Виртуальная дуэль: piaggio m500 – ligier be two. театр миниатюр

ВИРТУАЛЬНАЯ ДУЭЛЬ: PIAGGIO M500 – LIGIER BE TWO. ТЕАТР МИНИАТЮР

А вот некоторые изо дня в день разъезжают на автомобилях без прав, причем на абсолютно законных основаниях.

Микроавтомобили, получившие распространение в некоторых европейских странах, обычно называют квадрициклами. Они – нечто среднее между мопедом и автомобилем. Многие агрегаты, узлы, а также конструктивные и технологические решения эти машинки заимствуют как у двух-, так и у четырехколесных родственников. Максимальная скорость квадрициклов ограничена 45 км/ч. Именно поэтому на них можно ездить без прав (по-европейски – водительской лицензии). Правда, существуют более мощные версии, но чтобы ими управлять, уже необходимо удостоверение. Поговорим о представителях этого немногочисленного, но интересного племени – «Пьяджо-М500» и «Лижье-Би Ту».

МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ

Итальянская фирма «Пьяджо», основанная в конце XIX века, до Второй мировой войны работала на авиацию, а после падения фашистской диктатуры в Понтедере стали выпускать мотороллеры. Первенец – «Веспа» быстро завоевал успех у покупателей, которые нуждались в простых и недорогих средствах передвижения. Отцы мотороллера Энрико Пьяджо и Коррадино Д’Асканио не остановились на достигнутом: в 1948 году на базе «Веспы» сделали трехколесный фургон и грузовик, которым дали имя «Апе» (в переводе с итальянского – пчела). Это насекомое поселилось на эмблеме всех машин, выпускаемых под маркой «Пьяджо».

Модернизированные трициклы «Апе» производят по сей день. Кроме того, фирма выпускает четырехколесные грузовички «Портер» с разными кузовами и двигателями – бензиновыми, дизельными, электрическими и даже газовыми. А пару лет назад дебютировала первая четырехколесная легковая модель M500.

В начале 1970-х известный гонщик формулы 1 Ги Лижье основал фирму, которая занималась в основном разработкой и производством спортивных автомобилей, параллельно выпуская для «Рено» тракторные кабины. В 1980 году компания представила маленький автомобиль, для управления которым, по французским законам, не нужны были водительские права. Спустя шесть лет под руководством сына гонщика Филиппа Лижье создали модель с пластиковым кузовом.

Одна из последних разработок – модель «Би Ап». В 2001-м ее начали поставлять в Италию и Грецию, годом позже – в другие европейские страны. Автомобиль, оснащенный 500-кубовым бензиновым двигателем, развивает до 100 км/ч. Понятно, что в категорию «бесправных» он не попадает. Поэтому для тех, кто не имеет водительского удостоверения, выпустили менее резвую модификацию «Би Ту» с дизельным двигателем.

В ЖАНРЕ МИНИМАЛИЗМА

Конкуренция среди производителей квадрициклов велика. Поскольку динамические характеристики автомобильчиков зажаты законодательством в узкие рамки, покупателей в первую очередь привлекают внешностью. Не случайно и «Лижье», и «Пьяджо» обратились к мастерам кузовных дел – дизайнерскому ателье Джуджаро. Согласитесь, шарм есть и в экстравагантности открытого французского автомобиля, и в более универсальной, но не менее изящной «итальянке».

В основе кузовов – пространственная рама. Ее фрагменты легко изучать по «Лижье». Кстати, французская фирма гордится запатентованной технологией соединения труб с помощью специальных кронштейнов и болтов. Конструкция получается легкой, достаточно жесткой и безопасной. Для элементов рамы используют разные материалы. У «Пьяджо» каркас стальной, для «Лижье» применяют более легкие алюминиевые сплавы. Неудивительно, что масса французского автомобильчика, несмотря на бо'льшие габариты, почти вдвое ниже.

Многие ошибочно думают, что квадрициклы абсолютно неспособны защитить жизнь водителя и пассажира. Но нынче конструкторы очень серьезно подходят к этой проблеме: тщательно рассчитывают раму с помощью компьютерных программ и даже проводят крэш-тесты. Седоков защищают трехточечные ремни безопасности. Фирма «Лижье» утверждает, что прочность их креплений намного выше требуемой стандартами.

Пространственная рама работает не только на безопасность: к ней крепят основные узлы и агрегаты, а также пластиковые кузовные панели. Здесь, как и при подборе сплавов для каркасов, итальянцы и французы пошли по разному пути. У «Пьяджо» раму закрывают детали из полиэстера, усиленного стекловолокном; «Лижье» использует композитный материал из поликарбона и пластика АБС (не путайте с обозначением антиблокировочной системы тормозов!).

Владельцы «Лижье» могут самостоятельно «облегчить» кузов. Несколько нехитрых манипуляций – и машинка лишится крыши, ветрового стекла и багажника. Кстати, размеры последнего невелики: 140 л хватило бы Красной Шапочке на пару корзинок с пирожками для бабушки. Естественно, в почти 300-литровом отсеке «Пьяджо» поместится больше – на такой машинке Чипполино смог бы перевезти стройматериалы для домика пана Тыквы.

НЕ ПО-ДЕТСКИ

По оснащению квадрициклы немногим отличаются от больших автомобилей. Фирма «Пьяджо» предлагает три комплектации модели М500: они разнятся количеством дополнительного оборудования, а также материалами сидений и обивок дверей. Есть твид или велюр, можно установить магнитолу с СD-проигрывателем или современную навигационную систему.

Для отделки салона «Лижье», полуоткрытого для непогоды, подбирали материалы, которые легко очистить от грязи и пыли, даже не прибегая к помощи современной химии. Сиденья с интегрированными подголовниками обшиты водонепроницаемым и износостойким материалом. Из любопытных деталей: щиток приборов – в центре панели, под ним – «взрослая» консоль с подстаканниками. Поскольку двери «Лижье» «голые», динамики аудиосистемы стоят в нижней части «торпедо». А по заказу в этот пляжный автомобиль устанавливают даже систему отопления.

В общем, не только внешность, но и интерьер «Пьяджо» и «Лижье» не развивают комплекс неполноценности. В некоторых европейских странах для микроавтомобилей предлагают даже комплекты аксессуаров: селектор вариатора и накладки на педали из алюминия, кожаный руль, вставки под дерево для панели приборов.

У силового агрегата и шасси наших дуэлянтов много общего. Под капотами тарахтят продольно расположенные двухцилиндровые дизели с жидкостным охлаждением. Их объем и мощность одинаковые, а вот по крутящему моменту двигатель «Лижье» проигрывает. Зато на более мощную версию «Би Ап» французская фирма устанавливает бензиновый двигатель, развивающий 13,6 кВт. Существует и специальная модификация для инвалидов с «зажатым» мотором, которая не развивает скорость больше 25 км/ч.

Момент на передние колеса у «Пьяджо» и «Лижье» передает бесступенчатый вариатор. В салоне расположен селектор, которым водитель выбирает один из трех режимов: назад, нейтраль, вперед. Удобно и просто, если учесть, что за руль такого автомобильчика обычно садятся новички. Поэтому же, несмотря на ограничение по скорости, на всех колесах дисковые тормоза, а гидравлическая система двухконтурная.

Неоспоримое преимущество квадрициклов – маневренность. Вряд ли другой автомобиль настолько легко развернется на узкой европейской улочке. Радиус поворота «Пьяджо» – всего 2,25 м, а у «Лижье» этот показатель и того меньше – 2,08 м! Кроме того, проще найти место для парковки. Но попробуйте-ка съездить на таком автомобиле за пару сотен километров, пусть и по Западной Европе… Зато для юного водителя управление микромашинкой станет неплохой школой, а пожилой домохозяйке не доставит лишних трудностей. Правда, у первого должны быть хорошо обеспеченные родители, а у второй – солидная пенсия. Ведь не только по конструкции и оснащению, но и по ценам современные квадрициклы сравнимы со «взрослыми» мини.

Подпишитесь на «За рулем» в