Ралли 4х4. хроника ралли-рейдовой державы

РАЛЛИ 4Х4. ХРОНИКА РАЛЛИ-РЕЙДОВОЙ ДЕРЖАВЫ

Дисциплина, которую французы называют Rallyes Tout Terrains (вседорожное ралли), а ФИА именует Cross-Country Rally (ралли по пересеченной местности), в России прижилась под названием «ралли-рейд».

Она молода, созрела в конце 80-х, когда Кубок мира по ралли-рейдам только-только набирал обороты. Сегодня это уже грандиозный турнир из восьми этапов, проходящих в Южной Америке, Азии, Африке и Европе.

РОССИЙСКИЙ ПОДХОД

Европейский подход к любым гонкам всегда отличался от американского. За океаном ведь тоже культивируют многочасовые и многодневные заезды по пустыням, но там с национальным размахом непременно конструируют монстроподобные прототипы. Европейцы пошли по привычному пути адаптации серийных машин. В Штатах соревнования сотен (!) участников с десятками тысяч зрителей превратились в шоу-бизнес. А Кубок мира, собирая порой всего по 40 экипажей, стал, как и задумывалось, ареной конкурентной борьбы автопроизводителей.

Россия появилась в этой истории в 1997 году сразу с собственным этапом Кубка – «Мастер-ралли», обосновавшимся в регламенте ФИА после размолвки чиновников с организаторами «Дакара». (По иронии судьбы, именно «Дакар» впоследствии стал символом и заветной вершиной для большинства покорителей бездорожных пространств.) А «Мастер-ралли» впервые прошло по маршруту Париж–Стамбул–Самарканд–Москва и финишировало в день празднования 850-летия столицы. Это был первый коллективный выезд отечественных «оффроудеров» на международное соревнование и… первый чемпионат России по ралли-рейдам, разыгранный на участке от Самарканда до Москвы. И сильнейший катализатор для развития «движения 4х4» на нашей земле.

Сегодня мы проводим чемпионат и Кубок России по ралли-рейдам, не считая самостоятельных гонок разного рода. Очаги внедорожного автоспорта есть на всей территории страны: это Петербург и Иркутск, Челябинск и Ростов. Около полусотни экипажей – завсегдатаи этапов чемпионата. А некоторые наши лидеры регулярно выезжают и на Кубок мира.

В силу специфики отечественного автопрома российские ралли-рейды не успели превратиться в подиум для демонстрации возможностей заводов. ВАЗ и УАЗ, подобно тени отца Гамлета, участливо ходят вокруг соревнований, но не спешат материализоваться.

ДВА ПУТИ ВООРУЖЕНИЯ

Регламент делит автомобили, стартующие в российских ралли-рейдах, на четыре класса: Т1 (серийные, подготовленные для спорта), Т2 (прототипы), N (национальный) и T4 (грузовики). Одно время был еще класс «Рейд» для обычных, «гражданских» машин, чьи водители любят путешествия и приключения. За возрождение «Рейда» голосуют многие, но ведь для обычных машин необходимо прокладывать отдельную – облегченную трассу…

Самая многочисленная группа – национальный класс, занимающий около половины «табели о рангах». Однако спортивную погоду определяют не ВАЗы с УАЗами, а заморский автопарк. Среднестатистический идеал «оффроудера» – титулованный «Мицубиси Паджеро» разных модификаций. Остальные выбирают «Тойоту-Ленд Крузер», и лишь единицы – «Ниссан-Пасфайндер», «Джип Чероки» или экзотические прототипы наподобие «Боулера-Уайлд Кэт».

Вопрос, где взять автомобиль для ралли-рейдов, решается двумя способами: покупкой подготовленной машины за границей или «самостроем». Первый вариант, если стремиться к призам и победам, обходится в сотни тысяч долларов, второй заметно дешевле, но не столь эффективен.

Так или иначе, «гонка вооружений» идет полным ходом – и каждый новый сезон приносит новое поколение более совершенных и дорогих аппаратов. Начавшись как «адреналиновое развлечение» гонщиков-любителей, сегодняшние отечественные ралли-рейды – сформированная отрасль автоспорта с серьезным менеджментом. У каждой команды – фирменный стиль и единая техническая база.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Люди в ралли-рейдах, конечно, собираются разные, но общее у них непременно есть. Вот что говорят о любимом занятии они сами. Петербуржец Борис Гадасин, неоднократный чемпион России: «Ралли-рейды – спорт для умных и расчетливых. Здесь почти нет спортсменов моложе тридцати. Хорошие результаты показываешь в том случае, если едешь не только быстро, но и надежно, стабильно, аккуратно. А это приходит с опытом. Важна тактика, а не только голый пилотаж».

Андрей Слепушкин, организатор ралли-рейда «Хазарские степи» и руководитель команды «Гео-Рейд»: «В классическом ралли штурман до старта успевает несколько раз выверить легенду. В ралли-рейдах трасса – зачастую абсолютная новость для экипажа, несущегося навстречу неизвестности. Кроме этого, порой приходится и пыль-песок поглотать, и лопатой помахать». Все верно, пилот, отправляющийся на 500-километровый скоростной участок в безлюдной местности, должен уметь многое.

Тот же Гадасин утверждает, что у российских «оффроудеров» хорошие перспективы на мировой арене: «Если посмотреть на наших раллистов, то даже на очень сильных машинах они выступают на серьезных международных гонках ни шатко ни валко. Мы же на равных боремся с сильнейшими экипажами. Примеры – призеры Кубка мира Михаил Нарышкин, Александр Хроль, Владислав Ракитянский. Кроме них в России достаточно гонщиков, способных при должном финансировании навести шороха за рубежом».

Ралли-рейд – та самая гонка, которую можно на очень хорошем уровне провести в России с ее-то дорогами. «Мастер-ралли» кануло в Лету, но его идея жива. К слову, Россия до сих пор единственная держава, проведшая ралли-рейд… зимой. Стартовавшие в нем иностранцы получили порцию совершенно небывалых ощущений: «В этом что-то есть! А то все жара да пески…»

Подпишитесь на «За рулем» в