Специальный репортаж. две минуты с тони

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ. ДВЕ МИНУТЫ С ТОНИ

В качестве острого соуса к основному блюду – редкая возможность познакомиться с боевым раллийным автомобилем, выступающим в чемпионате мира. Причем намного ближе, чем это можно сделать, стоя на обочине трассы.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Новый раллийный болид «Шкоды» зовут «Фабия WRC». Прежде базой для гоночных экспериментов компании была «Октавия», но в связи со сменой модели и более удачной компоновкой донором для очередного WRC – World Rally Car стала «Шкода Фабия». Впрочем, даже беглый осмотр убеждает, что от стандартного автомобиля остались «рожки да ножки». Да и то будет преувеличением – раздутые колесные ниши, опущенный до самого асфальта передний спойлер, огромные прорези в капоте, через которые выходит воздух, охлаждающий интеркулер и моторный отсек. А еще – двухэтажное антикрыло, регулируемое по всем параметрам, внушительный воздухозаборник на крыше. Все это не причуды формы, а содержание, необходимое для того, чтобы соперничать с лидерами чемпионата мира.

Начинка машины типична для раллийных монстров: двухлитровый мотор с турбонаддувом, шестиступенчатая полуавтоматическая коробка передач, привод на все колеса с тремя электронно-управляемыми дифференциалами повышенного трения. Хотя предусмотрена возможность переключать передачи обычным рычагом, для управления коробкой пилот, как правило, использует два «лепестка» справа и слева от руля. Правый переключает «вверх», левый «вниз». Между сиденьями рядом с рычагом переключения передач торчит еще один, не уступающий ему в размерах. Этот нужен для распределения тормозных сил. Пару качков назад – сильнее тормозят задние колеса, пару вперед – передние.

ХЛЕБ РАЛЛИСТА

Вот и моя очередь прокатиться. Понятно, что не на левом сиденье. Надеваю шлем и комбинезон, усаживаюсь на место штурмана. За рулем – пилот заводской «шкодовской» команды Тони Гардемайстер. Застегиваю пятиточечные ремни, потуже подтягиваю верхние лямки. Механик спешит на помощь и затягивает ремни уже так, что ни охнуть ни вздохнуть… Тони выжимает сцепление и включает первую передачу, чувствуется резкий удар в трансмиссии – синхронизаторов на гоночных коробках нет. Грохот стоит жуткий. Маршал безопасности берет в руку флаг – тут-то пилот и наступает на педаль газа. Гоночный мотор ревет и стреляет в выхлопную трубу – кажется, вот-вот оторвется выпускная система.

Взмах флагом – старт! Мощнейший толчок в спину, первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая! Передачи включаются гораздо быстрее, чем вы успели об этом прочитать, а мы не проехали и полутора сотен метров! Асфальтовая трасса очень извилиста и изрядно полита дождем, так что гонщик выкладывается по полной. Четыре с половиной километра занимают чуть более двух минут. Но каких минут: если верить расшифровке, за это время Тони 86 раз переключил передачу! Это я узнал потом, а пока просто полюбовался филигранной техникой управления. Ноги «играют» двумя педалями: правая – газом, левая – тормозом. Сцепление отдыхает: его педаль нужна лишь для троганья с места, а дальше вступает в действие полуавтомат переключения. Пальцы пилота непрерывно трогают то один, то другой рычажок у руля. А вот сама баранка поворачивается едва ли больше, чем на четверть оборота. Изредка правая рука Тони касается рычага распределения тормозных сил – в мокрых поворотах малого радиуса он прибавляет усилия задним колесам, в быстрых поворотах на сухом асфальте (под деревьями дождь почти не намочил дорогу) прибавляет передним, для более эффективного торможения. Соответственно и виражи проходятся по-разному: эффектное скольжение в первом случае и ювелирное вкатывание во втором. Впечатляет!

– Вы великолепно водите эту адскую машинку!

– Нет, это обычная тренировка, просто для такой трассы поставили коробку с «коротким» рядом и приходится много работать…

Мастер, похоже, лукавит. Судя по всему, и с другими коробками обуздать гоночную «Шкоду» не намного легче. А сравнивать управление автомобилем WRC и обычной машиной попросту невозможно – все равно что сравнивать пилотов реактивного истребителя и «кукурузника». Теперь, когда позади эти две минуты рядом с Тони, никогда не скажу, что гонщики даром едят свой хлеб…

Подпишитесь на «За рулем» в