Сага о платформе pq35

Рассказываем об автомобилях концерна VW, построенных на платформе PQ35.

]

Двигатели: бензиновые 1,6–3,2 л (102–250 250 л.с.), турбодизели 1,9 и 2,0 л (105 и 140 л.с.).

Коробки передач: механические 5- и6-ступенчатые, автоматические 6-ступенчатые. Привод — передний или полный.

Комплектации: Attraction, Ambition, Ambiente.

Цена: $29 000–61 000.

Skoda Octavia

Первое поколение появилось в 1996 году. Дебют второго — 2004-й, сначала с кузовом хэтчбек, затем универсал.

Двигатели: бензиновые 1,4–2,0 л (75–140 л.с.), турбодизели 1,9 и 2,0 л (105 и 140 л.с.).

Коробки передач: механические 5- и 6-ступенчатые или 4- и 6-ступенчатые автоматические. Привод — передний или полный (для универсала).

Комплектации: Classic, Ambiente, Elegance.

Цена: $20 763–34 271.

Volkswagen Touran

В 2003 году в линейке «Фольксвагена» появился «Туран» — мини-вэн компактного класса на платформе будущего «Гольфа V».

Двигатели: для Европы восемь вариантов бензиновых и дизельных 1,6–2,0 л (102–150 л.с.).

Коробки передач: 5- и 6-ступенчатые механические или DSG. Привод — передний.

Комплектации: Basis, Trendline, Highline.

Цена: $24 167–36 760.

Лет тридцать назад даже в популярных классах вполне хватало пары кузовов — седана и универсала. Потом пришла мода на хэтчбеки. Кабриолеты и купе, до поры жившие сами по себе, тоже оказались неожиданно востребованы. А еще теперь есть мини- и микровэны! И если поначалу разные кузова одной модели были максимально унифицированы, то ныне возобладала индивидуальность.

Поэтому нынче принято говорить уже не о модели — о семействе, построенном на одной платформе (см. ЗР, 1999, № 5). При всех внешних различиях у машин сходны силовые элементы кузова, подвески, трансмиссии, моторы и многое другое, скрытое от глаз.

В последние годы большинство марок объединились под флагами нескольких крупных концернов, и теперь преимущества платформы стремятся реализовать в корпоративных рамках. К примеру, на «фордовской» платформе С1 построены «Mazda 3», «Volvo S40/V50» и новый «Фокус» вместе с «С-max».

Максимальной степени интеграции добился концерн «Фольксваген», широко используя базу «Гольфа» четвертого, а теперь и пятого поколения. Вообще говоря, платформу PQ35 следовало бы назвать «турановской» — с этим мини-вэном она дебютировала в начале 2003-го. Той же весной ее примерил «Ауди А3» и лишь осенью 2003-го появился «Гольф V». Сегодня на этой платформе строят автомобили четырех марок и пяти моделей — кроме названных, еще «Шкоду-Октавия» и «СЕАТ-Толедо». Этот ряд готовы пополнить «Volkswagen Golf Plus/»>Фольксваген Гольф Плюс», седан и универсал «Фольксваген Бора», а позже наверняка появятся кабриолеты...

Насколько похожи одноплатформенные родственники? Отважимся сравнить несравнимое: динамичный и яркий «Ауди А3 Спортбек», практичный хэтчбек «Шкода Октавия» и семиместный вагон «Фольксваген-Туран».

НЕСХОДСТВО ХАРАКТЕРОВ

Обледеневший полигон присыпан снегом. Тут и пешком-то ходить скользко, зато ездить можно как угодно — и боком, и задом, и волчком! Конечно, системы стабилизации (они есть на всех трех машинах) стараются вовсю — спасибо за заботу, но пока их придется отключить.

«Ауди» покоряет устойчивостью и стабильностью на траектории — без малого две трети массы приходится на переднюю ось. Даже если машину специально отправить в глубочайший, градусов 130, занос (по сути, задом наперед), она самостоятельно перестает вращаться и разворачивается носом вперед! Автомобиль покоряет плотной подвеской, быстрыми цельными реакциями, отличным чувством дороги.

Иное дело «Шкода» с небольшим бензиновым мотором — она на полтораста килограммов легче А3 и не столь изысканна в управлении. Массивная корма охотно проваливается в занос, из которого машину можно вытащить только тягой мотора или... системой стабилизации. Достоинства «Октавии» — высокий комфорт, мягкая подвеска, без труда глотающая даже крупные выбоины. Впрочем, это нюансы; в общем же найден разумный компромисс между комфортом и управляемостью. Немал и дорожный просвет: 160 мм — лучшего на наших дорогах и желать трудно.

Высокий, массивный «Туран» — наиболее степенный и солидный. Мягкий, вместительный, он однозначен в чуть замедленных реакциях и покоряет продуманностью эргономики и отличным обзором. К слову сказать, все три автомобиля адаптированы для России и отличаются очень низким уровнем шума.

ПЛЮС-МИНУС МИЛЛИМЕТР

Эх, надо было брать зонтик! За шиворот то и дело падают крупные капли — оттаивающие машины стоят на смотровой канаве, из которой мы рассматриваем родственные платформы. Похоже на игру «Найдите пять отличий» — конструкции почти повторяют друг друга. Расположенные рядком эмблемы «Фольксвагена», «Ауди», «Шкоды» и СЕАТа видны на многих крупных элементах и говорят о полной их взаимозаменяемости.

У платформенных родственников расстояние между осями часто совпадает — у «Ауди» и «Шкоды» по 2578 мм. Однако у последней задние сиденья стоят глубже миллиметров на сорок, отсюда вполне просторная посадка во втором ряду. Да и ширина салона здесь на 25 мм больше. Все правильно, «Октавия» — скорее семейная машина, тогда как «Ауди» — автомобиль для водителя. Заметим, что кузов пятидверного «Спортбека» — нечто среднее между хэтчбеком и универсалом. Тем не менее чешская машина превосходит его по длине еще приблизительно на 300 мм. Почти весь прирост достался багажнику рекордного объема — 560 л против 370 л у «Ауди».

Сделать машину просторнее можно иначе — для модификаций с увеличенным объемом кузова базу чуть растягивают (у «Турана» — ровно на 100 мм). Так удалось расположить еще пару сидений (опция), где достаточно просторно и взрослым пассажирам. В среднем ряду все три кресла имеют продольную регулировку и могут быть сдвинуты вперед на 165 мм. В целом «Туран» — типичный мини-вэн с множеством боксов для мелких вещей и вариантов планировки салона.

Еще один параметр указывает на родство, хотя и не столь явно — близкие значения колеи (разница обусловлена размерами колесных дисков). Самая узкая колея у наиболее компактного А3, наиболее широкая — у массивного «Турана».

Совпадение геометрических параметров не случайно, подвески идентичны до мелочей: спереди — стойки «Мак-Ферсон» на литом алюминиевом подрамнике, сзади — многорычажная конструкция на стальном трубчатом. Есть и некоторые отличия — у «Октавии», например, серповидные передние рычаги сварные, у двух других автомобилей кованые, хотя те и другие сходны по присоединительным размерам.

Другие различия обусловлены весовыми и динамическими показателями машин и встречаются даже у модификаций одной и той же модели — чуть разнятся по толщине пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости, характеристики амортизаторов.

ВОПРОС ИМИДЖА

Технически ничто не мешает устанавливать совершенно одинаковую гамму моторов и коробок передач на все автомобили — но кто же тогда поверит, что «Ауди А3» относится к премиум-сегменту, и выложит за него до 60 тысяч долларов?

Ряд моторов «Шкоды» открывает 1,4-литровый агрегат, а диапазон мощностей сравнительно невелик — 75–140 л. с. На нашей — отнюдь не новый бензиновый восьмиклапанник объемом 1,6 л мощностью 102 л. с. с обычной пятиступенчатой «механикой» — разумный минимум для прагматика.

Другое дело «Ауди А3»: моторы здесь мощные и самые современные, а коробок передач целых четыре. На тестовом автомобиле стоит двухлитровый 16-клапанный дизель мощностью 140 л. с. с чудовищным моментом — 320 Н.м уже при 1750 об/мин! Вкупе с новым трехвальным шестиступенчатым «автоматом» DSG с двумя сцеплениями и «формульным» управлением лепестками на руле дизель придает отличную динамику — в ответ на нажатие акселератора «Ауди» просто выстреливает вперед!

Для «Турана» набор силовых агрегатов средний: слабого мотора тяжелому вагону просто не хватит, а очень мощный ни к чему. Стосильный турбодизель и шестиступенчатая «механика» — это умеренная динамика, вполне достаточная для города эластичность и отличная экономичность: 5,9 л/100 км в смешанном цикле.

КАРДАН, ЗАПАСКА И ДРУГОЕ

У нашей пары легковых машин есть и полноприводные версии. Вот здесь проявляется один из недостатков единой платформы. Доля модификаций 4х4 невелика, однако громадный пустой тоннель разделяет салоны всех трех автомобилей, включая безобидный «Туран». А вот конфигурация кормы различна: если у «Шкоды» под полом багажника полноценное запасное колесо, то в мелкой нише «Ауди А3» — лишь узкая «докатка». У «Турана» вовсе нет пятого колеса, лишь небольшой ремкомплект. В России дальше МКАДа с таким выезжать рискованно.

Что еще — рулевое управление? Ну, с ним проще простого: электроусилитель не требует монтажа насоса и сложной гидросистемы. А тринадцать (недавно их было «только» восемь) предустановок позволяют менять степень усиления и реактивного действия, добиваясь оптимальных характеристик.

С тормозами тоже никаких проблем — широкая номенклатура тормозных механизмов и дисков требует лишь колес с разным посадочным диаметром. А элементы электронной начинки автомобилей в большинстве совпадают, причем у доступных версий подчас она не проще, только отключена часть функций. Это дешевле, чем создать новое, хотя и не столь «умное» оборудование.

ПЛАТФОРМА — ПАНАЦЕЯ?

Сегодня, похоже, да. Это не прихоть конструктора, а требование экономиста. Он подскажет, при каких объеме и длительности производства, гамме моделей, удаленности заводов, стоимости в каждом из регионов транспорта, сырья, энергоносителей и рабочей силы выгодно то или иное конструктивное решение, большая или меньшая степень унификации. Тенденции последнего времени таковы, что доля интеллектуальных затрат в стоимости новой продукции возрастает. И если так, то выгоднее один раз потратиться на разработку универсальной платформы и на ней собирать десяток моделей в разных уголках света.

А что завтра? Возможно, платформы перестанут ограничиваться одним классом и будут охватывать сразу несколько, получив возможность растягиваться в длину и ширину. То есть превратятся в набор стандартных элементов, позволяющий строить различные сочетания подобно детскому конструктору.

РЕЗЮМЕ

Audi A3 Sportback 2,0 TDI — быстроходный динамичный автомобиль, отрада искушенного водителя.

+ Отличная динамика, великолепная шумоизоляция, точные реакции, высокая экономичность, четкая работа коробки передач, тщательная отделка салона.

— Высокая цена для умеренной комплектации, небольшие дверные проемы.

РЕЗЮМЕ

Skoda Octavia 1,6 MPI — спокойный по характеру и практичный автомобиль, неплохо приспособленный к российским условиям.

+ Просторный аккуратный салон, огромный багажник, большой дорожный просвет, мягкая комфортабельная подвеска, отличная шумоизоляция, полноразмерное запасное колесо.

— Умеренная динамика, немалая цена.

РЕЗЮМЕ

Volkswagen Touran 1,9 TDI — как и каждый мини-вэн, внутри больше, чем снаружи. Очень вместительный, со всеми «классовыми» достоинствами.

+ Просторный салон с множеством вариантов трансформации, огромный багажник, отличный обзор, хорошая шумоизоляция, экономичный двигатель.

— Высокая цена, малый дорожный просвет, отсутствие запасного колеса.

Соавтор: Фото: Георгий Садков

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии