Увод

УВОД

КОНКУРС

Отчего «четверка» стала неустойчивой? По мнению многих, матерый дачник Сеня, в отличие от соискателей премии, не знал простых вещей – и перегрузил багажник. Так ли это?

Вернемся к условию задачи. Сначала «четверка» Сене не понравилась. Но где тут хотя бы намек на слово «неустойчивость»? Пересев за руль незнакомого автомобиля, многие какое-то время к нему адаптируются – и только! Так что груз был размещен правильно. Устойчивость же, если вы не забыли, стала «никакой» после перестановки колес.

Изучая письма, мы также поняли, что в вопросах поведения машины на дороге большинство (!) из вас ориентируется слабее, чем в устройстве «железяк»… Очень жаль, друзья. Уж лучше бы наоборот, поскольку речь о безопасности. Обратимся к терминологии.

Что такое «неустойчивое равновесие», все проходили в школе. Отсюда один шаг до «неустойчивого автомобиля». Его руль – как шест в руках канатоходца: зыбкое равновесие поддерживается непрерывным его перемещением. Чем быстрее и точнее, тем лучше. Неустойчивый автомобиль нужно «ловить» рулем, не позволяя рыскать. Любую траекторию – только отпусти руль! – машина тут же «загибает» все круче, пока задняя ось не обгонит переднюю, войдя в занос.

Не нужно это путать с тем, когда машина вполне послушна, но руль немного тянет в одну сторону. Таковы многие переднеприводные. Кто-нибудь жалуется на их неустойчивость? Нет. Ведь усилие стабильно, его легко парировать.

В чем же разгадка Сениной проблемы? Вопреки байкам эластичные шины не «катятся как по рельсам»! Попробуем развернуться с минимальным радиусом. Это возможно на малой скорости. Чуть прибавим – ширины улицы мало, машину выносит на бордюр. Дело в том, что шины в повороте «подламываются» – и с каждым оборотом их все сильней уводит к внешней стороне поворота. Чем больше скорость, круче поворот, больше нагрузка на шину и меньше давление в ней, тем сильней увод. У шины с мягким протектором и высокими шашками увод больше, чем у лысой.

Сочетание большого увода задних шин и малого передних опасно: если вовремя не вмешаться, автомобиль все больше отклоняется внутрь поворота – масса, приходящаяся на задние колеса, движется по траектории все большего радиуса. Возникает порочный круг: увод создает дополнительную центростремительную силу, которая увеличивает увод! Если водитель это прозевал – занос неминуем.

Но беда еще и в том, что обратное корректирующее движение руля (особенно – неумелое!) опять-таки вызывает чрезмерный увод задка! Машина неустойчива. Очень коварна она при высокой скорости, на скользком покрытии и т. д., когда занос может произойти совершенно неожиданно.

Давление в шинах сильно сказывается на поведении автомобиля. Оптимальное указано в любом руководстве по эксплуатации автомобиля – и это результат серьезных испытаний. Для «четверки» рекомендуют 1,6 кгс/см2 в передних шинах и 2,1–2,3 кгс/см2 в задних. Большое давление предотвращает чрезмерный увод тяжелой кормы. Ну а что же натворил забывший об этом Сеня? Сзади слева поставил колесо с минимальным давлением, что сразу увеличило увод по задней оси до неприемлемого. Впереди оказалась запаска, давление в которой, если зять – практичный человек, было максимальное. (Стравить воздух легче, чем накачать.) Результат – уменьшение увода передка. Итог – неустойчивость.

Кстати, о грузе. Четверть тонны, даже при правильном размещении в салоне, существенно больше нагружает задние колеса, чем передние. А это еще один повод держать в шинах положенное давление, что и должен был сделать Сеня.

Мы поздравляем Павла Вдовина с победой в этом туре!

ЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

Валера ехал довольно шустро: километров сто его старенькая «Нива» выдавала легко. Въехали под тучку, в самый ливень, я и говорю: давай, мол, аккуратней! Асфальт неровный, скользкий, да и шины у тебя прилично сношены, с какими-то «плешками». Валера только процедил в ответ: «Не дрейфь…» – на том и закончил: «Ниву» внезапно занесло, она пересекла дорогу, обочину – и оказалась в подсолнухах. Нам повезло – не опрокинулись!

Валера загрустил. Он гордый. Незадолго до этого поменял шаровые, сайлент-блоки, кое-что в рулевом, сзади – новые штанги… Отчего такой конфуз?

Надеемся, читатели ситуацию прояснят.

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 мая 2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected].

Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в