Чем меньше, тем… больше?

Сравнительный тест Hyundai Getz, Fiat Panda, Opel Corsa, Volkswagen Pointer.

Hyundai Getz

Весной 2002 года дебютировали пяти- и трехдверный хэтчбек.

Двигатели для России: 1,3 и 1,6 л (85–105 л. с.).

Коробки передач:5-ступенчатая механическая, 4-ступенчатый «автомат».

Комплектации: GL, GLS.

Цена: $9990–15 290.

Fiat Panda

Весной 2003 года в Женеве представлен 5-дверный хэтчбек.

Двигатель для России: 1,2 л, 60 л. с.

Коробка передач: 5-ступенчатая механическая.

Комплектации: Actual, Active, Dynamic, Emotion.

Цена: $12 150–20 500 (Є9135–15 424).

Opel Corsa

Осенью 2000 года представлены 3- и 5-дверный хэтчбек. Рестайлинг в 2004 году.

Двигатели для России: 1,0; 1,2; 1,4 л (60–90 л. с.).

Коробки передач: 5-ступенчатая механическая, автоматизированная механическая Easytronic, 4-ступенчатый «автомат».

Комплектации: Essentia, Enjoy, Cosmo.

Цена: $10 990–15 455.

Volkswagen POINTER

Производится в Бразилии с 1981 года. Последнее, третье поколение представлено в 2000 году. Рестайлинг – 2004 год.

Двигатели для России: 1,0; 1,8 л (65–99 л. с.).

Коробка передач: 5-ступенчатая механическая.

Комплектации: Basis, Safety, Safety+, Safety++.

Цена: $9499–11 938.

Желающих ездить на современном автомобиле немало, но цены на машины, особенно из Европы, кусаются. Может, ограничиться компактным В-классом? Благо новинок тут хватает. На российский рынок выходят «Шевроле Авео» и победитель конкурса «Автомобиль года-2004» «ФИАТ-Панда». «Фольксваген Пойнтер», хоть и не новичок, по-настоящему лишь теперь стал доступен массовому покупателю.

Хочется еще раз взглянуть на признанного фаворита рынка – «Хёндэ Гетц». Его продажи в этом году, как ожидается, превысят 10 тысяч. Ну а в качестве «печки» в нашем тесте мог бы послужить модернизированный в очередной раз «Опель Корса» – теперь с литровым мотором. Он окажется интересной парой «Фольксвагену-Пойнтер» с двигателем того же объема.

Впрочем, на динамике свет клином не сошелся. Дороги полигона засыпаны снегом, и приборные замеры придется отложить до апреля, когда асфальт вновь вылезет из-под белого зимнего покрывала. Зато больше внимания уделили свету фар, отоплению салона и «зимней» управляемости. Ведь скользить по льду и снегу можно сколько угодно без особого вреда для шин. Объявленные базовые цены этих автомобилей – 10 тысяч долларов или чуть выше. Но это в рекламе, а на самом деле…

«ШЕВРОЛЕ-АВЕО»

Концерн «Дженерал моторс» огромен, об истории его торговых марок можно прочесть даже не лекцию, а целый курс. Пожалуй, самый «глобальный» из брендов – «Шевроле». Ныне под ним и «Нива», и «Корвет», и... бывший «Дэу Калос». Впрочем, это название теперь заменили вполне благозвучным. А то народ у нас, знаете, острый на язык.

Правда, о внешности ничего «эдакого» сказать нельзя. Седан «Авео» выглядит свежо и достаточно оригинально. Его появление в этой компании – отчасти вынужденный шаг: на момент теста товарных хэтчбеков еще не было. Однако багажник пятидверной машины все же удалось замерить, а водительские впечатления, надо полагать, не будут так уж различны.

Естественно, седан превосходит собрата размерами багажника, но и хэтчбек выглядит неплохо, с минимальным отрывом лидируя в пятерке по этому параметру.

Компактный автомобиль – тесный автомобиль? Это не про «Авео». По размеру салона он, пускай с небольшим преимуществом, обходит «Гетц» и «Корсу». К тому же замеренное линейкой не всегда соответствует ощущениям. А вдоволь попутешествовав из салона в салон, убедились, что «ощущение простора» сильнее именно в «Авео». Поначалу неплохо и на его заднем сиденье, но неудачная форма спинки и ее сильный наклон не позволяют принять удобную позу.

Обладатель самого мощного мотора, «Шевроле Авео» уверенно разгоняется на любой передаче. В городе это позволяет стартовать в первых рядах, на трассе – уверенно обгонять, благо при «длинных» IV и V передачах переключаться на третью почти не приходится.

На льду «Шевроле» держится уверенно, на снежные переметы и гребни реагирует не слишком резко – даже усталый или неопытный водитель успеет принять меры. Хотите пошустрее? Никаких проблем: «Авео» делает свою работу все так же – с толком, с чувством, с расстановкой. Правда, откровенного хулиганства не любит – занос допустим лишь в минимальных пределах. А лучше ехать без скольжений. Оценка – хорошо.

Напоследок измерим просвет. Приятный сюрприз – 155 мм, правда, без защиты.

«ХЁНДЭ-ГЕТЦ»

Старый знакомый поучаствовал во многих редакционных тестах. Правда, только в теплое время года. В чем отличия зимой? Климат в порядке – тепло и сухо. Если влажно, можно призвать на помощь кондиционер – при нуле градусов он еще работает. Хотелось бы оценить головной свет, но вот незадача – на демонстрационную машину дилером установлены биксеноновые (!) фары. Получилось ярко, а если убрать защитные экраны из плексигласа – и вовсе великолепно. Но наш рассказ – о серийном «Гетце».

Его интерьер скуп только на базовой модели – в варианте GLS передняя панель украшена серебристой вставкой. Хотя основной материал панели и руля выглядит грубовато, иных претензий к нему нет – не скрипит и приятен на ощупь.

Обмерили водительское место – обзорность и диапазон регулировок неплохи. Но любой автомобиль из пятерки «ограничивает» рост водителя. Конечно, благодаря высокому потолку в «Гетце», «Корсе» или «Авео» поместится и двухметровый детина, но уже при 190–195 см посадка покажется недостаточно комфортной. Регулировка сиденья по высоте входит в комплектацию GLS, но мало помогает, приподнимая лишь передний край подушки.

Пересев из любого другого автомобиля нашей пятерки в салон «Гетца», убеждались: на холостом ходу двигатель здесь едва слышен. Но не надейтесь, что тишина будет сопровождать вас всю поездку – выше 3500 об/мин голос мотора становится весьма настойчивым. К счастью, с ростом оборотов не портится его характер – он неплохо везет с самых «низов», ощутимо прибавляя после 3000. В сочетании с «длинными» передачами это делает автомобиль удобным не только в городе, но и на трассе, вдобавок улучшается экономичность.

На скользкой дороге «Хёндэ Гетц» демонстрирует неплохую устойчивость, слабо реагируя на неравномерное покрытие и колейность. Впрочем, с последней надо быть настороже: дорожный просвет невелик, и частенько слышится, как защита моторного отсека скребет по снегу. Неплох «Гетц» в ледяных виражах, но только до известного предела. Зайдите в поворот побыстрее – и с резким заносом задней оси уже не так легко справиться.

К тому же усилитель руля явно настроен под асфальт – на льду положение колес можно лишь угадывать, а потому лишний раз перехватывать руль не рекомендуется.

«ФИАТ-ПАНДА»

Вы любите пиццу? Нет – неважно! Она круглая, желтая и похожа на маленькое солнце. «Панда», попавшая на тест, тоже была солнечно-желтого цвета. Возможно, это повлияло на наши оценки: холодными и темными вечерами так не хватает тепла… В иных автомобилях все стандартно: серый и черный пластик, иногда со светлыми вставками «для оживления». Практичная и немаркая обивка – нет, это не про «Панду».

Питаться лишь духовной пищей можно, как утверждают медики, месяца два. Потом – каюк. Так и с автомобилями: какие бы эмоции ни вызывал экипаж на стоянке, оценивают его на дороге…

В городе «Панда» производит только положительное впечатление: с легкостью просачивается сквозь тесные переулки, легко паркуется в любом дворе, руль крутится буквально одним пальцем, даже без режима «City». Благодаря высокой посадке дорога как на ладони. Коротенький рычаг переключения передач сам ложится в руку, а не слишком мощный, но тяговитый моторчик уверенно везет с «низов», не заставляя лишний раз переключаться…

Городские улицы сменяет темное и грязное шоссе, потом заснеженные дороги полигона. Веселье заканчивается одновременно с заходом солнца. Вентилятор отопителя на вторую скорость – иначе холодно. Бензин из бака убывает подозрительно быстро. Ах, там же всего 35 литров, а на высоких скоростях «Панда» демонстрирует здоровый аппетит. Когда темно, хочется, чтобы фары светили подальше и лучше освещали обочины. Вышел, протер – не помогло… Сменилось дорожное покрытие – теперь ледяная колея на снежном накате – «Панда» неуверенно ерзает, порываясь вырваться, а когда одно из колес пробивает пятисантиметровый снежный бруствер, действовать надо уверенно, четко и ни в коем случае не сбрасывать газ. Порезвимся на площадке? Все в порядке: автомобиль отлично реагирует на руль и педаль газа, но развивающийся занос надо парировать быстро.

А определить, что происходит с ведущими колесами, «на ощупь» не получается – руль «пустой». Результат – ошибки, излишняя компенсация заноса и «раскачка». Это на полигоне весело лететь боком, вздымая снежные вихри, а на трассе перед встречным?

Закончилась жидкость в бачке омывателя, где же эта емкость? Горловина толщиной с большой палец запрятана с глаз подальше. Без воронки половину прольешь…

«ОПЕЛЬ-КОРСА»

Ярко-красный – цвет быстроты и оптимизма. Конечно, зная, что под капотом только три цилиндра, а рабочий объем меньше литра, предъявлять высокие требования неразумно. Но к интерьеру хотелось бы подойти критичнее.

Радикально-черный цвет отделки солиден, но от компактной машины ждешь хоть чуточку легкомыслия. Скромную панель приборов разбавляет традиционный для «Опеля» центральный дисплей; он отображает настройки приемника и показания наружного термометра. Последний, как водится, вовремя напомнит о гололеде.

Хотя «Корса» родилась, когда понятия «высокий хэтчбек» еще не существовало, по объему салона составить ей конкуренцию непросто. А благодаря большим, почти квадратным проемам и регулируемому наклону спинки заднего сиденья немецкий «компакт» воспринимается как микролимузин.

Водительское место характеризует скромное, но удобное сиденье с толковой регулировкой по высоте, прекрасная досягаемость органов управления и возможность подобрать удобную посадку почти для любого роста и фигуры. Даже короткая подушка сиденья не портит впечатления. Стоит повернуть ключ зажигания, салон наполняется характерным стрекотанием трех цилиндров. На высоких оборотах шум становится «благороднее» – и заметно громче. Характер у моторчика боевой – «все или ничего». Поэтому скоростной диапазон «Корсы» поделен на отрезки в соответствии с возможностями двигателя. Если «крутить» его до ограничителя, динамика приятно удивит не только вас, но и окружающих. Впрочем, обольщаться не стоит – на трассе комфортный «потолок» «Корсы» 110–120 км/ч, выше запаса динамики нет, да и шум двигателя из бодрящего становится надоедливым. Зато расход топлива остается приятно низким.

У трехцилиндрового мотора ЭКОТЕК, похоже, тот же насос системы охлаждения, что у четырехцилиндровых. Зимой на холостом ходу он никогда не прогревается до рабочей температуры, но в движении – это дело максимум двух минут.

Электроусилители «как класс» не пинал только самый ленивый журналист. Невероятно, но факт: реактивное действие на руле «Корсы» сохраняется и на малых скоростях, и на голом льду.

Сегодня «Дженерал моторс» предлагает «опели» как с адаптированной к российским условиям, так и с «европейской» подвеской. Подопытная «Корса» оказалась с европейским пакетом – 125 мм без защиты.

Вполне уверенно «Корса» справилась и с ледяными колеями, и с небольшими снежными брустверами, оставленными уборочной техникой, все водители из нашей пятерки ехали на ней заметно быстрее.

Но самым приятным сюрпризом оказалась управляемость в ледяном повороте. Третьей передачи едва достаточно, чтобы сорвать в пробуксовку шипованные шины, а «Корса» продолжает подзуживать: быстрее, еще быстрее! Эту уверенность легко почувствовать: автомобиль отлично управляется не только рулем, но и газом, позволяя менять траекторию уже на дуге поворота. В общем, для любителей ледяной «фигурки» – то, что надо.

«ФОЛЬКСВАГЕН-ПОЙНТЕР»

Гость из Бразилии впервые попал на сравнительный тест. Не сказать, что в представительстве фирмы этому были рады. Оно и понятно – на фоне европейских моделей «Фольксвагена», для которых в сравнении любое место, кроме первого, неприемлемо, «Пойнтер» выглядит блекло. Небольшой салон, скромная комплектация, шумный и непригодный для динамичной езды двигатель. Все это мы уже знали. Но зима и плохие дороги уравнивают шансы разных моторов, и на передний план могут выйти совсем другие особенности.

Когда передачи приходится переключать часто, к удобству этого процесса относишься требовательно. Короткий рычаг с длинными ходами не очень удобен – в крайних положениях он слишком наклонен. И еще – отчаянно вибрирует при пробуксовке. Коллегам за рулем «Пойнтера» не понравился смещенный в сторону руль – если положить руки «без пятнадцати три», разница становится заметной. Зато широко разнесенные передние сиденья создают «иллюзию большой машины».

Но чем больше километров наматывали, удаляясь от столичных огней, тем меньше оставалось критических замечаний. В салоне тепло и никаких проблем с вентиляцией, дорожный просвет позволяет не обращать внимания на снежные глыбы и отвалы, тормоза без ABS уверенно работают на грани блокировки, в том числе на льду. Даже усилитель руля нисколько не крадет информацию о дороге. Лишь рыскание машины, заметное благодаря мягкой и длинноходной подвеске, создает напряжение на зимней дороге. Впрочем, на точности управления оно мало сказывается – просто нужно привыкнуть…

Ледяной вираж оказался несложным препятствием. Из-за хорошей курсовой устойчивости «Пойнтера» «ломать» его на входе приходится довольно грубо, но он легко поддерживает нужный угол заноса и позволяет менять траекторию. Даже новичок за рулем без труда вернет контроль над машиной после резкого маневра. Пересев потом на «образцовую» «Корсу», пару минут привыкаешь «пилотировать» более точными и четкими движениями.

ДЕСЯТЬ ЗА ПЯТНАДЦАТЬ

Иномарка за 10 тысяч долларов – этот трюк всегда будет привлекать покупателя. А можно ли все-таки приобрести такую машину? Теоретически – да. Хотя отбрасывать обязательную страховку и налог в общем-то некорректно. В прайс-листах «Шевроле» и «Хёндэ» есть «Авео» за $9900 и «Гетц» за $9990: их действительно можно купить в базовой комплектации с одной подушкой безопасности и без кондиционера. Впрочем, «Шевроле» в «базе» заметно проигрывает: у него нет усилителя руля и электростеклоподъемников. А стоят они не 90, а 900 долларов. «Фольксваген Пойнтер» за $9499 тоже реален – но лишь с трехдверным кузовом без подушек безопасности и гидроусилителя. Пятидверный «Пойнтер» в аналогичной комплектации стоит $9841.

Базовая цена трехдверной «Корсы» в исполнении «Эсенша» – $10 990. Пятидверная машина с литровым мотором стоит $11 290 – с одной подушкой безопасности и без электрического усилителя руля.

Наименее выигрышно смотрится в этой компании «ФИАТ-Панда» за 9400… евро. Этим все сказано, ведь в более привычных долларах в день теста ее цена составляла $12 500.

Цены тестовых автомобилей – в подписях к фото. Две из них вплотную подходят к 15-тысячной отметке. Конечно, «подопытный» «Хёндэ Гетц» ($14 739) нашпигован дополнительным оборудованием, как рождественский гусь яблоками – от «навороченного» парктроника ($340) до биксеноновых фар ($695). Комплектация соответствует предпочтениям россиян – все «навороты» при единственной подушке безопасности. Без «лишнего» его цена в исполнении GLS составит $12 550.

Седан «Шевроле Авео» выглядит скромно. Из «излишеств» может похвастаться лишь кожаным рулем, но при цене $12 950 он оснащен двумя подушками. В более богатой комплектации верхняя планка цены $14 150 – за боковые подушки, ABS и легкосплавные колеса. Хэтчбек в схожей с «Хёндэ Гетц GLS» комплектации обойдется в $12 750 – также с одной подушкой, но куда более мощным двигателем.

На этом фоне цена тестового «Опеля-Корса» ($14 900) выглядит завышенной. Без малого 15 тысяч за машину с неразрезной спинкой заднего сиденья и электрическими стеклоподъемниками только спереди? Да – за полноразмерные подушки безопасности (в базе маленькая «европейская» только у водителя), кондиционер и электроусилитель руля «Опель» просит $1700!

ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ

Она существует, и вывести ее в нашем случае несложно. Автомобиль, вполне удовлетворяющий повседневные транспортные потребности, сегодня лучше делают в Корее. Недостаток индивидуальности изжит: ведь облик «Гетца» и «Авео» создан в Италии, признанной Мекке художественного конструирования.

Европейский подход: «минимум за разумные деньги» во многих случаях оправдан, но при тщательном подсчете стоимость дополнительного оборудования нередко перевешивает все достоинства машины. Экономят на всем – от обивки и уплотнителя капота до мотора: маленький объем – маленький налог. Не будем, однако, наступать на мозоли Европейского союза. Не дай бог, у нас такие налоги введут – на велосипеды пересядем!

И все же попытки создать недорогой и вполне современный автомобиль продолжаются. «ФИАТ-Панда» – вполне удачный тому пример. Нисколько не сомневаемся, что его высокая оценка европейскими журналистами справедлива. Проблема в том, что наши условия эксплуатации, как бы это помягче сказать, отличаются от европейских…

Возможно ли счастье с литровым мотором? Вполне, если у него приемлемая характеристика, а передаточные числа хорошо подобраны. Естественно, динамика за сотней оставляет желать лучшего, а каждый пассажир в салоне ощущается отнюдь не «шестым чувством». Проблема в том, что нужной гибкостью обладают лишь умеренно форсированные моторы – а неискушенный потребитель хочет побольше «лошадей». Решить эту задачу конструкторам непросто: если «Корса» заслуживает здесь твердой «четверки», то «Пойнтер» с трудом заработал «удовлетворительно».

Итак, за симпатии и кошельки российских автомобилистов будут сражаться «Хёндэ Гетц» и «Шевроле Авео», причем первый пока обладает хорошим позиционным преимуществом, а второй готов конкурировать, предоставив равные цены при более мощных моторах. Остальным же, несмотря на все достоинства, уготована роль подтанцовки.

НОМИНАЦИЯ «ФАВОРИТ»

Быть первым – не просто. Симпатии автолюбителей не купишь только рекламными проспектами.

Тысячи проданных в России «гетцев» убеждают в том, что своего покупателя он находит. Корейская настойчивость и итальянский дизайн составили удачную пару. Свою роль сыграла и привлекательная цена – за два года базовый «Гетц» подорожал только на $500. Говорят, качество тоже не подводит. При нынешнем курсе евро конкуренция «европейцев» ему не грозит. А вот «Шевроле Авео» может откусить солидный кусок пирога, который «Хёндэ» уже считает своим.

НОМИНАЦИЯ «МИСС СИМПАТИЯ»

Внешность – не последнее дело. Первое впечатление от автомобиля определяет именно она.

К «ФИАТ-Панда» трудно остаться равнодушным. Даже выставляя не самые лестные оценки, чувствуешь странную привязанность к очаровательному, но немного несуразному автомобилю. Такие выбирают сердцем, а не разумом. Наверное, можно улучшить устойчивость и комфорт. Но пусть будет все как есть. «Панде» нельзя становиться взрослой – если вырастет, она превратится в «Мультиплу»…

НОМИНАЦИЯ «ПРОВИНЦИАЛ»

«Фольксваген Пойнтер» – лидер по части геометрической проходимости. Большой дорожный просвет, длинноходная комфортабельная подвеска, просторный багажник пригодятся в первую очередь не на столичных магистралях. Там же будет оценена по достоинству и простота конструкции, и достойное поведение на скользкой дороге, пусть даже в ущерб острым реакциям. Автомобиль вполне конкурентоспособен… за пределами мегаполиса, если будет трудиться в качестве «рабочей лошадки».

РЕЗЮМЕ

Chevrolet Aveo – хочет быть солидным автомобилем, и это у него получается.

+ Мощный и тяговитый двигатель, просторный салон, большой багажник, высокий дорожный просвет, комфортабельная подвеска, ощущение простора.

- Скромный диапазон регулировки руля, неудачное заднее сиденье, недостаточно четкое переключение передач, «отстраненность от водителя».

РЕЗЮМЕ

Hyundai Getz – золотая середина: эмоциональный выбор рациональной идеи.

+ Запоминающаяся внешность, трансформируемый салон во всех комплектациях, тяговитый и экономичный двигатель, хорошее качество сборки, низкий уровень шума.

- Малый дорожный просвет, небольшая энергоемкость подвески, посредственная информативность рулевого управления, неудачная посадка для рослого водителя, высокая цена с двигателем 1,6 л.

РЕЗЮМЕ

Fiat Panda – кусочек Средиземноморья под хмурым московским небом. Опять не там…

+ Запоминающаяся внешность, удобная характеристика двигателя, отличная обзорность, приятный интерьер, высокая маневренность.

- Тесный салон, неудобная посадка назад, неинформативный руль, слабый отопитель, маленький багажник, числа на ценнике ниже, чем у коллег, но... в евро.

РЕЗЮМЕ

Opel Corsa – немецкий порядок и бережливость в одном лице.

+ Удобное место водителя, отличная управляемость, точный руль, хорошо подобранные передаточные числа, экономичность, просторный сзади салон. - Маленький дорожный просвет, шум двигателя на высоких оборотах и слабая тяга на малых, скупая базовая комплектация, дорогое дополнительное оборудование.

РЕЗЮМЕ

Volkswagen Pointer – друг человека.

+ Комфортная подвеска, просторный багажник, высокий дорожный просвет, устойчивость на скользкой дороге, удобные тормоза.

- Шумный, с негибкой характеристикой двигатель, неудачно подобранные передаточные числа, неоптимальная компоновка рабочего места, склонность к раскачке, бедная панель приборов.

Подпишитесь на «За рулем» в