Сделано в россии. «автотор» – всерьез и надолго

СДЕЛАНО В РОССИИ. «АВТОТОР» – ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО

Кто-то, наверно, рассмеялся, кто-то покрутил пальцем у виска, а кто-то поспешил сообщить в «компетентные органы», но все вместе – конечно, не поверили бы. И правильно сделали – о подобных проектах в то время и речи не могло быть. Сегодня с конвейера калининградского завода «АвтоТОР» ежедневно сходят десятки автомобилей четырех мировых марок – и уже никто этому не удивляется, как и словам «Хаммер» российской сборки».

ОДНАЖДЫ, ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД

– В начале 90-х Калининградская область стояла на распутье – искали новые модели развития, новые подходы и решения, – вспоминает экс-губернатор, ныне – председатель постоянного комитета по экономической политике областной Думы Юрий Маточкин. – Судьба свела нас с Владимиром Ивановичем Щербаковым, бывшим вице-премьером правительства СССР, а тогда – руководителем фонда «Интерприватизация».

Обсуждая с ним варианты развития Калининградской области, пришли к выводу: надо создать некую системообразующую отрасль, которая собрала бы вокруг себя другие. Такой могла стать автомобильная промышленность.

Тогда мы уже пытались вести переговоры с представителями «Фольксвагена», «Вольво», но они не были готовы осваивать наш рынок. Продолжая поиски стратегических партнеров, мы одновременно разрабатывали принципы особой экономической зоны.

Десять лет назад, в декабре 1994 года в Калининграде зарегистрировали компанию «АвтоТОР», а два года спустя был принят закон об особой экономической зоне, подписаны два постановления правительства, указ президента и вступил в силу местный закон о поддержке автомобильного производства в области.

В 1997 году с конвейера «АвтоТОРа» сошел первый автомобиль КИА. И хотя у компании не все поначалу получилось, как планировали, считаю, что у нее очень хорошие перспективы. Создан такой локомотив местной экономики, который постепенно переводит все остальные отрасли на рельсы кооперации. А сэкономленные налоговыми льготами средства поступают в виде инвестиций на развитие основного производства в области.

В САМОМ ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ

Калининградская область – самая маленькая в России, в том числе и по населению, но географический центр Европы находится всего в 300 км восточнее областного центра, а, скажем, до Берлина отсюда вдвое ближе, чем до Москвы. Наряду с другими причинами это продиктовало создание здесь особой экономической зоны. «Сердцем» же ее стал «АвтоТОР». Это уже не один завод, а два: на одном собирают автомобили БМВ, на втором – КИА, вседорожники «Хаммер» и «Джи-Эм», наращивая объемы производства на 70–80% в год. Сейчас на автомобильных предприятиях компании работают более 1500 человек; инвестиции в проект за 10 лет превысили 300 млн. долларов.

Руководители завода не без основания гордятся тем, что еще в феврале 2001 года «АвтоТОР» первым из предприятий российского автопрома получил международный сертификат качества ISO 9002. Качество, высокая надежность автомобилей позволили увеличить гарантию завода по легковым моделям КИА до 5 лет (или 120 тыс. км пробега), а по грузовым – до 3 лет (или 60 тыс. км). Это, конечно, впечатляет. Но не менее важно и другое. Шесть лет назад на сборочном производстве БМВ работало несколько десятков немецких специалистов. Теперь – только один, Рольф Беттнер, уполномоченный баварского концерна в Калининграде.

– Я абсолютно удовлетворен качеством работы наших российских коллег, – говорит он. – Автомобили, собранные здесь, ничем не отличаются от тех, что сходят с конвейера в Германии. В Калининграде я уже пять лет и за свои слова отвечаю.

КАЧЕСТВО И МОБИЛЬНОСТЬ

Здесь не очень-то любят распространяться о перспективах – близких ли, дальних, не важно. Слишком много рождалось проектов, которым уже не суждено осуществиться. Еще пару лет назад планировали выйти на уровень 50 тыс. автомобилей в год – планка (пусть и не по вине россиян) не достигнута по сей день. Концерн КИА так и не стал стратегическим партнером, а лишь одним (пусть самым крупным) из поставщиков комплектующих. Не осуществились обнародованные в свое время проекты по сборке польских автобусов, германской сельхозтехники. Контракты с отечественными производителями компонентов можно пересчитать по пальцам… Но несмотря на это оптимизма не убавилось ни у руководителей завода, ни у рядовых работников (средняя зарплата здесь, кстати, в три раза выше, чем по

области).

– Мы часто обсуждаем перспективы развития, – рассказывает генеральный директор ЗАО «АвтоТОР» Валерий Горбунов. – Я не назову вам нового партнера, чьи автомобили начнем собирать с будущего года, – всему свое время. Но одно могу гарантировать: профиль предприятия не изменится. Мы были, есть и будем производителями автомобилей. Правда, опыт прошедших лет заставил нас отказаться от идеи крупномасштабного производства – для этого нет достаточных инвестиционных ресурсов. Решили: самое выгодное для нас – мелкосерийное (10–50 тысяч в год), причем нескольких моделей и брэндов по технологии CKD (сварка, окраска, сборка), способное в течение 2–3 месяцев при незначительных инвестициях, технических и управленческих изменениях оперативно переключиться на выпуск иной продукции. Это может быть и другой автомобиль, и вообще другой продукт – например, автомобильные компоненты. Мы ведь уже всем доказали, что можем работать на самом высоком уровне – здесь, в России, собираем машины БМВ и «Дженерал моторс».

…У предприятия еще немало нерешенных проблем, но, кажется, все понимают: автосборочное производство в Калининграде – всерьез и надолго. Акционерам и руководителям завода (а все ведущие управленцы здесь – выходцы с АвтоВАЗа и КамАЗа) оно приносит не только прибыль, но и удовлетворение от того, что дело, которым они занимаются, в стране знают и ценят. Для жителей же области это не только многочисленные рабочие места, но и налоговые поступления. К примеру, местный пенсионный фонд уже на 20% состоит из поступлений от «АвтоТОРа». Да и вообще, провожая взглядом известный в мире вседорожник, можно – так, к слову – сказать: «А этот «Хаммер» у нас в городе собирают»… У калининградцев теперь есть собственная гордость.

Подпишитесь на «За рулем» в