Новинки, исследования, изобретения. пусть он прогнется под нас

НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ. ПУСТЬ ОН ПРОГНЕТСЯ ПОД НАС

Ведь он призван быть массивным (точнее, обладать большим моментом инерции). Но несколько лет назад конструкторы сцеплений решили «озадачить» его демпфированием крутильных колебаний, неизбежно возникающих в системе «двигатель-трансмиссия». Так появился двухмассовый маховик (ЗР, 2002, № 6, с. 164), который сегодня используют многие производители (например, БМВ, «Фольксваген», «Субару»).

Однако наряду с крутильными, возникают и осевые, и изгибающие колебания, в частности, при работе сцепления. Для борьбы с ними французская компания «Валео» разработала «гибкий» маховик.

Суть изобретения проста: маховик разделяется на две части – центральную (ступичную), сравнительно небольшого размера и массивную периферическую. Они соединены упругой пластиной, закрепленной болтами (рис. 1). Пластина изготовлена из той же стали, что и диафрагма сцепления. Таким образом, периферическая часть маховика может перемещаться относительно центральной, но только в осевом направлении – на кручение маховик остается жестким.

В конструкцию введена и промежуточная упругая пластина, демпфирующая осевые колебания. Амплитуда колебаний (величина изгиба) ограничена выступами на поверхностях маховика. Конечно, такая конструкция не избавляет от паразитных вибраций полностью, да это и не нужно – главное, резонансные частоты уходят из рабочей зоны механизма (рис. 2).

Гибкий маховик скоро появится на многих автомобилях (он в ближайших планах «Рено», «Ниссана», ФИАТа). Причем обе разработки «Валео» – двухмассовый и гибкий маховик можно объединить, упростив тем самым конструкцию сцепления и продлив ему жизнь.

Подпишитесь на «За рулем» в