Рейд. спас-на-трассе

РЕЙД. СПАС-НА-ТРАССЕ

…С самого раннего утра мы с фотокорреспондентом сидим в маленьком домике недалеко от телевизионной вышки в Пензе. Вместе с нами в комнате – женщина-диспетчер службы «АвтоСпас» (вернее, мы с ней, ведь она – на дежурстве). Остальные члены дежурной смены отдыхают в соседней комнате. Время от времени динамики оживают, но все какая-то мелочевка: где-то «Жигули» не заводятся, у железнодорожного вокзала мелкое ДТП (надо же – в 7 утра друг друга нашли!)... Это все не к нам, тут управятся сами водители и гаишники. Но вот звучит сигнал: требуется помощь «АвтоСпаса». На въезде в Пензу «Газель» улетела с дороги в кювет. Экипаж (и мы вместе с ним) быстро загружается в «таблетку» – так спасатели именуют специально снаряженный «уазик». За рулем – сам руководитель службы Андрей Бычков. На месте происшествия мы уже через 25 минут. Вот и «Газель» торчит из кювета. Причина аварии понятна – край дороги покрыт ледком, машину развернуло – и все. Трос подцеплен, лебедка потихоньку начинает вытягивать «Газель» на дорогу. Тем временем у нас в машине снова забурчало радио. Это диспетчер вызывает «таблетку» – нужна помощь…

ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ

В 1994 году Андрей Бычков, уволившись из рядов Вооруженных сил по выслуге лет (служил в ВДВ, между прочим!), купил «Газель» и занялся грузоперевозками. Изрядно поколесил по родной Пензенской и соседним областям. Постепенно бизнес расширился, но даже став директором, Андрей нередко садился за руль и тянул лямку наравне со всеми. На дальних маршрутах пришел он к простому выводу: случись что на дороге, выкручиваться придется самому. Нет, шоферское братство не умерло, но бывают такие случаи… Однажды поздней осенью Андрей Бычков увидел, как огромную 20-тонную фуру стащило по гололеду в кювет. Это словно подвело итог размышлениям: нужна специальная служба «автоспасения».

По книгам, передачам и газетным публикациям он представлял, как работают подобные службы за границей. Например, знаменитая немецкая ADAC. У них на вооружении могучие тягачи-эвакуаторы, мобильные медицинские отряды, эскадрильи вертолетов, экстренная связь. У Андрея же была только идея, с которой он пришел в местное отделение МЧС, где его поддержали (бывает и такое в России!). Одобрили идею Бычкова и в Минтрансе (там, между прочим, существует федеральная целевая программа, но многие ли об этом знают?). Однако пришлось обойти немало кабинетов, чтобы собрать все разрешительные документы. Так в 1997 году родилась компания «АвтоСпас».

…Один из спасателей быстро осматривает машину: оказывается, просто кончился бензин! Съездить с канистрой на заправку – дело пяти минут. Заливаем топливо, а прибор показывает, что уровень на нуле – понятно, не работает! «Я об этом знала, но как-то забыла», – оправдывается девушка…

Собрались было двинуть на обед, но диспетчер по рации докладывает: «В 40 километрах от города на трассе сломался тягач МАЗ, может возникнуть пробка». Возвращаемся на базу, пересаживаемся из «таблетки» в эмчеэсовский КамАЗ и двигаем к месту происшествия.

ТЯНИ-ТОЛКАЙ

Помня про фуру в кювете, Андрей начал свою службу спасения с эвакуaторов. Роль технички отвели армейскому «уазику», установив на него съемную мощную лебедку. В списке оборудования поначалу был лишь прицеп для транспортировки автомобиля (теперь есть два «настоящих» эвакуатора – ИВЕКО и «Бычок»). Открыли центральный диспетчерский пост, где дежурный круглосуточно принимал сигналы «SOS» – по телефону или радио на частоте 27 МГц. «АвтоСпас» заключил договоры с несколькими СТО и охраняемыми стоянками – и пошла работа!

…Огромный заглохший МАЗ скорее напоминает уставшее вьючное животное, загнанное до полусмерти. КамАЗ берет его на жесткую сцепку – и вперед, до Пензы. «Голову» (так дальнобойщики называют тягач) – в ремонт, фуру – на охраняемую стоянку. Интересуюсь у водителя МАЗа, откуда он узнал про службу «автоспасения». «У меня радиостанция работает постоянно, мы друг с другом информацией делимся: где на трассе можно поесть повкуснее, где ночлег нормальный, ну и эвакуатор или техпомощь откуда вызвать... Жаль, до Саратова совсем чуток не дотянул», – сокрушается Александр.

Увы, кажется, сегодня нам вожделенного борща не видать – «АвтоСпас» ждут в городке Нижний Ломов. Серьезное ДТП – обед отменяется. Приезжаем: у «десятки» начисто отсутствует передок! Пошел водитель на обгон да, видимо, что-то не рассчитал или навыков водительских не хватило. Хорошо живой остался, хотя пару ребер точно сломал. Эвакуатор вызвал дорожный мастер, который видел аварию. Водителя «скорая» увезла в местную больницу, а о машине позаботимся мы, отвезем в Пензу (адрес владелец оставил)…

ДОБРОДЕТЕЛЬ И КОММЕРЦИЯ

Поначалу сотрудники «АвтоСпаса» оказывали лишь помощь на дорогах Пензенской области, но скоро сигналы от дальнобойщиков стали поступать из Ульяновска, Саратова, даже из-под Челябинска. Так получилась некая цепочка филиалов «АвтоСпаса» в Москве, Рязани, Шацке, Пензе и Саратове. На этом отрезке федеральной трассы М5 уже работают 15 постов, но ведутся переговоры с Тамбовом, Саранском, Самарой, Ульяновском и Челябинском. При поломках в дороге (или, не дай бог, аварии) достаточно позвонить по телефону (или рации), обратиться к гаишникам или на АЗС – они подскажут, как вызвать спасателей.

Помощь придет из ближайшего филиала. Пока сломавшийся автомобиль тянут к цивилизации, оператор «Авто-Спаса» предложит варианты ремонта, цен на запчасти, ночлег и т. д. Так что пострадавший сразу ясно представляет, что, где, когда и почем.

Централизация заказов и подбор вариантов эвакуации и ремонта – главные козыри компании. При этом «АвтоСпас» – не благотворительная, а вполне коммерческая фирма. Так, километр пробега (в оба конца) для эвакуатора стоит 10 рублей. Эвакуация, скажем, грузовика от Пензы до Ульяновска обойдется примерно в 6 тыс. руб. (хотя можно сэкономить, организовав ремонт в самой Пензе). Недешево! Но сколько шансов, оставив сломанную машину на дороге, через несколько часов застать ее в том же виде? Кстати, в некоторых ситуациях спасатели могут получить деньги задним числом (это предусмотрено правилами). В любом случае, по словам Андрея Бычкова, высокодоходным и прибыльным предприятием «АвтоСпас» считать не стоит (деньги он, как и раньше, зарабатывает на грузоперевозках). Но ведь не прибыли ради затевалось это дело, а чтобы помочь на трассе таким же, как и он, водителям… Если нет единой государственной системы помощи на дороге – надо кому-то это дело начинать. В конце концов, и немецкий ADAC когда-то начинался с группы энтузиастов!

…Все сотрудники «АвтоСпаса» помнят случай, когда вечером 31 декабря под тяжелой фурой рухнул пролет старого моста. Грузовик встал свечкой в воде параллельно опоре, кабина торчала над оставшимся пролетом метра на два, полуприцеп лежал в воде и крошеве льда... Работать пришлось вместе с Пензенским управлением МЧС. В общем, тогда и Андрей, и руководитель областного МЧС встретили Новый год на рабочем месте. Есть уже у «АвтоСпаса» и постоянные клиенты. Среди людей серьезных (в основном из числа дальнобойщиков) особняком – некий пензенский бизнесмен. Осенью, зимой и весной он настойчиво испытывает внедорожные качества своего «джипа», каждый раз закапывая его по самые ступицы в окрестных лесах. А потом звонит в службу: «Вытащите меня отсюда…» Почему бы и не помочь? Такая ведь работа…

Подпишитесь на «За рулем» в