«кто не успел, тот опоздал…»

«КТО НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ…»

И вот миру предстала «Дачия», она же «Рено Логан» – полноразмерный автомобиль С-класса, современный, но простой, просторный, но дешевый. Правда, 5000 евро – это только для румын, в России «Логан» будет стоить примерно 7500, как и в Германии.

Осознав реальность выхода на рынок автомобиля стоимостью на 440 евро ниже ближайшего конкурента – «Лады-110 Li 8V» (то есть нашей «десятки»), а по качеству сборки и надежности, пожалуй, ее превосходящего, представители Союза немецких автопроизводителей заволновались и стали строить прогнозы, несколько напоминающие пропагандистские. Мол, уважающий себя немец не пересядет на автомобиль, тормозной путь которого на четверть больше обычного для современной машины, где нет системы стабилизации, да и вообще еще не известно, на сколько звездочек потянет его пассивная безопасность. Президент Союза профессор Бернд Готтшальк заявил: «Немцы слишком озабочены своей безопасностью, чтобы пересесть на небезопасные автомобили!»

Но «Логан» сделал свое черное дело, развязав настоящую борьбу за снижение цен по принципу: кто не успел, тот опоздал. А это было как нельзя кстати, если учесть состояние экономики в странах ЕС и заметное сокращение здесь темпов продаж.

ТЕНДЕНЦИЯ, ОДНАКО!

Количество производителей, предлагающих автомобили по цене ниже 10 000 евро (речь о ценах в Европе), стало заметно возрастать. Раньше они стремились оснащать машины «по максимуму», а теперь начали борьбу в нижнем ценовом диапазоне. «Форд» уже выпустил версию «Ка Студент» всего за 8000 евро, но впереди – целый букет новинок, устремившихся в брешь, пробитую «Логаном». Это – совместно рожденная троица «Тойоты», «Пежо» и «Ситроена». Базовая японская версия «Айго» будет стоить менее 10 000 евро, как и «Ситроен-С1», а «Peugeot 107» и вовсе начнется от 8000.

Вспомнил свое имя и «Фольксваген» – уже в нынешнем году он предложит «Фокс» бразильской сборки за 9000– 10 000 евро. Для корейцев и это много! В планах «Хёндэ» – «Атос Оле» ценой 6990 евро и «Гетц Тим 06» за 9990. «Дэу», вернее, «Шевроле» атакует новым «Матизом» за 7890 и «Калосом» за 9490 евро. «КИА Пиканто» будет стоить от 8700 евро. Но и это не все. Итальянцы соблазняют покупателей автомобилем года – «ФИАТ-Панда» стоимостью от 8590 евро. А в планах еще более миниатюрная модель на базе концепта «Трепьюно», показанного в Женеве в прошлом году.

ДАВИДЫ ПРОТИВ ГОЛИАФОВ

Почему же «Рено» сделал «Логан» таким же просторным, как наши «лады»? Ведь остальные дешевые авто – малютки. Чтобы ответить на этот вопрос, задумаемся: чем сегодня определяется себестоимость автомобиля? Количество израсходованного металла и краски – далеко не главное. Сделать маленькую, но отвечающую современным требованиям безопасности машину сложнее, чем большую. Ведь у нее меньше зоны деформации, гасящие энергию удара, а значит, прочнее должна быть «клетка» салона, сложнее подушки. Плотность компоновки моторного отсека тоже значительно выше, а трудоемкость «деталюшечек» сопоставима с машинами классом выше. Вспомним, что ноутбуки всегда дороже равных по возможностям настольных компьютеров.

Очевидно, что покупатель, считающий каждый цент (или копейку), для которого купленный автомобиль долго будет единственным в семье (а именно на такой контингент Восточной Европы в первую очередь и нацелили «Логан»), предпочтет «больше автомобиля за небольшие деньги» и скорее смирится с отсутствием некоторых опций, например ESP, навигатора и боковых подушек безопасности, чем с куцым багажником и тесным для пятерых салоном.

В свете наметившегося прорыва в наиболее дешевом секторе рынка нашим «ладам» достаточно сбросить этак евро 700, а вот остальным производителям придется, видимо, подумать над срочной разработкой простых и недорогих моделей компакт-класса, чтобы конкурировать с «Логаном». А спрос на них наверняка будет, несмотря на все прогнозы. Немцы, конечно, любят безопасность, но и считать деньги в кошельке они привыкли!

Подпишитесь на «За рулем» в