Музыкальная подвеска

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА

ТЕХНИКА

НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА

При упоминании аудиосистем «Боус» (Bose) возникают четкие ассоциации с великолепным звучанием и немалой стоимостью. Теперь, однако, этот имидж может претерпеть изменения. Нет, не в худшую сторону, просто «Боус» плавно подошел и к… активным автомобильным электроподвескам. Мы уже знаем про пневмо- и гидроподвески. Но, видимо, в погоне за мощностью своих усилителей и громкоговорителей фирма достигла такого уровня, что может запросто раскачать (или успокоить) кузов автомобиля. Надо «только» вместо обычных стоек подвески поставить линейные электромоторы. В них роль вращающегося ротора играет якорь, поступательно движущийся в поле статора.

Теперь задумаемся: так ли уж отличается такая система от динамика? В нем ведь тоже катушка движется вместе с диффузором, создавая колебания воздуха. И кому, как не специалистам фирмы «Боус» знать все о возбуждении или демпфировании этих колебаний? Вот и получается, что принципиально кузов автомобиля можно уподобить диффузору динамика, который должен быть неподвижен относительно дороги при вертикальных перемещениях колес. Разумеется, чтобы погасить такие воздействия, требуются не ватты, а киловатты, но такие усилители и электромоторы уже созданы.

Что ж, программисты разработали алгоритмы, электрики создали стойки с линейными двигателями, усилители уже были… Осталось поверить теорию практикой. И такая проверка прошла успешно. Экспериментальный лимузин, оборудованный подвеской BSS (Bose Suspension system), оставался невозмутим при самых резких маневрах – поворотах, разгоне, торможении. Никаких кренов, клевков, приседаний, минимальные толчки от ухабов.

Самое интересное, что упомянутые двигатели порой работали как генераторы, они гасили колебания, запасая энергию в буферной батарее суперконденсаторов. И на круг вышло, что новая подвеска потребляла энергии на 30% меньше, чем климатическая установка!

По мнению разработчиков, для серийного производства электроподвеска созреет года через четыре. Тогда – прощайте, амортизаторы!

Подпишитесь на «За рулем» в