобиль получился не только легким, но и безопасным – виртуальные и реальные крэш-тесты доказали, что панели и силовая структура эффективно поглощают энергию при ударе. Для изготовления шасси тоже применяют углепластик и другие легкие материалы. Например, многие элементы подвески из кованого алюминия, ступицы колес – из нержавеющей стали, тормозные диски (к слову, замедление здесь близко к тому, что испытывают пилоты формулы 1) – из керамики.

В основании кузова «Пагани» пространственная рама из хромомолибденовой стали, а для наружных деталей использовали углепластик. Дорогие и технологичные материалы позволили сделать кузов не только легким, но и жестким. Даже у родстера жесткость на кручение превышает 18 000 Н.м/град, что считается хорошим показателем для закрытых машин, а у «Зонды»-купе этот параметр еще выше.

Известно, что огрехи в аэродинамике дают о себе знать уже на скорости около 100 км/ч – а когда стрелка спидометра переваливает за 300? В аэродинамических трубах продували как уменьшенные копии машин, так и полноразмерные образцы. Перед специалистами стояли две основные задачи: свести к минимуму коэффициент лобового сопротивления и заставить обдувающий машину ветер работать на устойчивость и управляемость.

Особое внимание конструкторы обеих фирм уделили движению воздуха под автомобилем. Днище посередине сделали плоским для беспрепятственного прохождения потока, а ближе к корме разместили диффузоры, создающие разрежение и увеличивающие тем самым прижимную силу. Такой способ укрощения воздуха, называемый граунд-эффектом, впервые опробовали на машинах формулы 1 более трех десятилетий назад. Теперь их опыт постепенно перенимают и создатели серийных машин. «Эффект земли» приносит хорошие плоды: суммарная прижимная сила на «Зонде» при скорости 300 км/ч составляет 500 кг.

Задние части «Пагани» и «Бугатти» дополнительно нагружают аэродинамические элементы, расположенные на кузове, а впереди основным распределителем потоков служит бампер. Специалисты потратили немало времени, корректируя форму детали, чтобы получить необходимую прижимную силу на передней оси и добиться нейтральной поворачиваемости.

С ОДНОЙ И ДВУМЯ V

Разумеется, моторы у наших бойцов под стать всему остальному. Под капотом «Пагани» двигатель «Мерседес-Бенц», доработанный фирмой AMG.

V-образный 12-цилиндровый алюминиевый агрегат претендует на звание одного из самых больших по объему и мощных среди легковых моторов. Для снижения массы шатунно-поршневой группы и дополнительной надежности АМG применила шатуны из титана. Кроме того, специально для «Зонды» фирма разработала оригинальный впускной коллектор.

Но блеск двигателя «Пагани» меркнет рядом с агрегатом «Бугатти» – творением мотористов концерна «Фольксваген». Восьмилитровый 16-цилиндровый – пока единственный из серийных легковых моторов развивает свыше 1000 л. с. Добиваясь компактности и жесткости, соединили две узкие V-образные «восьмерки» под углом 90°. Воздух (его охлаждают два интеркулера, расположенные над двигателем) нагнетают в цилиндры четыре турбокомпрессора. Кроме них, получить столь высокие показатели помогает непосредственный впрыск топлива FSI и регулируемые фазы. Мотором управляет электронная система высокого быстродействия; на каждой «восьмерке» установлены независимые друг от друга процессоры, которыми командует центральный блок.

По компоновке «Пагани» и «Бугатти» близки: для лучшей развесовки двигатели установлены в базе перед задней осью. У «Зонды» внушительный крутящий момент от мотора передается назад через двухдисковое сцепление и шестиступенчатую коробку. Реализовать мощь двигателя помогают самоблокирующийся дифференциал и электронная противобуксовочная система. Кстати, конструкторы задумывались и о полноприводном варианте «Зонды», но пока эта идея реализована только на бумаге.

«Бугатти» оснастили постоянным полным приводом. Задний редуктор прикреплен к двигателю – таким образом удалось сделать конструкцию не только компактнее, но и жестче. Момент к передней и задней осям идет через семиступенчатую коробку с последовательным переключением, разработанную специально для новой модели и схожую с агрегатами формулы 1. Передачи можно переключать вручную или доверить это электронике, которая ухитряется перескочить с одной ступеньки на другую всего за 0,2 с.

Вряд ли кому-то из нас доведется опробовать эти шедевры конструкторской и дизайнерской мысли в действии. Изделия эти штучные, а цена напоминает номер телефона. Не исключено, однако, что некоторые технические изыски эксклюзивных машин завтра появятся на более массовых. Не верите? Но ведь «бугатти» конца 1930-х, поражавшие современников, сегодня отнюдь не кажутся инженерным откровением…

Подпишитесь на «За рулем» в