Чем влекут трофи-рейды

ЧЕМ ВЛЕКУТ ТРОФИ-РЕЙДЫ

В то же время они здесь и главные болельщики. Тонкие знатоки, способные по-настоящему оценить ожесточенную борьбу спортсменов с бездорожьем, пока приезжают редко.

А зря. Трофи-рейды – одни из самых зрелищных в автоспорте. Непосвященные поначалу отказываются верить, что, скажем, вон тот ручей с высокими глинистыми берегами можно преодолеть на машине. А потом с открытыми ртами наблюдают, как диковинные агрегаты вразвалку переползают через поток и со звериным рыком исчезают в чащобе.

КАТКИ, ШНОРХЕЛЬ И БЭД-ЛОК

За последние пять лет во «внедорожном движении» произошел качественный скачок. Увидев сегодня стандартный спецучасток и подготовленный автомобиль образца 2005 года, джипер из «далекого» XX века будет поражен. Он не знает, что в создание лучших машин нынче вкладывают десятки тысяч долларов, что команды обзавелись спонсорами, а в этих соревнованиях выступают «профи», ради гонок оставившие работу.

Еще совсем недавно оснащенный лебедкой полноприводник можно было встретить довольно редко, а колеса диаметром 33 дюйма считали очень большими. Нынче автомобиль без лебедки просто не допустят к старту: какому организатору охота заниматься эвакуацией застрявших тяжеловесов. Но какой бы сильной и быстрой ни была лебедка, лучше вообще не застревать. В результате борьба за дорожный просвет не только увеличила размер колес, но и открыла моду на редукторные мосты.

Как известно, УАЗы оснащают двумя типами мостов – «военными» и «колхозными», так вот первые – как раз то, что надо. Дорожный просвет больше почти на 7 сантиметров. А это порой означает – проехал или застрял, выиграл или проиграл несколько минут, гонка-то идет на время, несмотря на невысокую среднюю скорость. Если у вас не УАЗ, а, например, «Ленд-Ровер», то аналогичную функцию выполняют мосты от военного грузовичка «Вольво-Лапландер» – их так и называют лапландеровские.

Теперь о колесах. Правила гонок часто устанавливают максимальный размер резины – 40 дюймов. Это метр в диаметре! Но время от времени раздаются предложения вернуться к истокам и вовсе запретить подобные «катки». При этом забывают, что нынешние трассы порой просто не дают шанса добраться до финиша на меньших колесах, особенно если это набирающие популярность болотистые участки.

Когда-то считали правильным на зыбком грунте стравливать давление в шинах до одной атмосферы, а то и ниже. Теперь на штурм болот спускают колеса до 0,2, когда недолго и разбортоваться. Такое бывает, поэтому в ящике с инструментами у настоящего трофиста найдешь жидкость для мытья посуды. С ней покрышка монтируется на место за считанные минуты. А еще на колесный диск устанавливают специальное стопорное устройство «бэд-лок».

Другое иностранное слово, прочно утвердившееся здесь, шнорхель – воздухозаборник, оберегающий двигатель от воды при штурме глубокого брода.

Чтобы облегчить автомобиль, в ходе его постройки удаляют все ненужное, включая заднюю часть кузова: кабина заканчивается как раз за креслами пилота и штурмана. Некоторые стальные кузовные панели заменяют алюминиевыми или пластмассовыми.

Наконец, последний писк моды – установка силового агрегата от переднеприводного автомобиля… поперек. Вместо ШРУСов монтируются карданы, идущие непосредственно к мостам. После того как предложившие эту схему Сергей Савенко и Алексей Гарагашьян умудрились за 40 минут проехать трассу, рассчитанную на 8 часов, у них сразу нашлись последователи в нескольких командах.

Все сказанное здесь о технике трофи-рейдов – свидетельство того, что езда по бездорожью далеко ушла от «покатушек» любителей и превратилась в спорт, требующий профессионального подхода. В то же время, чтобы не отталкивать от этих соревнований владельцев менее сложных и дорогих машин, введены зачетные группы. Не вдаваясь в подробности, назовем их: Т1 – стандартные машины с минимальными изменениями, Т2 – заметно модифицированные, Т3 – прототипы.

КАК СОРЕВНУЕМСЯ

Вседорожники в России принято называть джипами, но на соревнованиях марку «Джип» встретишь не часто. Самым-самым «джипом» у нас оказался «Ленд-Ровер». Именно на этих машинах в свое время состязались участники экспедиций «Кэмел Трофи». В 1990 году она проходила в Сибири и, можно сказать, дала мощный толчок развитию нашего «внедорожного движения».

В середине 90-х в Москве родился Club 4х4, в Питере – Off-road & 4x4 Club, а еще в Челябинске, Новосибирске… На рубеже веков движение набирает силу. В Москве это гонка «Партизан-трофи», в Твери – внедорожный клуб «Лебедушка», в Челябинской области – джип-фестивали «Заха». С каждым годом таких событий все больше и больше.

В отличие от других соревнований, где каждый экипаж сам по себе, покорение бездорожья с самого начала построено на принципах боевого братства. Тот же «Партизан» – командная гонка, где победа присуждается команде, финишировавшей первой, а не самому быстрому экипажу, который, оставив товарищей в лесу, помчался за медалями.

Самый распространенный сценарий «трофи» – линейная гонка с раздельным стартом. Трасса единая для всех участников – заранее оговорена и прописана в легенде. Экипажи стартуют через небольшие интервалы и на первом же «засадном» участке снова собираются вместе. Это может быть брод, болото, овраг, глиняный подъем и т.д.

Результаты подсчитывают судьи, отмечающие время прохождения спецучастков. Под угрозой безжалостной пенализации (штрафных очков) работа спортсменов с лебедкой. Сейчас они обязаны пользоваться корозащитной стропой (широким ремнем, который обматывается вокруг ствола дерева, чтобы не повредить кору). Если этого приспособления нет, следует наказание.

Есть еще гонки другого типа – GPS-ориентирование, когда вместо легенды раздается список точек, в которые надо прибыть, пользуясь навигационным оборудованием.

МНЕНИЯ

Борис Гадасин, чемпион России по трофи-рейдам, организатор 1-го этапа чемпионата России «Тосненские болота»:

Трофи-рейды сегодня – это солидный чемпионат, собирающий около 150 участников в год. Здесь по-настоящему сильный экипаж при любых условиях может «привезти» хороший результат, будь он на «уазике» за 4000 долларов или на иномарке-прототипе за 100 000. В этом, думаю, коренное отличие трофи-рейдов от других автодисциплин. Не случайно на чемпионат от организаторов подается в три раза больше заявок, чем он может принять. Стремительно растет и спортивная подготовка участников. Первая десятка на чемпионате России – это бесспорно те, кто способен преодолеть любое бездорожье. Убежден (благо была возможность для сравнения) – лучше их никто в мире этого не умеет делать.

Андрей Слепушкин, организатор командного первенства России «Партизан-трофи»:

Трофи-рейды, настоящий автомобильный экстрим. При том, что вождение полноприводника в таких условиях – занятие, вполне сравнимое (не удивляйтесь) с игрой на скрипке. Здесь все – на кончиках пальцев. Кнопочку не нажмешь, блокировку не отключишь, недогазуешь или перегазуешь, колеса не так повернешь – и все, сидишь по капот в грязи.

Трофи-рейды, наверно, первый в России вид спорта, когда из-за обилия экипажей и соревнований (на 2005 год планируется 27 стартов) чемпионат приходится делить на азиатскую и европейскую части. Если учесть, сколько в нашей стране свободных пространств, то претендовать на ведущее место в мировом внедорожном автоспорте нам вполне по силам.

Подпишитесь на «За рулем» в