Гоночные удочки из парагона

ГОНОЧНЫЕ УДОЧКИ ИЗ ПАРАГОНА

СПОРТ И ТЮНИНГ

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМУЛЫ 1

ГОНОЧНЫЕ УДОЧКИ ИЗ ПАРАГОНА

ВАДИМ КРЮЧКОВ. ФОТО АВТОРА И «МАК-ЛАРЕН»

Для бывалых рыболовов не секрет, из какого материала делают самые современные снасти. Дорогие удилища – это процентов на восемьдесят углеволокно.

Но при чем, спрашивается, здесь формула 1? Да при том, что нынче шасси гоночных болидов «Большого цирка» на 85 процентов тоже из углепластика. Подобно упомянутым снастям, они обладают, казалось бы, несовместимыми свойствами – прочностью и хрупкостью. О некоторых «тайнах» постройки формул мне удалось узнать в британском городе Уокинг, где расположен открывшийся весной этого года «Мак-Ларен Текнолоджи Центр».

ВЫТЕСНЯЯ МЕТАЛЛ

Какими же несерьезными, нежными кажутся многие детали при ближайшем рассмотрении! Взять хотя бы защитные щитки и стенки воздуховодов охлаждения тормозной системы – они не толще картона. Между тем в основе этих деталей из композита – нити углеволокна перекрестного плетения. Выглядят как обычная стеклоткань, только черного цвета. Даже один слой такого углепластика необычайно прочен и легок. Что уж говорить об узлах и деталях покрупнее. Монокок (основа формулы, к которой крепится все остальное), рычаги подвески, тяги и даже тормозные диски сделаны из одного и того же материала. Как бы его ни величали – графитом, карбоном или иначе – суть не меняется. У нас этот материал принято называть углепластиком.

Вспомним телерепортажи с трасс формулы 1. Вот одна из машин заезжает на пит-лайн, где механики в мгновение ока меняют носовой обтекатель с антикрылом. Смотрится он довольно массивным, но на наших глазах деталью манипулируют так, будто она невесомая. Обтекатель лишь кажется монолитом. На самом деле он легкий и сделан по принципу сэндвича: соты из алюминиевой фольги посередине, а сверху и снизу тонкий углепластик.

Тот же принцип в основе многих элементов подвески. Сочетание продольных или сплетенных нитей углеволокна снаружи и соты из алюминия или несгораемого материала «номекс» внутри. Мало того, в изготовленную таким образом деталь вклеивают еще и металлические сферические шарниры – в подвеске гоночного автомобиля не место резиновым втулкам и сайлент-блокам.

Конечно, при изготовлении шасси используется и металл, но, как правило, не сталь. Во всяком случае, «Мак-Ларен» применяет в основном титан и сплавы на основе магния или алюминия. Колеса, ступицы, корпусные детали коробки передач из углепластика пока не делают. Впрочем, конструкторы уверены: чем дальше, тем меньше и меньше будет металла. Например, одна из перспективных разработок «Мак-Ларена» (возможно, она появится уже в будущем году на модели МР4-20) – коробка передач с корпусом… из углепластика. Говорят, технические проблемы решены, дело лишь в цене. Сейчас команда покупает корпуса коробок из алюминиевого сплава у фирмы «Илмор» по 14 тыс. фунтов за штуку. С переходом на углепластик стоимость возрастет до… 100 тыс. фунтов! Учитывая, что на сезон требуется 25–30 коробок, несложно подсчитать, в какую копеечку обойдется переход на ультрасовременные материалы. Как шутят сами инженеры, парадокс в том, что сначала они добиваются облегчения болида любой ценой, а потом догружают его балластом, дабы соответствовал техническим требованиям.

НОВЫЙ ШТАБ

Еще один парадокс – сам технологический центр: именитая команда оказалась в роли догоняющей. Казалось бы, все надо вкладывать в совершенствование болида, но нет: автомобиль модернизируется постепенно в ходе сезона, а огромные средства уходят на завершение строительства. В результате у «Феррари» – лучшие достижения в гонках, а у «Мак-Ларена» – лучший в формуле 1 технологический центр. Говорят, это сделано ради стратегической выгоды – капитальные вложения начнут приносить команде дивиденды в виде высоких мест в гонках уже следующего года. До переезда в новую штаб-квартиру производство «Мак-Ларена» было разбросано по семи различным зданиям. Собрав все силы под одной крышей, рассчитывают на куда больший эффект.

Ультрасовременный комплекс выполнен в стиле хай-тэк. Только площадь остекления – 43 тыс. м2. В центре занято 950 человек. Здесь гоночное отделение, производство электроники, служба маркетинга, автомобильное отделение (выпуск эксклюзивного «Мерседес-Бенца SLR»). Гоночное включает несколько производств. Одно специализируется на изготовлении металлических деталей, другое – на сборке коробок передач. Отдельно расположен строго засекреченный цех – тут в автоклавах выпекают монококи и углепластиковые детали.

В аэродинамической трубе доводят аэродинамику болидов, используя для этого как готовые автомобили, так и макеты масштаба 1:2. Продувка идет в разных положениях, имитирующих клевки при разгонах и торможениях, крены в поворотах. Всего отрабатывается около 40 позиций.

Короче говоря, в здании, называемом «Парагон», сосредоточено все для проектирования, производства, испытаний и доводки гоночных автомобилей.

Не так давно, во времена господства «Мак-Ларена» и «Вильямса», итальянцы предсказывали скорое возрождение былой славы «Феррари». Искренне верили – и не ошиблись. Может быть, нечто похожее происходит сейчас в Британии? Английские аналитики считают, что у «Скудерии» вскоре появится достойный конкурент в лице «Мак-Ларена». Не последнюю роль в этом призван сыграть новый технологический центр. Не об этом ли говорит выход команды из кризиса в конце нынешнего сезона?

Подпишитесь на «За рулем» в