Тенденции: классы автомобилей. размер меняет значение

ТЕНДЕНЦИИ: КЛАССЫ АВТОМОБИЛЕЙ. РАЗМЕР МЕНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ

МЕНТАЛИТЕТЫ И ПРИОРИТЕТЫ

При выборе автомобиля, как известно, размер имеет значение. В разных странах пристрастия разные. США заразили нас любовью к большим и очень большим машинам. Оно и понятно: страна просторная, живут американцы, как правило, в одноэтажных городках, соединенных широкими и прямыми, словно стрела, хайвэями.

А вот европейцы издавна строили домики кучно, оставляя узкие проезды для телег и карет. Пара американских машин на таких улочках просто не разъедется, а при повороте придется выезжать на встречную полосу! Отсюда к нам пришли малютки вроде «Опеля-Кадет», некогда превратившегося в «Москвича».

И все же род людской до недавнего времени «голосовал за металл»: больше машина – выше цена – круче ее обладатель. Так наметилась тенденция: каждое следующее поколение какого-либо автомобиля становится больше предыдущего и никак иначе! Наверное, это нужно… кому? Производители считают – потребителю и… ошибаются.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Взгляните на диаграмму изменения продаж в Германии – самой автомобильной стране Европы. Класс В (кляйнваген) два года подряд прибавляет по 10%. Наибольшим успехом пользуются «Фольксваген Поло», «Опель Корса» и «Peugeot 206». А теперь посмотрим на уныло смотрящие вниз столбики класса С (компакт-класс). Впрочем, пока речь лишь о тенденции: в абсолютном выражении гольф-класс еще опережает малюток, хотя и не по всей Европе. А чемпионы в нем, естественно, отец-основатель «Гольф», «Опель Астра» и «Форд Фокус».

Кстати, о фокусе с «Фокусом». Представленный только что автомобиль второго поколения, как водится, резко прибавил в размерах. Теперь ему не хватает в длину каких-то 58 мм, чтобы с полным правом перейти в класс D. Зато по ширине (1840 мм) он уже попал в престижную Е-команду вместе с «пятеркой» БМВ и «шестеркой» «Ауди». Фокус же в том, что его цена (в Европе) окажется не выше, а ниже, чем предшественника. Правда, если дверей будет три, а не пять, как «вчера».

БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Итак, произошло лобовое столкновение двух тенденций: машины становятся все крупнее, а покупатели остаются верными небольшому размеру, переходя в класс ниже. Интересно, что при этом они не платят меньше (инфляция плюс технический прогресс). И все же, зачем компании «раздувают» свои модели?

Причина первая: комфорт.

Ясно, что каждое следующее поколение популярной модели просто обязано предложить больше удобств, чем предыдущее. Самый очевидный путь – увеличить размеры салона.

Причина вторая: безопасность.

У небольшой машинки невозможно сделать достаточно протяженные деформируемые зоны, значит, риск для седоков будет больше. Или, во всяком случае, для безопасности экипажа потребуются весьма серьезные усилия, чтобы не сказать ухищрения инженеров.

Причина третья: техническая.

Разработчики предлагают все больше систем, помогающих водителю, а то и частично заменяющих его – они тоже требуют места!

Однако передовые технологии помогли решить все три упомянутые выше задачи, не увеличивая размеры авто. Например, посадка «как в автобусе» экономит длину салона, высокопрочные стали позволили сделать каркас спинок сидений более тонким; объемистый багаж перевозят, как правило, вдвоем – ненужные сиденья при этом ловко прячут в пол. На безопасность работают теперь не только сминаемые детали, но и многочисленные подушки, преднатяжители ремней, ограничители их усилия, активные подголовники. Наконец, умная электроника настолько быстро уменьшается в размерах, что иной контроллер нелегко бывает найти, если не знать, где он спрятан.

Мы не упомянули еще два фактора: удовольствие от езды и престижность. Примером удачного решения первой проблемы в малых формах служит «Мини». Сегодня он доступен в версии с табуном в 210 голов – кто скажет, будто слалом на нем пресен! А престиж обладания навороченной моделью… Взгляните на «Лянчу-Ипсилон» в комплектации «фул опшн». После женевской премьеры в 2003 году фразы типа: «Автомобиль чертовски красивый и элегантный, устанавливает новые масштабы роскоши в компакт-классе» – встречались в любом журнале. Фолиант со списком доступных опций предоставляет выбор из 555 (!) вариантов оснащения.

Европеец с трепетом относится к окружающей среде. Поэтому тот факт, что маленькая машина экономит невосполнимые ресурсы и меньше отравляет воздух, тешит его самолюбие (и личный бюджет благодаря хитрому налоговому законодательству тоже в выигрыше)..

Так что же, «динозавры» класса С и выше вымрут? Отнюдь! Просто большие автомобили сосредоточиваются в таких сегментах, как вседорожники (они, кстати, прибавили за год 22,4%!) и «люкс» (+10,6%). Это машины не на каждый день, не для ежедневных поездок на работу или в супермаркет, а для удовлетворения специфических личных амбиций.

САМЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ РАЗМЕР

Подведем итог наблюдениям за тенденциями рынка. Конечно, на нем останутся машины всех существующих ныне классов. Но дело идет к тому, что самым правильным размером в Европе станет грань в 3900 мм, за которой букву В сменяет С. (Не случайно «Поло» подошел к этой черте почти вплотную: ему осталось до нее каких-то… 5 мм.) Удобство для пассажиров будет прирастать высотой салона. При этом автомобиль В-класса станет, вероятно, первым и главным в каждой семье, а остальные послужат ему подспорьем в удовлетворении каких-то специальных, не повседневных потребностей. Словом, хотите идти в ногу со временем – смело спрашивайте у дилеров «кляйнваген»!

КТО КЛАССУ ОТЕЦ?

Родоначальником класса С (компакт-класс) принято считать «Гольф». Но это не совсем точно. Строго говоря, «Фольксваген Гольф» первого поколения заложил основы В-класса, в котором сейчас правит бал его младший брат «Поло». А в С-класс «Гольф» перешел в 1983 году, когда второе поколение модели прибавило в длине сразу 280 мм (став при этом почти вдвое дороже предшественника). В «Гольфе III» основной упор сделали на пассивную и активную безопасность: появились надувные подушки, усиленные двери, АBS. «Фишкой» четвертого поколения можно считать экологию, а пятое до зубов вооружилось бортовой электроникой.

Подпишитесь на «За рулем» в